Любовь Михайлова
Конспект занятия по аппликации на тему «Русские матрёшки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Для детей второй младшей группы с 3-4 лет.
Аппликация на тему : «Русские Матрёшки».
Цель: - Продолжать закреплять знания детей о народной игрушке – Матрёшке. Познакомить с жилищем наших предков – «русской избой».
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия по аппликации на тему „Русские матрёшки“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка, матрёшки. Аппликация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- Продолжать расширять знания детей о русских народных промыслах, знакомить детей с историей создания Русской Матрёшки.
- Продолжать формировать понятие, из чего сделана Матрёшка, как украшена, учить детей с уважением относиться к труду художников и народных мастеров России.
- Расширять и пополнять словарный запас детей: русская изба, матрёшка, расписная, народная игрушка, деревянная, хозяюшка, сундук, сарафанчик и др.
- Продолжать вовлекать детей в творческую деятельность в аппликации, закреплять умение пользоваться клеящим карандашом; учить украшать силуэт «Матрёшки» декоративными элементами заранее приготовленными педагогом: цветами, листочками; белой гуашью и ватной палочкой рисовать горошинки на платочке у Матрёшки.
- Продолжать развивать детское творчество, воображение, аккуратность, самостоятельность, знания детей о форме и цвете.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Оборудование и материалы: наглядный материал «Русские Матрёшки»; создание в группе мини-макета «Русской избы с горницей» с предметами быта; костюмы в русском народном стиле для Хозяюшки, Матрёшки и детей; музыкальное сопровождение (музыка детский фольклор «Зимушка сударушка», танец «Весёлые Матрёшки», «Как на тоненький ледок», детская песня «Русские Матрёшечки») и магнитофон; силуэты Матрёшек на каждого ребёнка, декоративные украшения – цветочки и листочки сделанные с помощью декоративного дырокола; клеящие карандаши; белая гуашь и ватные палочки; влажные салфетки.
Планируемые результаты: ребёнок проявляет интерес к народной игрушке – Матрёшке; к художественным произведениям о матрёшке (стихам, потешкам, песенкам, а также народной музыке и русскому фольклору; старается расширять свои представления об игрушке (матрёшке); использует матрёшку в игровой деятельности.
Предварительная работа: НОД ОО «Познавательное развитие» на темы: «Деревянные игрушки», «Русская народная игрушка – МАТРЁШКА!», «Семёновские Матрёшки»; ОО «Речевое развитие» - чтение стихов, потешек, отгадывание загадок о Матрёшках; организация выставки народной игрушки – Матрёшки в группе; игры с матрёшками в конструировании и в сюжетно-ролевых играх «Накроем стол для матрёшек», «Построим дом Матрёшкам!» и др.
Содержание НОД.
Звучит народная музыка «Зимушка сударушка» или «Как на тоненький ледок», или любая другая весёлая народная музыка из русского фольклора.
Дети одетые в русскую народную одежду, взявшись за руки идут в группу под музыку «Ручейком» и затем садятся на заранее приготовленные для них места.
Хозяюшка: - Здравствуйте, милые детушки! Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу вас заходите ко мне в избу, проходите в горницу, присаживайтесь.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказ сейчас начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим рассказ о том, как жили люди на Руси, чем они занимались. А кто из вас знает, что такое Русь?
Ответы детей.
- Русь – это наша огромная страна Россия! В которой живём мы с вами.
Наша страна очень богата: лесами, полями, красивыми городами. В одном из таких красивейших городов живём и мы с вами! А как наш город называется?
Дети: - Санкт-Петербург! (правильно)
- А ещё наша страна богата народными мастерами, художниками, писателями и поэтами. У меня в горнице есть много предметов созданных народными мастерами, это и скатерть на столе она украшена ручной вышивкой, это кружевные салфетки, посуда сделанная из дерева (показывает деревянные расписные ложки, посуду из дерева «Хохлома», плетёные корзины их тоже плетут вручную народные умельцы. А ещё у меня есть сундучок, такие сундучки раньше у каждой Хозяйки были. В сундучок хозяйка убирала что то очень дорогое и красивое.
- Хотите посмотреть, что лежит в моём сундучке?
Дети: - ДА!
