Ксения Скребцова
Анализ результатов работы. «Создание безопасной среды в ДОУ через реализацию тематических проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание безопасной среды в ДОУ через реализацию тематических проектов»
Актуальность проблемы безопасного поведения обусловлена сложившейся социальной и экологической обстановкой не только в нашей стране, но и в мире.
В настоящее время вопросом безопасности жизнедеятельности человека уделяется очень серьезное внимание, так как изменились условия жизни человека, естественно изменились и правила безопасности жизнедеятельности.
Публикация «Анализ результатов работы, „Создание безопасной среды в ДОУ через реализацию тематических проектов“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты
- Темочки
Они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей и т. д.
Знание правил безопасного поведения- важный и неотъемлемый компонент эффективного современного человека. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан-маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Поэтому мы считаем, что оптимальным возрастом формирования безопасного поведения является дошкольный возраст.
Наиболее эффективной формой работы со старшими дошкольниками по данному направлению является, на наш взгляд, проектная деятельность.
Метод проектов позволяет углубленно, качественно, доступно и увлекательно раскрыть все аспекты данного вопроса. Для реализации задач по данной теме мы решили создать проект «Моя и твоя безопасность».
Наш проект посвящен этой проблеме и отвечает возрастным особенностям наших воспитанников. Основу любого проекта составляет замысел. Замыслом нашего проекта послужили :
-необходимость познакомить детей с правилами безопасного поведения;
-подводить детей к пониманию того, как нужно правильно себя вести в различных ситуациях;
-стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности;
-воспитывать уважение к собственной личности и достоинству других людей.
Сформулировали цель проекта : создание условий для формирования у детей представлений о том, как отстоять себя и право на свое мнение, поступок.
Работу по проекту начали с составления паспорта, который имеет определенную структуру:
-тема проекта;
-руководители;
-участники;
-тип проекта;
-вид проекта;
-проблема проекта;
-сроки реализации проекта.
При составлении паспорта мы сформулировали проблему, определили задачи, спрогнозировали результат будущего проекта.
Безопасность ребенка-это сумма усвоенных знаний, огромный свод правил безопасного поведения. Мы решили подробнее остановиться на наиболее важных (на наш взгляд) темах безопасного поведения дошкольников:
1. Ребенок дома;
2. Ребенок на улицах города;
3. Ребенок в общении с людьми.
Знакомство с правилами безопасного поведения проходило через разные виды деятельности, но для начала была создана соответствующая среда в группе, которая стала фоном для проектной деятельности.
В ходе реализации проекта были организованны и проведены:
*тематические беседы;
*беседы-рассуждения;
*театрализованные представления;
*чтение художественной литературы;
*составили картотеки загадок, пословиц и поговорок, связанные с содержанием той или иной темы;
*обыгрывали опасные ситуации.
Большое внимание отвели продуктивным видам деятельности, чтобы вызвать у детей интерес к данной проблеме, дать возможность каждому ребенку выразить свое отношение к изучаемому материалу.
1. Итак, в ходе работы над темой «Ребенок дома» мы решили более глубоко и детально изучить две проблемы: пожар и электроприборы. В ходе реализации проекта :
-был организован просмотр видеозаписи «Пожары»;
-чтение художественных произведений С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстого «Пожарные собаки», «Пожар»;
-чтение стихов и пословиц;
-разгадывание загадок и др.
Итогом работы по данной теме стало рисование на свободную тему на основе детских впечатлений о пожаре, об огне.
Таким образом, дети хорошо усвоили, что с огнем играть опасно, закрепили представления о пользе и вреде огня, обобщили знания детей о правилах обращения с огнем и правилах поведения в случае пожара.
2. Так же мы подробно изучили следующий раздел «Ребенок на улице города», так как понимаем, что наши воспитанники на пороге школьного обучения, и дорога из дома в школу и из школы домой будет сопряжена большими трудностями без знаний правил дорожного движения, без умения правильно вести себя на улицах города.
В ходе реализации проекта по данной теме были использованы разнообразные формы работы с детьми.
Наиболее эффективной, познавательной (на наш взгляд) является инсценировка, в частности Т. А. Шорыгиной «Марта и Чичи идут в парк».
Дети принимали непосредственное участие в инсценировке и хорошо усвоили правила уличного движения, правила перехода, назначение сигналов светофора, дорожные знаки и т. д.
3. Раздел «Ребенок в общении с людьми» довольно большой, но мы выделили (по нашему мнению) наиболее важные темы:
-опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице;
-опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и оберегающие детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя» или напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Исходя из этого, мы определили наиболее эффективные формы работы с детьми :
-чтение художественных произведений К Чуковского «Котауси и Мауси», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», русской народной сказки «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» и др.
После прочитанного нами были проведены беседы-обсуждения.
Кроме этого, мы обыгрывали опасные ситуации, в которых детям предлагалось, опираясь на собственный опыт, находить верное решение из сложившейся опасной ситуации. Примерные ситуации:
-взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым, жвачкой и т. д.
Было проведено много игр по данному разделу: «Похитители и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гоняться», «Если чужой приходит в дом», «Знакомый, свой чужой» и т. д.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, мы понимали, что проект- продукт сотрудничества, сотворчества педагогов, детей и родителей. Поэтому в реализации проекта принимали участие и родители наших воспитанников.
Благодаря, совместному творчеству родителей и детей мы подвели итог, завершили проект. Мы предложили придумать короткие истории об опасных ситуациях, связанных с детьми и создали рукописную книгу.
В ходе работы над проектом нам удалось достичь того, что дети хорошо усвоили правила безопасного поведения в любых ситуациях, нам удалось обратить внимание родителей на серьезность данной проблемы- безопасность своих детей. Таким образом, была реализована и модель информационно- просветительской направленности среди родителей по проблеме безопасности и безопасного поведения.
Работа над проектом послужила, на наш взгляд, толчком к наполнению своих собственных знаний по проблеме безопасности и безопасного поведения, развитию творчества, появлению новых идей, задумок, планов, которые хотелось бы реализовать с помощью методов проектов.