Наталья Сотникова
Анализ работы методического объединения учителей математики и физической культуры за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ работы методического объединения учителей математики и физической культуры
за 2015-2016 учебный год
Методическое объединение учителей математики и физической культуры работало на основании Положения о методическом объединении, плана работы школы-интерната и плана работы МО на 2015 – 2016 учебный год. В состав методического объединения входят 3 педагога. Имеют высшую категорию: Кочкина Г. Д., Сотникова Н. А., первую: Назаренко О. И. В течение всего учебного года методическое объединение работало по теме : «Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования современных технологий».
Публикация «Анализ работы методического объединения учителей математики и физической культуры за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа инструкторов по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель: продолжать изучать научно-методическую литературу, периодические издания с целью совершенствования профессиональной компетентности учителей.
Задачи на 2015-2016 учебный год :
1. Продолжить работу над темой : «Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования современных технологий»;
2. Продолжить работу по овладению всеми учителями новыми педагогическими технологиями и на этой основе способствовать повышению качества образования.
3. Продолжить работу по созданию электронного банка методических материалов педагогов – членов МО (презентации к урокам, электронные дидактические материалы, интегрированные уроки, внеклассные мероприятия межпредметного содержания);
4. Внедрение и использование разнообразных форм методической работы внутри МО для гибкого реагирования на возникающие проблемы педагогов;
5. Активизация работы по вовлечению учителей для участия в конкурсах педагогического мастерства.
Задачи, поставленные перед МО, решались через изучение новых подходов к преподаванию математики и физической культуры, методику проведения уроков различных типов, участие в работе семинаров, проведение открытых уроков. Вся методическая работа была направлена на повышение качества обучения, создание комфортной образовательной среды для обучающихся и учителей в школе, на повышение внимания учителей МО на социализацию личности школьника, её адаптации в новых экономических условиях. Основой всей работы являлась педагогика сотрудничества.
При планировании работы МО учитывался опыт работы каждого учителя, его квалификация, уровень теоретической и методической подготовки, профессиональные интересы. Это дало возможность каждому учителю принять участие в методической работе, поделиться своим багажом знаний, перенять опыт работы коллег, который способствует повышению квалификации учителей и качества обучения.
Одним из основных направлений работы МО являлось повышение профессиональной компетентности педагогов. Все учителя МО постоянно повышают свой профессиональный уровень. В 2016 году двое учителей методического объединения (Сотникова Н. А., Назаренко О. И.) прошли курсовую переподготовку в ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» по теме: «Психолого-педагогическая компетентность педагога в сопровождении детей с ОВЗ в условиях введения в ФГОС», 72 часа.
Учителя в течение учебного года работали по выбранным темам самообразования, совершенствуя свой профессиональный уровень.
№
п/п Ф. И. О. Преподаваемый
предмет Тема самообразования
1 Сотникова Наталья Алексеевна математика Роль самостоятельной работы в формировании самоконтроля и самооценки обучающихся
2 Назаренко Оксана Ивановна математика Коррекционно-развивающие задания и упражнения для повышения уровня общего развития и коррекции познавательной деятельности и математического мышления обучающихся
3 Кочкина Галина Дмитриевна физическая культура Коррекция психофизического развития школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры
На заседаниях методических объединений педагоги знакомили своих коллег с обобщенными результатами, накопленным опытом и знаниями по темам самообразования.
Учителя старались применять на уроках личностно-ориентированный и дифференцированный подход к ученикам. Изучали методы и формы проведения современного урока, посещали уроки учителей школы с целью изучения и внедрения новых технологий, совершенствующих процесс преподавания и изучения своего предмета.
Все усилия учителей были направлены на вооружение обучающихся системой знаний по предметам, на подготовку к контролю знаний, на изучение индивидуальных способностей детей и их всестороннее развитие. При организации учебно-воспитательного процесса образовательные и воспитательные задачи обучения всеми учителями решались комплексно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. При этом особое внимание обращалось на выбор рациональных методов и приемов обучения; на рациональное сочетание устных и письменных видов работ, как при изучении теории, так и при решении задач; на развитие речи обучающихся; формирование у них навыков умственного труда; внедрение в практику работы современных образовательных технологий, разумно сочетая традиционные и новые методы обучения. Заметное влияние на содержание, формы и методы обучения в прошедшем учебном году оказало использование информационных технологий. Большинство учителей используют ИКТ в своей работе достаточно часто. Учителя владеют навыками работы с офисными программами Word, Excel, PowerPoint. В своей работе компьютер используют для распечатки наглядного материала и индивидуальных карточек, для проведения уроков и внеклассных мероприятий с мультимедиа аппаратурой. У каждого учителя методического объединения собрана медиатека для использования на уроках.
С целью обмена педагогическим мастертсвом, учителя МО размещают свои разработки уроков, внеклассных мероприятий, статьи из опыта работы на сайтах Интернета : pedsovet.su, pedsovet.org, proshkolu.ru, nsportal.ru, educontest.net, infourok.ru, gotovimyrok.com, kopilkaurokov.ru, uchportal.ru. Учителя методического объединения и их воспитанники регулярно участвуют в конкурсах, семинарах, конференциях, мастер-классах различных уровней.
№
п/п Ф. И. О.
руководителя Конкурсы, семинары, конференции, мастер-классы Уровень Участник Результат
1 Сотникова Наталья Алексеевна Дистанционный конкурс открытых уроков «Методические открытия» международный Сотникова Н. А. 1 место
Вебинар «Создание динамических презентаций в SWAY, PREZI и SPARKOL» международный Сотникова Н. А. участник
Конкурс для детей «Поймай цвет: осенний, желтый!» международный Дибров Д.
8 класс 3 место
Конкурс «Лучшая поделка месяца» всероссийский Зигаев А.
8 класс 2 место
Фотоконкурс «Лучшее фото месяца» всероссийский Коваленко А. 8 класс 1 место
Конкурс для детей и подростков с ОВЗ «Я люблю тебя жизнь.» всероссийский Левченко В. 8 класс 2 место
Конкурс для детей и подростков с ОВЗ «Я люблю тебя жизнь.» всероссийский Новикова А.
8 класс 3 место
Викторина «О цифрах и числах» всероссийский Брежнева О.
8 класс 1 место
Конкурс «Творческие выдумки» всероссийский Зигаев А.
8 класс 2 место
Научно-исследовательская конференция для педагогов «Совершенствование учебно-воспитательного процесса» всероссийский Сотникова Н. А. участник
Дистанционная конференция «Педагогические инициативы» всероссийский Сотникова Н. А. участник
Выступление на семинаре по теме: «Современные подходы при подготовке и проведении уроков математики с использованием информационно-коммуникативных технологий» региональный Сотникова Н. А. участник
Мастер-класс «Создание видеоролика в программе ФотоШОУ Pro» региональный Сотникова Н. А. участник
Конкурс «Учитель года-2016» школьный Сотникова Н. А. 1 место
2 Назаренко Оксана Ивановна Центр творчества «Мои таланты», конкурс «Пасхалинка» всероссийский Какурин И.
7б класс 1 место
Дистанционный конкурс «Золотая рыбка» всероссийский Колесниченко К.
7б класс 1 место
Мастер-класс «В математике – все для жизни» региональный Назаренко О. И. участник
Выступление на семинаре по теме: «Использование ИКТ в проектной деятельности в рамках введения ФГОС с ОВЗ» региональный Назаренко О. И. участник
3 Кочкина Галина Дмитриевна Шашечный турнир школьный 4-9 классы 1, 2, 3 место
Чемпионат школы по футболу школьный 4-9 классы 1, 2, 3 место
Чемпионат школы по гимнастическому многоборью школьный 4-9 классы 1, 2, 3 место
Чемпионат школы по: баскетболу, пионерболу, волейболу, легкой атлетике. школьный
4-9 классы 1, 2, 3 место
В этом учебном году было проведено 5 заседаний школьного методического объединения. Содержание работы МО включало в себя вопросы, связанные с нормативной базой, программными документами, проверкой качества знаний и умений обучающихся; промежуточная аттестация; с планированием работы МО; с изучением отдельных тем. Заслушаны, обсуждены выступления педагогов по теме самообразования, разбирались вопросы, возникшие в работе учителей.
В своей работе учителя математики сталкивались и с рядом проблем: нехватка учебного времени для реализации в полном объеме всех требований нового времени, при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Среди причин, влияющих на успеваемость и качество знаний воспитанников, можно отметить следующие: недостаточный уровень развития мыслительной деятельности, низкий уровень навыков учебного труда; неготовность к интеллектуальному и эмоциональному напряжению; отсутствие стимула к процессу учения.
Для повышения познавательного интереса обучающихся к изучению предметов и воспитания положительных качеств личности школьников педагогами МО велась внеклассная работа. Её неотъемлемой частью являлась предметная неделя. Согласно запланированного графика учителями МО были проведены предметные недели.
Учителем физической культуры Кочкиной Г. Д. в I четверти 2015 года была подготовлена и проведена неделю физической культуры, которая прошла под девизом «Движение – это жизнь». Программа проведения мероприятий недели физического воспитания ставила перед собой решение таких задач как: укрепление здоровья обучающихся, пропаганда здорового образа жизни, воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитание нравственных, волевых качеств, дисциплине, организованности и активности воспитанников, а также выявление сильнейших спортсменов школы.