- Как вы думаете, что там может быть?
Ответы детей.
- Хотите заглянуть?
Дети: - ДА!
- Ой, да тут Матрёшки, какие красивые!
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрёшки!
Матрёшки деревянные,
Матрёшечки румяные!
Их сделали народные мастера, а художники украсили их декоративной росписью.
- Как вы думаете для чего сделали этих Матрёшек?
Ответы детей.
- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.
- Как вы думаете, из чего делали эти игрушки-куколки?
Ответы детей.
- Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя все детали.
- Кто же Матрёшку такую придумал?
Ответы детей.
Хозяюшка:
- Кто матрёшку создал я не знаю,
Но известно мне: 100 лет!
Вместе с Ванькой-встанькой как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуёмности и страсти.
Истинную русскую красу!
РАЗДАЁТСЯ СТУК В ДВЕРЬ! (можно погреметь в бубенцы)
Звучит песня: «Русские матрёшечки»
Хозяюшка: - Ой, ребята, кто то ещё ко мне в гости пожаловал!
Открывает дверь, встречает Матрёшку!
- Ребята, да это к нам в гости МАТРЁША пришла! Как мы рады встрече с тобой. Проходи, милости просим.
Матрёшка :
Я девушка Матрёшечка,
Несу цветов лукошечко,
Со мной родны сестрички
Сидят раскрыв реснички.
И все они Матрёшеньки,
И все они милешеньки,
Все с аленькими щёчками
Под пёстрыми платочками.
- Узнала я Хозяюшка, что к Вам ребятки в гости пожаловали, и решила к вам зайти себя показать и с ребятами потанцевать да поиграть. Мы Матрёшки всегда любим веселиться. Ну-ка музыка играй и веселье начинай!
Звучит весёлая музыка, танец: «Весёлые Матрёшки!»
Матрёшка приглашает ребят с ней потанцевать!
ВСЕ ТАНЦУЮТ (ТАНЕЦ ПО ПОКАЗУ, ИМПРОВИЗАЦИЯ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ).
Матрёшка :
- Ребята, а знаете кто меня нарисовал? Мня придумал и нарисовал художник Сергей Васильевич Милютин. Он создал образ русской девушки-красавицы, каждую матрёшку он нарядил в расписной сарафанчик, в яркий платочек.
- Так родилась Матрёшка – разъёмная деревянная кукла.
Хозяюшка:
- А ещё раньше, ребята в Русских городах Семёнове и Загорске, крестьяне вытачивали из дерева сами вручную заготовки для куклы Матрёшки, а их жёны и дети разрисовывали их яркими красками и несли на базар, на ярмарку продавать эти игрушки другим людям, чтоб народ радовался сам и детей своих порадовал красивой игрушкой.
- Сейчас наша Русская Матрёшка является символом России.
Матрёшка :
- У меня в корзинке для вас сюрприз! Я вам принесла «Матрёшек» и предлагаю вам стать народными умельцами. Пусть каждый из вас украсит матрёшку декоративными цветами, а потом подарит её своим родным маме и папе.
Хозяюшка:
Напоминает детям, как правильно держать клеящий карандаш, как наносить клей на детали, какие детали приклеивать в начале, а какие в конце.
Дети приступают к творческой работе.
Звучит русская народная мелодия : «Как на тоненький ледок», «Русские Матрёшечки» и др. Дети украшают плоскостное изображение Матрёшек под музыку.
Хозяюшка и Матрёшка : хвалят детей, рассматривают все работы.
Хозяюшка: - Ребята, а у меня для вас ещё сюрприз есть! Смотрите каких Матрёшек я вам принесла. Это Матрёшки – сказки! Эти из сказки «Три медведя», а эти из русской народной сказки «Машенька и Медведь».
В конце занятия дети выходят с Матрёшками и показывают их гостям.
Воспитатель организует выставку детского творчества в фойе детского сада на тему : «РУССКИЕ МАТРЁШКИ!»
Наш фоторепортаж!
Используемая литература:
Н. В. Косарева «Народная культура и традиции» занятия с детьми с 3-7 лет. Издат. «Учитель» 2017 год.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» младшая группа М. «Карапуз - Дидактика» 2010 год.