Юлия Котова
Анализ воспитательной работы учителя начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ воспитательной работы 1 «Б» класса за 2019 - 2020 учебный год
классного руководителя Котоваой Юлии Владимировны.
В классе на начало года – 28 обучающийся, на конец года – 30 обучающийся, из них 14 девочек и 16 мальчиков.
1. Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе в прошедшем году
1.1 Приоритетные воспитательные задачи прошедшего года, целесообразность их постановки
Публикация «Анализ воспитательной работы учителя начальных классов» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Поставленные цели и задачи на 2019-2020 учебный год определялись с учетом психофизиологических особенностей развития детей данного возраста. Основные средства педагогического влияния, использованные в работе – это, прежде всего, убеждение учащихся в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем обучение учащихся, т. е. усвоение ими определенных навыков деятельности, необходимых для решения поставленной задачи. В дальнейшем работа была направлена на формирование умений и навыков в выполнении запланированных мероприятий. На всех этих этапах прилагались усилия для стимулирования прилежания, контролировалась и оценивалась работа поэтапно и по итогам деятельности. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач, я считаю, позитивные изменения в сознании учеников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности. Это касается их оценки проводимых в классе мероприятий, их заинтересованного участия в школьных мероприятиях. В процессе работы использовались различные приемы включения учащихся в деятельность: самостоятельное определение задач, планирование, самостоятельный поиск информации, при активной поддержке родителей класса создавались благоприятные условия деятельности и общения.
2. Список тем классных часов, бесед, мероприятий
Классные часы :
Кл. час «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»
Кл. час «Мы выбираем безопасный путь в школу»
Кл. час «Природный мир вокруг человека. Человек – часть природы»
Кл. час «Умеем ли мы общаться»
Кл. час «Режим дня»
Кл. час «Жизнь леса. Лес в творчестве русских художников»
Кл. час «Человек в лесу»
Кл. час в форме организационно-деятельностной игры «Развитие личности младшего школьника»
Кл. час «Жизнь рек и морей. Красота водных бассейнов и просторов»
Кл. час «Вода в жизни в человека»
Кл. час «Итоги полугодия»
Кл. час «Здоровый образ жизни»
Кл. час «Мои права. Конвенция прав ребенка»
Кл. час «Как в старину Новый год встречали»
Кл. час «День Снеговика» и зимние забавы в рамках Дня здоровья.
Кл. час «Горы и человек»
Кл. час «Человек и степи»
Кл. час «Мир мальчиков и мир девочек».
Кл. час «Урок мужества».
Кл. час «Природа родного края»
Кл. час «Человек и флора Земли»
Кл. час «Человек и фауна Земли»
Кл. час «Природно-погодные условия жизни человека. День Земли»
Кл. час «Элементы природы в культуре человеческого обустройства жизни»
Кл. час «День космонавтики»
Кл. час «День Земли»
Кл. час «С какими итогами заканчиваем 1 класс?»
Кл. час «Один день природы»
Беседы:
Правила поведения в школе.
Что такое дружба?
«Наше государство»
«Хорошо быть вежливым»
«Если не было бы учителя»
«Береги природу»
ПДД «Правильно переходи дорогу»
«Православные праздники – Рождество Христово и Крещение Господне»
ПДД «Будь внимателен»
«Осторожно тонкий лед»
«День пожарной охраны»
День славянской письменности и культуры
Правила поведения во время летних каникул
Мероприятия:
День Знаний
Знакомство с библиотекой
Акция «Дети России – детям Донбасса»
Выборы актива класса
Всероссийский урок безопасности в сети Интернет
Выставка детских рисунков «Моя мама»
Проведение концерта «Для нашей мамы»
Акция «Кормушка» и «Покормите птиц!»
Новогодний утренник, представление
Новогодние соревнования совместно с 1А классом
Конкурс рисунков, посвященных Дню Защитника Отечества
Праздник «Прощание с Азбукой»
Конкурс рисунков «Весна пришла»
Конкурс поделок из бумаги «Ракета в космосе»
Конкурс рисунков, стихотворений посвященных Дню Победы советского народа в Великой Отечественной 1941-1945 годов
Праздник «Последний звонок. Прощание с 1 классом»»
3. Анализ развития учащихся класса
Классный коллектив можно охарактеризовать как коллектив с высоким уровнем интеллектуального, нравственно-эстетического развития, воспитанности. Почти все ученик ходили на подготовку к школе и имели достаточно высокий уровень подготовки.
На воспитанность учащихся, их нравственно-эстетическое, интеллектуальное и физическое развитие эффективно повлияла система тематических классных часов, направленных на нравственное развитие учащихся. На протяжении учебного года наблюдалась положительная динамика мотивации участия в различных мероприятиях класса, и проведенных в течение учебного года.
