Татьяна Владимировна Хлебникова
Приемы и методы ритмического моделирования в арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы и методы ритмического моделирования в арттерапиии.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вам несколько приемов из многих, существующих в арттерапии, которые использую на занятиях с детьми.
Арттерапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования, и здесь очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех.
Публикация «Приемы и методы ритмического моделирования в арт-терапии» размещена в разделах
Изобразить движение на плоскости листа или холста мы сможем только если будем понимать и чувствовать ритм. Очень важно не только воспринимать ритм, но и уметь создавать свой ритм звуков, движений, форм и цветов.
Работа по созданию ритмов начинается с подготовительного этапа, а именно с раскрытия понятия “ритм” на понятном для детей языке.
Ритм - это когда через определенные промежутки повторяются звуки, слова, движения.
Затем мы с ребятами совершаем экскурсию по группе и не только по группе, а и по детскому саду, и ищем ритмы. Это не только полезно, но и очень увлекательно.
На занятиях мы говорим о ритме, когда знакомимся с клеткой в тетради и выводим графические диктанты.
Дети уже познакомились с понятием формы и цвета окружающих предметов, знают, что такое ритм. Теперь мы можем начинать работу по созданию собственных ритмов.
1. Первый ритм, который мы будем создавать – это ритм формы
Детям раздаются разлинованные листы, в которых столько строчек, сколько ритмов нужно изобразить.
Сейчас рисовать ритмы будем простым или черным карандашо. Это простые ритмы из геометрических фигур.
1 строчка : ритм - кружок, кружок, кружок. Надо стараться, чтобы круги были одного размера, расстояние между ними делать одинаковое. Рисуем до конца строчки.
2 строчка : ритм : большой кружок - маленький кружок, большой кружок - маленький кружок.
3 строчка: овал, овал, овал
4 строчка: большой квадрат – маленький прямоугольник, маленький прямоугольник большой квадрат - маленький прямоугольник. маленький прямоугольник.
Эту строчку мы даем, чтобы дети поняли, что можно ритм составить из разных фигур, а также разных размеров, главное, что должен сохраняться ритм.
5 строчка: на пятой строчке объединим две фигуры вместе: треугольник и кружок.
Показать детям как должна выглядеть совмещенная фигура
На шестой строчке создайте свой собственный ритм формы.
Прочитайте пожалуйста свой ритм.
Следующий этап работы – это работа с цветом.
Сейчас вы увидите, как на глазах меняются строчки, когда начнете раскрашивать фигуры. Мы с помощью цвета сделаем из этих строчек цветовой ритм этих фигур.
У детей недостаточно развито воображение, поэтому сначала надо показать способы закрашивания. Например, весь круг раскрасить красным или синим, можно использовать и другие цвета; поделить круг вертикально пополам, половинку круга раскрасить в синий цвет, половинку в желтый, также горизонтально поделить круг и раскрасить по половинке; можно заштриховать линиями; сделать круг пятнистым.
Первая строчка составит такой ритм : синий кружок- красный кружок, синий кружок – красный кружок. Можно взять два других чередующихся цвета.
У детей недостаточно развито произвольное внимание, поэтому рекомуем детям в будущих красных кружках поставить красные точки, а в будущих синих - синие. Уместите пожалуйста на строчке 8 кругов.
На начальных этапах можно предложить варианты закрашивания
– большой и маленький кружок – желтые, большой и маленький кружок – зеленые. Можно чередовать: большие круги–желтые, маленькие - зеленые.
Третья строчка: придумайте сами свой цветовой ритм.
Прочитайте свой ритм, пожалуйста.
Давайте сделаем пятую строчку.
Кого эти две совмещенные фигуры напоминают?
Похоже на человечка, клоуна. Чередуем веселое лицо и грустное лицо. У шапочек (треугольников) чередуем кисточку и помпончик, кисточка – помпончик. Можно чередовать так: 1 фигура - красный круг с зеленым треугольником, 2 фигура – зеленый круг с красным треугольником.
Следующий этап. Лепка ритма.
Небольшое отступление: И в школе и в детском саду программа составлена так, что в основном нагружается левое полушарие, особенно в школе. Для установления межполушарного взаимодействия мы будем лепить двумя руками.
Давайте слепим ритм первой строчки.
Возьмем в одну руку пасму с пластилина, а другой будем отщипывать равные кусочки красного и синего пластилина. Будем лепить шарики. В каждую руку возьмем по кусочку пластилина. Первые шарик крутим большим и указательным пальцами, второй шарик лепим большим и средним пальцами, третий - большим и безымянным, четвертый –большим и мизинцем. Теперь тоже самое делаем из красного пластилина. Складываем на листочек. Получились шарики. Чтобы сделать кружочки, мы должны эти шарики сплющить. Берем шарики и поочередно зажимаем между пальцами так, как мы лепили сами шарики, т. е. между большим и указательным, между большим и средним пальцем и т. д.
Теперь выкладываем ритм.
Давайте слепим ритм из овалов. Делаем тоже самое, что и с шариками, только лепим короткие колбаски. Детям можно приговаривать туда-сюда.
Сплющиваем.
Ритм из цветной бумаги.
Нарезаем полоски соответственно размерам фигур.
Складываем первую полоску цветной бумаги так, чтобы каждое сложение было в форме прямоугольника, а вторую полоску, чтобы каждое сложение составляло квадрат. Для младших школьников можно усложнить : одну из чередующихся фигур заменить на круг.
Арттерапия позволяет сделать процесс создания ритмов радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих и безоценочное принятие ими продуктов творчества ребенка, повышают его самооценку и степень самопринятия.
Ребенок может экспериментировать с цветом и формой. Здесь нет “плохо-хорошо” правильно-неправильно. Есть самостоятельный выбор и фантазия.
Вместе с тем формируется самоконтроль и произвольность внимания, устанавливаются межполушарные связи, развивается зрительно-моторная координация. Проговаривая ритмы, дети учатся правильно распределять свое дыхание, а также такие занятия служат средством коммуникации.