Александра Белоконь
Аппликации для детей.
▼ Скачать +Заказ
КАРТОТЕКА
Виды аппликаций и техники выполнения аппликационных работ
Цель:
познакомить детей с разными видами аппликации, нетрадиционными приемами и техниками выполнения работ
способствовать развитию мелкой моторики у детей старшей разновозрастной группы
Задачи:
Образовательная – дать необходимые представления об аппликации, ее видах, способах и приемах выполнения из разных материалов.
Публикация «Аппликации для детей,» размещена в разделах
Воспитательная – формировать и развивать у детей художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.
Развивающая – выработать навыки выполнения аппликации, учить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.
Аппликации по способу выполнения подразделяются на два вида:
плоская аппликация
из бумаги:
-обрывная
-мозаика
-геометрическая
-силуэтная
-декоративная (из разного материала)
из природного материала (сушеные листья)
из любого материала, не создающего объем
Плоская аппликация
– это самая простая аппликация по исполнению.
Для этого вырезают детали из бумаги, ткани, кожи и других материалов и наклеивают их на фон.
А можно делать такую аппликацию из бумаги способом обрывания. Края у таких деталей получаются неровными, создающие впечатление пушистости и шероховатости. Такую аппликацию называют мозаикой.
Кусочки бумаги можно нарезать и ножницами. Бумажной мозаикой можно выполнять как контурные, так и сплошные изображения.
Объемная аппликация
из бумаги:
обрывная (торцевание)
- многослойная
- применение различных приемов выполнения работы для создания объема
- оригами
- квиллинг
из природного материала
декоративная
применение любых материалов создающих объем (нетрадиционная техника выполнения работ)
Объёмная аппликация
создаёт некоторую видимость объёма. По приёмам изготовления можно разделить её на четыре группы:
на фон приклеить только отдельные части аппликации, а оставшиеся слегка отогнуть;
вырезать несколько раз одну и ту же деталь и приклеить в два-три плана;
взять какую-нибудь объёмную деталь (например, коробку для скворечника, вату для снега) и приклеить на фон;
части аппликации сделать из мятой или гофрированной бумаги (крона дерева, сердцевина цветка, чтобы показать объём игрой материала и т. д.
Основные задачи обучения аппликации
Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Основные задачи обучения аппликации следующие :различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания; знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм; развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;составлять изображение предмета из отдельных частей;располагать предметы в сюжетной аппликации. Усвоение основных приемов вырезывания: а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз; б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой; в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей; г) вырезывание по контуру; д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги. Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).
Аппликационные работы в старшей группе
Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ. Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре. Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания. Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое, что требуется при изображении, например, ветки с листьями, ушей у зайца. Использование этого приема экономит время и позволяет создать интересные и выразительные композиции. Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины. Пользуясь этим приемом, дошкольники вырезывают простые формы — вазы, листья, овощи и фрукты. В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры — пушистость снега, меха. Развитию навыков вырезывания способствует постоянно совершенствующаяся способность дошкольников к целенаправленным наблюдениям, выделению характерных качеств предметов. Тематика детских работ постепенно расширяется. В декоративные композиции включаются не только узоры из готовых геометрических форм, но и разнообразные растительные формы — листья, цветы.
Аппликационные работы в подготовительной группе
В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное;развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;использовать все цвета спектра и их оттенков. Основная задача в обучении детей 6—7 лет по всем видам изобразительной деятельности — развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм. Силуэтное вырезывание — один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта. Однако при воспроизведении предмета ребенок идет по пути вычленения отдельных его частей и последовательного их изображения, а не схематичного наброска контуров. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).В подготовительной группе программой предусмотрено выполнение сюжетной аппликации. В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания. Темами могут быть изображение улицы, аквариума, выполнение иллюстрации к сказкам «Колобок», «Теремок» и др. Наклеивание готовых форм продолжается и в подготовительной группе. Хотя дошкольники и владеют основными навыками вырезывания, для составления узора из геометрических форм им выдают готовые формы различных цветов, размеров. Дети продолжают использовать прием обрывания бумаги для создания некоторых изображений (например, облака на небе, волны с белым гребешком пены по краю и др.).
Плоская аппликация из бумаги и природного материала
Плоская аппликация из ткани (лоскутная техника)
Плоская аппликация из кожи, соломки
Обрывная аппликация
Мозаика
Геометрическая аппликация
Силуэтная аппликация
Плоская декоративная аппликация (орнаментная)
Объемная аппликация из бумаги
Торцевание Многослойная
Объемная аппликация из бумаги
Объемная аппликация из бумаги
Объемная аппликация из бумаги газетных трубочек, гофрированной бумаги, техника ладошки
Салфеточная аппликация
Аппликация с применением техники оригами
Аппликация с применением техники квиллинг
Аппликация в технике айрис-фолдинг
Объемная аппликация из природного материала
Объемная декоративная аппликация
декорация орнамент
Объемные аппликации из различных материалов
макарон различных круп
Объемные аппликации из различных материалов
шерстяных ниток кожи меха
Объемные аппликации из различных материалов
Лент, ткани Капрона (техника капронная живопись)
Объемные аппликации из ткани
техника: пенопластика пэчворк (по ткани)
Объемные аппликации из различных материалов
камушек, бисера пуговиц
Объемные аппликации из различных материалов
ваты ватных дисков
Объемные аппликации из различных материалов
пластилина пенопласта
техника - пластилинография
Объемные аппликации из различных материалов
яичной скорлупы кукурузных хлопьев
Объемные аппликации из различных материалов
коктейльных трубочек
Для изготовления аппликации
можно использовать всё, что есть у вас: кусочки кожи и ткани, оставшиеся после шитья, обрезки меха, моточки цветной пряжи, остатки шнуров и веревки, поролон, фишки от настольных игр, спичечные коробки, косточки разных плодов, семена растений, разные виды бумаги.
Не нужно искать чего-нибудь специально.
Надо только посмотреть вокруг себя.
Важнейшая задача аппликации – заставить работать пальчики!
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению!