Фарида К
Арт-технологии для развития творческой активности учащихся во внеурочной деятельности средствами кукольного театра
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-технологии для развития творческой активности учащихся во внеурочной деятельности средствами кукольного театра
Выступление на педагогическом совете
Мастер – класс
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
Каримовой Ф. Ф.
Тема:
Использование АРТ-технологий
для развития творческой активности детей
во внеурочной деятельности средствами кукольного театра
Публикация «Арт-технологии для развития творческой активности учащихся во внеурочной деятельности средствами кукольного театра» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Театр. Театрализованная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: Познакомить учителей с элементами арт-технологий средствами кукольного театра, которые направлены на ощущение детей радости творчества, желание творить.
Оборудование и материалы. Ширма для кукольного спектакля, куклы, декорация, музыка на компьютере, тексты пьесы.
Вступительное слово
Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современный урок невозможно представить без внедрения инновационных технологий. Во всём многообразии технологий учитель выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей.
Четыре года обучения в начальной школе - это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.
Каждому педагогу хочется сделать жизнь детей в школе содержательной, активной, интересной, творческой. Он стремится найти новые пути эстетического воспитания и художественного образования детей, привития социально-нравственных качеств, ищет приёмы развития индивидуальных творческих способностей младших школьников.
Для того чтобы учить светло, радостно, без принуждения в начальной школе мы применяем арт-технологии. Что это такое?
Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Основные цели арт-технологии - самовыражение, расширение личного опыта, самопознание. Это терапия искусством. Она связана с раскрытием внутренних сил человека. В основе арт-технологий, применяемых в педагогике и психологии, лежит использование приёмов арт-терапии. Впервые термин «арт-терапия» был употреблён Адрианом Хиллом в 1938 году. Это британский художник и первооткрыватель арт-терапии. Он обнаружил что рисунок хорошо помогает больным вызоравливать. В 1945 году он опубликовал свои идеи в художественной книге «Искусство против болезней». Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. В настоящее время наряду с этим термином используются близкие по значению названия «арт-терапевтические технологии», «терапия творчеством», «креативная терапия».
Одним словом, арт-технологии в начальной школе – это игра, рост творческой активности.
Я хочу поделиться с вами своим опытом, показать как я создаю условия для развития творческой активности детей во внеурочной деятельности средствами кукольного театра, который называется «Изучаем, создаем, играем».
На занятиях в кукольном театре приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт и самостоятельное творчество. Выполняя любое упражнение, ребенок проделывает тот же путь, что и большой актер при работе над ролью. Воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет первостепенное значение.
В школе должна быть деятельность, которая бы способствовала сближению детей, раскрытию их внутреннего мира, приближению к знаниям не только через разум, а через чувства и эмоции. Такой деятельностью может стать театральная. Именно в ней наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить – играя.
Выдающийся советский психолог Лев Семенович Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества»
Кукольный театр и детское творчество в жизни ребенка тесно связаны между собой: его фантазии воплощаются в живые образы и театральное действие. В этом и заключается наибольшая ценность арт-технологии. Цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми театральным искусством, - сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.
Сообщение темы и цели занятия
Сегодня мы проведём занятие внеурочной деятельности кукольного театра. Конечный продукт любой театральной деятельности это – постановка спектакля, у нас в конце занятия тоже будет постановка кукольного спектакля. На занятии мы займемся созданием кукольного спектакля : «Медведь и лиса». Спектакль рассчитан на взрослую аудиторию.
Сейчас мы разделимся на три творческие группы : художники по декорациям(2-3, актёры ( 5: рассказчик-1, сценические актеры-1, озвучивают роли-2, музыкальные руководители (2). Вакансия на место режиссёра. Кто желающий?
Творческая работа участников мастер-класса
Прошу ознакомиться с текстом пьесы и приступить к выполнению. Время на выполнение 5 минут.
Задачи:
Художники по декорациям расставляют дом лисы, дом медведя, деревья и т. д. т. е. то что подходит к спектаклю.
Музыкальные руководители подбирают музыкальное оформление.
