Папки-передвижки

Коррекционные технологии, как средство профилактики замкнутости у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Галина Василькова
Коррекционные технологии, как средство профилактики замкнутости у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема проявления у детей дошкольного возраста эмоционально-личностных нарушений, в частности замкнутости, несмотря на достаточную изученность различными учеными мира, не теряет своей актуальности и нуждается в детальном исследовании в связи с усиливающимся негативным влиянием данного феномена на общее развитие ребенка.

Замкнутость – это сложное психологическое образование, проявляющееся как естественная реакция на настоящую или вымышленную опасность.

Публикация «Коррекционные технологии, как средство профилактики замкнутости у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах

Данный феномен может проявиться в любом возрастном периоде, однако многочисленные исследования ученых показывают, что именно в дошкольном возрасте замкнутость проявляет себя наиболее ярко. В этом возрасте замкнутость наиболее успешно подвергается психологическому воздействию, поскольку она в большей степени обусловлена эмоциями, чем складом характера ребенка.

Замкнутость мальчиков и девочек воспринимается обществом по-разному, ввиду сложившихся стереотипов.

От мальчиков всегда ожидают большей, чем у девочек активности, поэтому замкнутость обнаруживают легче. А замкнутость девочек часто воспринимают как добродетель : скромность, воспитанность. И поздно диагностированная девичья замкнутость в итоге может привести к большим, чем у мальчиков проблемам в дальнейшем.

Замкнутость обычно рассматривается как негативная черта характера, которая доставляет массу неудобств своему обладателю. Замкнутый человек сложно идет на контакт, заводя новые знакомства, опасается незнакомых людей, плохо адаптируется в новом коллективе, сложно открывает душу другим. И все это вовсе не от любви к одиночеству: иногда таким людям особенно сильно хочется контактировать с другими, вот только с этим возникают сложности.

В толковом словаре В. В. Лопатина слово «замкнутость» толкуется как отчужденный от остального общества, не общающийся с другими; обособленный, скрытный, необщительный.

В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «замкнутость» определяется как обособленный, отъединённый от общества, занятый своими узкими интересами.

Из всего существующего многообразия определений понятия «замкнутость» предпочтение отдается следующей трактовке изучаемого феномена: «Замкнутость — нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений».

В настоящее время замкнутость – это социальная проблема, и чем раньше ее выявить, тем больше вероятности, что она пройдет.

Замкнутость ребенка является следствием каких-либо причин, которые привели к такому состоянию:

- Нередко дети замыкаются в себе из-за частых ссор родителей, которые происходят прямо на его глазах. А если ребенка еще и привлекают к таким перепалкам, проблемы могут быть еще серьезнее.

- Замкнутыми вырастают и те дети, которые страдают от недостатка общения. Ребята, которые жили в окружении других детей, регулярно ходили на прогулки или посещали детский сад, как правило, проблем такого рода не имеют. А вот если малыш много времени проводит со взрослыми, которые вечно заняты своими делами и, хуже того, отмахиваются от ребенка, то замкнутость – самый очевидный вариант развития событий.

- Замкнутость может возникнуть вследствие обиды на что-то или огорчения от действий, или бездействия взрослых и сверстников.

- Тяжелая болезнь ребенка или частая болезненность, болезнь близких и тревога за них — тоже могут стать причинами замкнутости.

- Если не спрашивают мнение ребенка или ему не доверяют, то он может ощутить себя ненужным и лишним. Детям свойственно перекладывать это на себя, поэтому неполноценность они проявляют излишней замкнутостью. Ребенок, должен участвовать в семейных делах.

- Индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость).

Некоторые исследователи считают, что замкнутость возникает у дошкольников из-за эмоционального неблагополучия. Оно может приводить к двум типам поведения детей.

К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и т. д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношений с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутриличностному конфликту.

Если у ребенка все - таки присутствует данное нарушение, следует проводить коррекцию.

Коррекция представляет собой особую форму психолого-педагогической деятельности, направленной на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития личности ребенка, оказание ему специальной психологической помощи.

В зависимости от масштаба решаемых задач коррекция может быть общей, частной, специальной. Общая коррекция предполагает мероприятия общеукрепляющего порядка, нормализующие микросреду клиента, регулирующие психофизическую, эмоциональную нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Под частной коррекцией понимают набор психолого-педагогических воздействий, представляющих собой адаптированные для детского и подросткового возраста психокоррекционные приемы и методы, используемые в работе со взрослыми, а также специально разработанные системы психокоррекционных мероприятий, основанные на ведущих для определенного возраста онтогенетических формах деятельности, уровнях общения, способах мышления и регуляции. Специальная коррекция – это комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности, отдельных ее свойств или психических функций, проявляющихся в отклоняющемся проведении и затрудненной адаптации (застенчивость, агрессивность, неуверенность, ассоциальность, неадекватная самооценка и др.).

