Наталья Сидоренко
Анималистический жанр в продуктивной деятельности с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Название анималистического жанра происходит от латинского слова "animal" - "животное". К этому жанру относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных.
Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер, так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).
Темочки:
Занятия могут включать знакомство с творчеством художников-анималистов или народных мастеров; элементы экологического воспитания и продуктивной художественной деятельности.
При ознакомлении с творчеством художников-анималистов воспитатель должен учитывать доступность образа животного для понимания детей, его пластику, подвижность и естественность. На занятиях чаще всего используются произведения В. Ватагина, Д. Горлова, А. Комарова, Е. Чарушина.
При знакомстве с образцами декоративно-прикладного искусства (дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки) дети не только узнают в стилизованных игрушках обобщенные образы знакомых животных, но и в практической деятельности учатся использовать приемы работы народных мастеров.
Формирование эстетического отношения к животному миру происходит и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами. Полученные знания и впечатления находят отражение в продуктивной художественной деятельности.
Темы, предлагаемые дошкольникам, обусловлены программой, возрастными особенностями детей, их изобразительными навыками.
Ранний возраст - подготовительный этап. Дети могут рисовать мазки, полосы, округлые формы, украшая силуэты животных (чешуя рыб, узор на крыльях бабочки, лапки сороконожки и т. п.).
Во второй младшей группе, закрепляя умение рисовать и лепить округлую форму, дети могут превратить заготовку "неваляшки" в любого зверька, добавив к изображению уши, хвост и лапы (паучки, птички, котята, мышки, слоники и т. д.). На этом этапе важно научить детей "видеть" строение животного, выделять части, отмечать характерные детали.
В средней группе, научившись рисовать и лепить овальную форму, дети не только расширяют круг изображаемых животных, но и "показывают" в рисунке и лепке простые движения персонажей.
Старшие дошкольники могут самостоятельно описывать животное, анализировать форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции, а также моделировать движения и повадки. Для этого можно провести игровое занятие, на котором дети увидят, чем похожи и чем отличаются разные виды живых существ и как можно быстро изобразить любое животное, используя знакомые приемы рисования. Дети рисуют на листе несколько овалов, добавляют к основной форме характерные детали, превращающие овал в то или иное животное.
Занятия изобразительного цикла, на которых дети изображают животных, предполагают определенный алгоритм действий - создание основной формы, дополнение ее деталями. Удобны в использовании карточки со схемами последовательности выполнения работы. На первом этапе воспитатель, показывая прием рисования или лепки, объясняет его и предлагает детям готовую схему. Ребенок, забыв последовательность выполнения задания, не будет переспрашивать, ему достаточно взглянуть на доску. Такие схемы-модели можно использовать, начиная со средней группы, на занятиях по лепке, рисованию и аппликации. Усвоив значение схематичных изображений, дети смогут выполнять задание по словесному объяснению, без показа приемов работы.
Старшим дошкольникам доступно не только изображение знакомых животных (рисование по представлению, но и рисование с натуры игрушек, создание фантастических образов, зооморфных узоров в декоративном рисовании. В рисунках детей появляются сюжетные композиции, сложные движения персонажей, изображения взрослых животных с детенышами.
Использование различных изобразительных материалов и техник поможет воспитателю не только расширить художественные представления детей, но и научит их передавать в рисунке фактуру, объемность, пластику животного, создавать выразительный образ. Одну и ту же, на первый взгляд, тему можно решить разными художественными средствами с усложнением программного содержания и технических приемов. Например, при рисовании котенка можно использовать следующие материалы и приемы работы с ними:
- гуашь ("сухая жесткая кисть" или "оттиск поролона");
- акварель ("по сырому");
- графические материалы - соусы, сангину, уголь (рисование штрихом);
- тушь (рисование "веником");
- цветные карандаши или восковую пастель (плотная штриховка "цвет в цвет").
В соответствии с возрастом детей будет меняться и содержание рисунка:
первая младшая группа - рисование полосок на силуэте котенка;
вторая младшая группа - рисование сидящего котенка (из неваляшки);
средняя группа - котенок играет клубком (передача в рисунке простых движений);
старшая группа - рисование по мотивам произведений Е. Чарушина "Тюпа ловит воробьев" (передача сюжета и сложных движений персонажей);
подготовительная к школе группа - рисование "Кошка с котятами" (сложная многоплановая композиция).
Задача педагога не только научить детей рисовать и лепить различных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многооб-разный и удивительный мир живых существ, населяющих нашу Землю.