Актёры распределяют роли, работают с текстом, «вживаются в роль», «оживляют куклу» (Чтобы кукла «ожила» на каждое слово – движение (кивок головой, жесты руками).
Режиссёр руководит всей постановкой.
Творческий продукт
Все группы закончили свою работу. Художники по декорациям оформили ширму. Музыкальные руководители подобрали музыку. Предоставляем слово актёрам.
Медведь и лиса. Олеся Емельянова
Рассказчик
Жили в чаще по соседству
И знакомы были с детства
Бурый мишка и лиса,
Леса местного краса.
Одному жить не годится,
И Медведь решил жениться.
Посоветовали все -
Свататься идти к лисе.
(музыка «Я за тобой»)
Медведь
Тук-тук-тук! Лиса-девица,
В дом к тебе Медведь стучится.
Замуж за меня пойдешь?
Лиса
Ну, Медведь! Ну, ты даешь!
За тебя я не пойду,
Мужа лучше я найду.
Посмотри-ка, твои лапы
Коротки и косолапы,
Шерсть как валенок, а ты
Не герой моей мечты!
Медведь
Ну, и ладно! Ну, и пусть!
На другой лисе женюсь!
Рассказчик
И ушел Медведь домой.
А лиса:
Лиса
Ах, боже мой!
Зря я так! Медведь богатый –
Он меды гребет лопатой.
Хватит маяться одной,
Стану я его женой.
Рассказчик
И лиса пошла к медведю.
(музыка «Я хочу быть с тобой»)
Лиса
Тук-тук-тук!
Медведь
Кто там?
Лиса
Соседи.
Отказала я напрасно,
Замуж выйти я согласна!
Медведь
Мне жениться на тебе?
Что ли враг я сам себе!
Ты лисица рыжая,
Рыжая – бесстыжая!
И слыхал я от крота,
Ты на лапу нечиста!
Убирайся!
Лиса
Вот те слово,
Выйду замуж за другого!
Ухожу я навсегда!
(музыка «Уходи и дверь закрой»)
Рассказчик
Зарыдала от стыда,
И домой пошла лисичка.
А Медведь:
Медведь
Вот истеричка!
Но кажись, в меня она
Очень сильно влюблена!
Зря я так погорячился,
Я ж почти на ней женился,
Ведь она красавица
И в лесу всем нравится.
Вот дурак, чего я жду?
Снова свататься пойду!
(музыка «Все для тебя»)
Рассказчик
И Медведь пошел к лисе.
Медведь
Тук-тук-тук! Кто дома?
Лиса
Все!
Медведь
Вот что, милая лисица,
Я опять решил жениться!
За меня ты выходи!
Лиса
Прочь отсюда! Уходи!
Ну, чего ты там стоишь?
Вот увидишь, даже мышь
За такого не пойдет,
Лучше жениха найдет!
Медведь
Я к тебе со всей душой…
Лиса
Да, подарок небольшой!
Уходи!
Медведь
Ну, и уйду,
К мыши свататься пойду!
Лиса
Вот обрадуется мышь!
Медведь
Жизнь всю в девках просидишь!
(музыка «Не хочу думать о тебе»)
Рассказчик
И ушел Медведь ни с чем.
А лиса одна совсем.
Лиса
Что же натворила я?
В жизни главное – семья!
А ведь Мишенька пригожий,
Хоть немного толстокожий.
Где такого я найду?
Лучше за него пойду!
Рассказчик
А пришла – Медведь не хочет,
Снова голову морочит,
И лиса ему за это
Платит тою же монетой,
После слезы льет в подушку.
Так и сватают друг дружку!
(музыка конец «Давай с тобой дружить вместе»)
Рефлексия
Всем огромное спасибо. Все отлично справились с работой. Как заканчивается любой спектакль? Конечно аплодисментами. Оценим работу групп аплодисментами.
Подведение итогов.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Нам, учителям необходимо создать такие условия, при которых у учеников будет развиваться положительная самомотивация. Нам необходимо видеть наших учеников счастливыми, получающими удовольствие от процесса обучения и, на мой взгляд, в начальной ступени обучения этого можно достичь применяя на уроках элементы арт-технологии.