Следовательно, коррекция – это деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Анализ основных подходов к коррекции замкнутости показал, что коррекция комплексно сочетает различные виды, формы и методы коррекции. Для избавления от замкнутости нужно использовать следующие виды коррекции : игра, физическая культура и различного рода терапии. Их использование, с учетом психофизиологических особенностей ребенка, позволит не только выявить симптомы отклонений, но и ликвидировать причины возникновения отклонений.

В настоящее время увеличивается значимость внедрения в коррекционную работу в условиях ДОУ различных коррекционных технологий.

В контексте данной работы наибольший интерес для организации работы по профилактике замкнутости в ДОУ представляют коррекционные технологии.

Коррекционная технология – это «система функционирования всех компонентов педагогического процесса, всех личностных, инструментальных и методологических средств, построенная на научной основе», используемых для достижения определенных коррекционных целей.

Коррекционные технологии профилактики замкнутости представляют собой область научной деятельности, исследующей и внедряющей в практику работы дошкольных образовательных учреждений наиболее рациональные пути реализации методов, приемов, техник коррекционного воздействия на детей с целью предупреждения и минимизации возможных последствий проявления страхов.

Коррекционные технологии классифицируются следующим образом:

коррекционные здоровьесберегающие технологии;

коррекционные технология проектной деятельности;

коррекционные технология исследовательской деятельности;

коррекционные технология «ТРИЗ»;

коррекционные информационно-коммуникационные технологии;

коррекционные личностно-ориентированные технологии;

коррекционные игровые технологии;

коррекционные арт-технологии;

коррекционные технологии создания предметно-развивающей среды.

В контексте нашего исследования, на наш взгляд более эффективное воздействие на профилактику замкнутости окажут такие коррекционные технологии как здоровьесберегающие, игровые, арт-технологии и технологии создания предметно – развивающей среды.

Так, коррекционные здоровьесберегающие технологии направлены на обеспечение возможности сохранения здоровья детей, привлечению ребенка к ценностям здорового образа жизни. Данные технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. Их использование позволяет снять мышечные зажимы, нервное напряжение, приобрести уверенности в себе, улучшение общего физического состояния, способствуют нормализации эмоциональной сферы ребенка, препятствуют появлению и закреплению страхов.

В дошкольных образовательных учреждениях используются такие разновидности коррекционных здоровьесберегающих технологий, как:

1) Медико-профилактическая коррекционная технология

2) Коррекционные физкультурно-оздоровительные технологии

3) Коррекционные технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка

Коррекционная игровая технология включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Главная цель реализации данной технологии – не переделывать ребёнка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Коррекционная арт-технологии основаны на использовании основных методов арттерапии. Участвуя в арттерапии, изобразительной деятельности, литературном и музыкальном творчестве, драматизации, ребенок получает широкие возможности для самовыражения и самопозна-ния. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Основные функции коррекционных арт-технологий включают в себя : катарсистическую (очищающая, освобождающая от негативных состояний); регулятивную (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния); коммуникативно-рефлексивную (обеспечивает коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

Коррекционные технологии создания предметно-развивающей среды предполагают обеспечение такой социокультурной, пространственно-предметной развивающей среды, которая бы позволила ребенку проявить, развивать свои способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка под наблюдением взрослого.

Таким образом, замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми. Она может быть вызвана разными причинами: может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. При взрослении ребенка в благоприятных обстоятельствах и условиях жизни, как правило, замкнутость может исчезнуть. Если же она остается и в дальнейшем, то это является признаком неблагополучия и говорит о физической и нервной ослабленности человека.

Публикации по теме:

Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация «Нетрадиционные средства профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста» Самым лучшим средством профилактики плоскостопия у детей является ходьба по земле, гальке, песку и траве. Но что делать в холодное время.

Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста Игровые упражнения для профилактики нарушения зрения у детей дошкольного возраста. 90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения.

Использование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возрастаИспользование корригирующих упражнений как средство профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям. Каждый из нас постоянно находится в поиске.

Каталог игр по профилактики дорожно-транспортного травматизма для детей дошкольного возраста Каталог игр по профилактики дорожно-транспортного травматизма для детей дошкольного возраста «СВЕТОФОР» (танцевально – дидактическая игра.

Консультация для педагогов «Игровые технологии как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст — это начальный этап формирования ценностной ориентации в окружающем мире, именно в этот период закладывается позитивное.

Коррекционные технологии Коррекционные технологии Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены.

Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Методическая разработка для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста «Обезьяний остров» Автор Бурова Светлана Александровна.

Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях доп. образования Проект «Партерная гимнастика как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования».

Консультация для педагогов ДОУ «ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка» Консультация для педагогов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекционные технологии, как средство профилактики замкнутости у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Опубликовано: 22 мая 2019 в 09:26
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционные технологии, как средство профилактики замкнутости у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Василькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД