Вергасова Светлана
Аппликация как средство развития творческих способностей, внимания и воображения детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитее творческих способностей, воображения детей средствами аппликации.
Задачи:
Образовательные:
- вызвать интерес детей к созданию художественной аппликации.
научить детей использовать в художественной аппликации новые нетрадиционные способы работы с материалами;
Публикация «Аппликация как средство развития творческих способностей, внимания и воображения детей» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
обогащать представления воспитанников об окружающем мире;
расширять словарный запас.
Развивающие :
развивать творческие способности, воображение;
развивать речь детей через чтение стихов в сопровождении с движением рук и пальцев;
развивать мелкую моторику рук (координацию движений пальцев рук, укрепление мышц кистей рук);
развивать умение включаться в творческий процесс через физические и словесные действия.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к предметам как к результатам своего труда и труда товарищей;
воспитывать волевые качества, учить доводить начатое до конца;
воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире.
Формы работы с детьми
занятия совместная
деятельность самостоятельная
деятельность
изучаемые приёмы работы с материалами знакомство с материалом и способом его использования;
применение приёма при выполнении работ. работа в изо-уголке;
выставки работ;
обсуждение работ.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребёнок творит сам, а не просто разучивает и исполняет созданные кем-то стихотворения, песни танцы. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир малыша. Проявить творческое воображение – значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.
Аппликация (от лат. applicatio – прикладывание) – это способ получения изображения, заключающийся в накладывании и нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов. Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, используемый и ныне многими народами.
Известны такие формы (виды и техники) аппликации, как вырезание, обрывание, наложение, витраж, коллаж, мозаика и др.
Художественная аппликация – адекватный вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей дошкольного возраста, Работа над аппликацией развивает у детей навыки коллективного творчества, усидчивость, терпение, трудолюбие, зрительно-моторные координации.
Согласно высказыванию И. П. Павлова «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых „центров” в обоих полушариях даёт человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».
Кроме того, в занятиях полезных для развития мелких и точных движений рук от задействованных мышц (сгибательных и разгибательных) импульсы поступают в мозг. Это позволяет непосредственно стимулировать нервную систему и способствовать её развитию.
Таким образом, формируя и совершенствуя мелкую моторику рук, мы усложняем строение мозга, способствуем развитию психических процессов, речи, интеллекта ребёнка. Занятия аппликацией позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления в графо-пластической форме, приносить радость себе и близким плодами своего творчества.
При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений использую разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Личный контакт с каждым ребёнком, атмосфера увлечённости и радости помогает чувствовать себя уверенно при проведении подобных упражнений.
Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, использую разнообразные приёмы, при выполнении которых у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. Это:
• пальчиковые гимнастики;
• показ при помощи рук различных изображений („стул, очки, грибок, зайчик, мышка” и т. д., которые могут сопровождаться чтением потешек или сказок;
• конструирование из счётных палочек, это интересный и эффективный вид работы по подготовке детей к обучению письма;
• лепка из пластилина;
• набор мозаичных композиций (пазл, мелкой мозаики);
• нанизывание бус и пуговиц на проволоку, тесьму или леску;
• сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки;
• завязывание бантов и узлов различной конфигурации;
• перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль, бобы, орешки и др.);
• игры с песком: отпечатки ладоней на мокром песке, глубокое погружение рук в чистый сухой песок, просеивание песка между ладонями, рисование на песке и др. ;
• выкладывание узоров из мелких камушков.
Список литературы:
1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук». М. , : ТЦ Сфера, 2008 г.
2. Журналы:
• «Дошкольное воспитание»
• «Дошкольная педагогика»
• «Обруч»
• «Ребёнок в детском саду»
3. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». М. : «Линка – Пресс», 2007 г.
4. «Материалы и оборудование для детского сада» «Линка – Пресс», 2004 г. (приложение к журналу «Обруч»).
5. «Развитие речи и творчества дошкольников» под ред. О. С. Ушаковой М. : «ТЦ Сфера», 2003 г.
6. Рябко Н. Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика» М., «Педагогическое общество России», 2007 г.
7. Туфкрео Р. А., Кудейко М. В. «Коллекция идей», М. : «Линка – Пресс», 2004 г.