В классе на начало года – 28 обучающийся, на конец года – 30 обучающийся, из них 16 девочек и 14 мальчиков. 22 человека – 2012 года рождения, 8 человек – 2013 г. р.
Все учащиеся были зачислены в класс в 2019 году. До поступления в школу 27 детей воспитывались в детском саду, 4 воспитывался дома (Намазова Лия, Погосов Артем, Индик Карина, Гусев Владислав). Есть дети, которые придя в 1 класс, уже владели навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Некоторые дети не умели считать, писать цифры, не знали букв (Горбанева Ульяна, Агеев Руслан, Трубников Александр). За первую четверть все учащиеся адаптировались к новым условиям жизнедеятельности. Но есть и такие дети, которые с трудом адаптировались к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места (Чеботарева Елизавета, Хаджиева Лина, Агеев Руслан). Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно (Высоцкий Леонид, Погосов Артем, Эмель Анна). Такое поведение тоже свойственно детям этого возраста, но это не мешает им все воспринимать и правильно отвечать на вопросы учителя.
Результаты учебных достижений
За время обучения в школе выявилась группа детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести: Косухина Дмитрия, Кузьмичева Артема, Лоднева Дмитрия, Романенко Виктория, Степаненко Полина, Сытников Ярослав, Чеботарева Елизавета).
В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. К ним относятся: Осокина Данил, Акопова Элен.
И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроке (Агеев Руслан, Веселов Артем, Багдасарян Милана, Намазова Лия).
Есть и такие дети, которые все воспринимают, все понимают, что от них требуется, но поведение на уроке не соответствует норме. Это Кузьмичев Артем и Чеботарева Елизавета. Своим поведением мешают на уроке всему классу и учителю. Но во время ответов очень рассудительны, хорошо развиты, читают хорошо.
В классе читающие дети. Проблемы с чтением есть - Агеев Руслан, Трубников Александр, Усова Ирина, Веселов Артем.
Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода.
Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности.
Результаты творческих, спортивных и др. конкурсов, соревнований, фестивалей, мероприятий
1. Участие в «Фестивале проектов».
Заняли призовое место.
Помогали Гусев Владислав, Романенко Виктория, Высоцкий Леонид, Кузьмичев Артем.
2. Школьный конкурс «Чудо-елка».
Участвовали 6 человек.
Эмель Анна, Сиденко Ярослава, Чеботарева Елизавета, Сытников Ярослав, Кузьмичев Артем, Романенко Виктория.
3. Районный конкурс «Рождественская сказка»
Участвовали 6 человек
Багдасарян Милана заняла 2 место по школьному отбору
Романенко Виктория – 2 место по району
4. Масленица
Класс занял первое место. Набрал максимальное количество баллов.
5. Веселые старты. Школьный конкурс
Участвовали 10 человек.
Наш класс занял – 2 место. И диплом – лучшие болельщики.
6. Лучший спортсмен школы
Косухин Дмитрий – 1 место
Романова Анастасия – скрытый резерв
Акопова Элен – за участие
7. Участие в классном мероприятии «Король и Королева письма»
Веселов Артем, Сытников Ярослав – 1 место
Степаненко Полина, Акопова Элен, Горбанева Ульяна – 1 место
8. Участие на Инфоуроке на олимпиадах по математике, русский язык, окружающий мир - 21 человека
9. Участие на платформе Учи. ру в олимпиадах по русскому языку и математике – 22 человека
10. Участие во Всероссийском конкурсе «Живые уроки Победы»
Кузьмичев Артем – результаты еще ждем.
4. Анализ динамики социальной ситуации развития детей
В большом школьном коллективе, частью которого является 1-й класс, для всех ещё малыши, не способные к большим и значимым делам. Но первоклассники стараются. Им помогают и классный руководитель, и учителя-предметники и воспитатель ГПД. Их усердно знакомят с правилами и обязанностями, учат правилам взаимоотношений в коллективе. Дети стараются поступать правильно, так, чтоб их похвалили. Расстраиваются, если им делают замечания. Приходит время, когда первоклассники начинают понимать, что нужно принимать участие в конкурсах и праздниках. Им это интересно! А если в этом ещё заинтересованы и помогают родители, то обязательно есть положительный результат.
На данном этапе возрастного периода происходят изменения в занимаемой им социальной позиции, во взаимоотношениях с окружающими людьми, происходит формирование самостоятельной системы ценностей и взглядов на мир. Все это в полной мере наблюдается и в классе. Большинство активны и самостоятельны в своих поступках и предпочтениях. Есть обучающие, которых надо не только направлять, но и постоянно мотивировать (Трубников Александр, Агеев Руслан, Усова Ирина).
5. Формы самоуправления в классе. Их роль в жизни класса
Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.
Ученики через самоуправление должны осуществлять свое право на участие в управлении школой и классом.
Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.
В первом классе сначала использую простейшую форму самоуправления - это дежурство. Я разъясняю детям обязанности дежурных по классу, а они довольно разнообразны. Дежурные обеспечивают порядок в классе во время перемен, следят за чистотой парт, доски, готовят класс к урокам труда и рисования, раздают школьникам тетради, ухаживают за комнатными растениями.
6. Анализ участия учащихся во внеклассной работе
Классный коллектив участвовал во всех общешкольных мероприятиях, многие с особой ответственностью подходили к каждому мероприятию. Совместно с родителями удалось подготовить традиционные мероприятия в классе «Здравствуй, Осень!», «День именинника», «День матери», «Новый год 2020», поздравление девочек и мальчиков (8 марта и 23 февраля, «Прощание с Азбукой», что сплотило ученический коллектив, ведь каждый почувствовал долю своей ответственности в этом деле. Много детей участвовало в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Внеурочная деятельность класса.
Во внеурочной деятельности задействован весь класс. Дети ходили на следующие внеурочные занятия: «Занимательная информатика», «Радуга творчества», «Почемучка», «Доноведение», «Патриот», «Робототехника», «Рок-н-ролл», «Футбол», «Шахматы» и «ОФП», «Бадминтон», «Занимательный английский», «Проектная деятельность».
Также дети ходят на дополнительные занятия, как в школе так и вне её. В стенах школы дети ходят на гимнастику, футбол. Вне стен школы: Романова Анастасия, Надькина Алиса, Акопова Элен – художественная гимнастика, Сытников Ярослав, Косухин Дмитрий - плаванье, Попандопуло Лидия – музыкальная школа, Болгова Милана, Косухин Дмитрий – ментальная арифметика, Погосов Артем – мробототехника.
7. Анализ развития коллектива класса
В этом году прошла большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.
Социально-психологический микроклимат в классе практически не менялся на протяжении всего года, т. к. основная часть класса были пришли из одного детского сада. К концу года в классе наладились дружеские отношения среди всех учеников.
Класс функционирует как единое целое. В течение года дети привлекались к КТД (коллективным творческим делам, в которых каждый ученик класса имел коллективное поручение, с которым успешно справляется.
Началось формирование актива класса, который вовлекал во внеклассную и внеурочную деятельность учеников.
Отношения мальчиков и девочек являются ровными и доверительными. В социально культурном развитии учащиеся претерпели изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников, и с взрослыми; правовая культура. Повысился уровень самостоятельности, появились зачатки умений влиять на социум.
Адаптировавшись к новым условиям обучения, дети стали проявлять активность и желание координировать свои действия: дежурить по классу, проводить зарядку перед уроками, проявляли инициативу в трудовой и игровой деятельности и т. д.
Делу сплочения коллектива способствовало проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.
Считаю, что главная воспитательная задача по формированию детского коллектива за прошедший год выполнена.
8. Анализ работы успеваемости детей.
Из 30 учащихся программу освоили 30.
Неуспевающих детей нет.
Хорошим интеллектуальным потенциалом обладают: Косухин Дмитрий, Кузьмичев Артем, Романенко Виктория Степаненко Полина, Сытников Ярослав, Чеботарева Елизавета, Лоднев Дмитрий.
Агеев Руслан и Трубников Александр требуют постоянного контроля родителей и учителя по всем основным предметам.
Показатели итоговой комплексной работы
Ниже
базового уровня Базовый
уровень знаний Выше
базового уровня
0-8 баллов 9-14 баллов 15-18 баллов
1 чел. 14 чел. 15 чел.
Ф. И. учащихся, имеющих показатели ниже базового уровня Усова Ирина
Ф. И. учащихся, имеющих показатели выше базового уровня Агеев Руслан, Бабин Илья, Болгова Милана, Воропаев Марк, Гусев Владислав, Косухин Дмитрий, Кузьмичев Артем, Осокин Данил, Погосов Артем, Попандопуло Лидия, Романенко Виктория, Романова Анастасия, Степаненко Полина, Сытников Ярослав, Чеботарева Елизавета.
9. Работа с родителями
С самого начала учебного года началась работа с родителями. Каждую четверть проводились родительские собрания.
Сведения о родительских собраниях (проведённых)
Дата проведения
родительского собрания Тема собрания Количество присутст-
вующих родителей Ф. И. О. и должность выступающего специалиста (учитель-предметник, мед. работник и т. д.)
06.09.2019 Знакомство с родителями и учащимися. Выбор родительского комитета 30 Лузик С. В., Котова Ю. В.
15.11.2019 Роль микроклимата в семье. Авторитет родителей. 25 Котова Ю. В., Соколова О. С
17.01.2020 Привитие интереса к учебной деятельности 23 Лузик С. В., Котова Ю. В.
19.03.2020 Привитие интереса к учебной деятельности 24 Лузик С. В., Котова Ю. В.
29.05.2020 Подведение итогов года 30 Котова Ю. В.
Индивидуальная работа с родителями проводилась с целью оказания помощи в адаптации учеников класса, для учеников, у которых есть проблемы с учебой, в случае возникновения конфликтных ситуаций между детьми. Во всех случаях со стороны родителей наблюдалось понимание ситуации, готовность помочь в разрешении проблемы, активный отклик, предложения помощи и поддержки.
Родители участвовали в проведении классных мероприятий, в организации экскурсий, мероприятий, праздниках, проектах.
Также велась работа с отдельными семьями и их детьми. Родителей вызывали в школу, общались с ними на темы, связанные с поведением ребёнка и включением его в систему образования; обращались за помощью к школьному психологу, который давал родителям некоторые рекомендации (Хаджиева Лина, Болгова Милана)
Отношения между родителями и школой сложились позитивные, доверительные. В течение всего учебного года инициативная группа родителей интересовалась делами класса, обсуждала и предлагала план мероприятий, участвовала в них совместно с учащимися.
Родители в большинстве положительно относятся к требованиям и правилам школы, стараются соблюдать режим школы, требования педагогов.
В классе обучается дети из многодетных семей – 5 человек (Бабин Илья, Лоднев Дмитрий, Сиденко Ярослава, Усова Ирина, Эмель Анна); есть учащиеся из неполных семей – 1 человек (Эмель Анна).
Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. На собрание некоторые родители ходят вдвоем. Неблагополучных семей нет.
10. Экскурсионная деятельность
Дата
Место посещения Количество детей
27.09.2019 Ст. Старочеркасская 19
05.10.2019 Театр им. Горького 5
18.02.2020 Страусиное подворье парк им. Островского 28
11. Успешному результату воспитательной работы в классе способствовали :
- Совместные мероприятия, классные праздники, часть которых стала уже традиционной для данного класса.
1) Персональное поздравление ребят с днём рождения.
2) В конце года выявлять рейтинг каждого ученика по успеваемости и общественной активности.
3) Праздник в честь 8 марта.
4) Праздник в честь 23 февраля.
5) Выставки творческих работ учеников в классе (на стенде, защита проектов.
6) Участие во всех школьных мероприятиях.
Работа по развитию классного коллектива направлена в положительно русло: налажена организованность, порядок и единение учащихся и классного руководителя, в классе благоприятный микроклимат, класс довольно дружный, уровень воспитанности высокий, крайне редко можно услышать грубое слово, отсутствуют непозволительные интонации в разговорах детей с учителем и другими взрослыми.
Исходя из вышеизложенного, считаю, что необходимо продолжать шире привлекать родителей для оказания помощи в организации культурно массовой, спортивной, оказании материально-технической поддержки класса, также необходимо индивидуализировать работу с родителями, опираясь на положительные примеры в поведении детей. Стараясь раскрыть индивидуальные особенности детей моего класса исключаю принуждение, организовываю атмосферу успеха, помогаю детям обрести уверенность в своих силах и способностях, стараюсь создавать такую обстановку в классе, в которой каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание к себе. Воспитательный процесс проходит на достойном уровне и имеет положительный эффект.
За весь год не было детей, пропускающих занятия без уважительных причин.
По вопросу по пропаганде безопасности дорожного движения, здорового образа жизни в классе систематически велась работа с детьми. Также были проведены инструктажи по технике безопасности: во время каникул, на ж/д путях, на водоёмах и по ПДД.
За прошедший учебный год все цели и задачи были выполнены в полном объёме.
14. Исходя из вышеизложенного, сформулировать следующие цели и задачи воспитательной работы на новый 2019-2020учебный год:
Цель: продолжить работу по развитию и построению воспитательной системы класса, направленной на раскрытие и развития индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Задачи:
1. Сплочение класса в единый, дружный коллектив.
2. Формирование способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.
3. Повышение уровня воспитанности и культуры поведения учащихся.
4. Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов учащихся.
5. Укрепление связи: семья – школа.
6. Развитие кругозора детей;
7. Воспитание гражданина и патриота;
8. Воспитание осознанного отношения к учёбе.
9. Продолжить работу по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка,
10. Продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе. Чувства ответственности за нее.
11. Продолжить развитие способностей, сознательной дисциплины.
12. Развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
Классный руководитель ___/Ю. В. Котова/