В конкурсе рисунков о спорте лучшими были:
1 – место Брежнева Оксана 8 класс
2 – место Бербенцев Александр 2 класс
3 – место Денисенко Владимир
В конкурсе викторин и разгадывание кроссвордов лучшие результаты показали:
1 – место Масловская Лариса 7 «б» класс
2 – место Салов Василий 4 класс
3 – место Безкровный Константин 8 класс
В соревнованиях «Веселые старты» места распределились следующим образом:
1 – место 5класс
2 – место 4 класс
3 – место 6 класс
Учителя математики в III четверти 2016 года подготовили предметную неделю. Были проведены внеклассные занятия, викторины, конкурсы, предметная олимпиада, оформлены математические стенгазеты. Предметная неделя показала высокую результативность работы обучающихся 5-9 классов. Все проведенные мероприятия были интересны, несли познавательную информацию.
Конкурс рисунков «Весёлые цифры» требовал от обучающихся тщательной подготовки и творческих способностей в области рисования.
Победителями в этом конкурсе оказались следующие обучающиеся:
1 место - Масловская Л. (7б класс, учитель Назаренко О. И.)
2 место - Брежнева О. (8 класс, учитель Сотникова Н. А.)
3 место - Колесниченко К. (7б класс, учитель Назаренко О. И.)
Для конкурса «Волшебная геометрия», ребята готовили объемные геометрические тела и танграм. Подготовка и проведение этой выставки потребовало больших временных, ресурсных и творческих затрат как от учителей, так и от обучающихся. В ходе проведения выставки, неожиданно для учителей, раскрылись «таланты» слабо успевающих учеников. Результаты этого конкурса следующие:
1 место - Верес П. (9 класс, учитель Сотникова Н. А.)
2 место - Деревянченко Н. (9 класс, учитель Сотникова Н. А.)
3 место - Брежнева М. (8 класс, учитель Сотникова Н. А.)
Школьная олимпиада «Знаток математики» прошла успешно, призовые места среди 5-7 классов распределились следующим образом:
1 место - Рубанов В. (5 класс, учитель Сотникова Н. А.)
2 место - Рындин Н. (6 класс, учитель Сотникова Н. А.,
Бойченко Д. (6 класс, учитель Сотникова Н. А.)
3 место - Колесниченко К. (7б класс, учитель Назаренко О. И.)
Призовые места среди 8-9 классов распределились следующим образом:
1 место – Иванов Д. (8 класс, учитель Сотникова Н. А.)
2 место – Левченко В. (8 класс, учитель Сотникова Н. А.)
3 место – Хохлова В. (8 класс, учитель Сотникова Н. А.)
Творческий подход и желание провести мероприятия интересными позволили учителям Сотниковой Н. А., Назаренко О. И., Кочкиной Г. Д. справиться с теми целями, которые были поставлены, и провести все мероприятия на высоком методическом уровне.
В течение учебного года педагоги проводили анализ результатов обучения по предметам (по четвертям). Отслеживались реальные трудности обучающихся, с которыми они сталкивались при усвоении изучаемого материала, определялись пути их преодоления. Анализируя работу методического объединения за прошедший 2015–2016 учебный год можно отметить, что внедрение инновационных технологий в образовательный процесс с целью повышения качества обучения привело к таким результатам, что успеваемость по предмету математика составляет 100%, качество знаний - 36%, по физической культуре успеваемость 100%, качество знаний - 81%.
Подводя итоги работы методического объединения нужно отметить, что в течение этого учебного года задачи, поставленные перед учителями, решались. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы-интерната. Поставленные задачи на 2015-2016 учебный год были выполнены. Работу над методической темой объединения «Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования современных технологий» следует признать удовлетворительной.
Анализируя выше изложенное, можно сделать вывод, что:
• Работая над повышением качества знаний, члены МО, активно внедряли в образовательный процесс личностно-ориентированный подход; в рамках этой работы проходила дифференциация, индивидуальная работа.
• В практику деятельности учителей входят уроки с компьютерной поддержкой, с применением инновационных технологий.
• Ведется работа над темами самообразования.
• Качество знаний обучающихся и степень обученности находятся на среднем уровне и требуют систематической работы и контроля.
• Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации.
• Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется.
• Учителя методического объединения и их воспитанники регулярно участвуют в конкурсах различных уровней.
Наряду с имеющимися положительными результатами в работе МО следует отметить и некоторые слабые стороны, такие как:
• невысокое качество знаний по математике;
• подбор содержания, форм и методов обучения, рассчитанный на среднего ученика, без учета его индивидуальных способностей;
• недостаточность работы по преемственности между начальной школой и средним звеном.
Поэтому нужно отметить падение успеваемости обучающихся от класса к классу, при переходе из начального звена в среднее и из основной школы в старшую.
В 2016-2017 учебном году методическому объединению работать над темой : «Повышение качества образования посредством использования современных педагогических технологий»
Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в области учебных предметов и методики их преподавания в условиях обновления содержания образования.
Задачи на 2016-2017 учебный год :
1. Продолжить работу по изучению теоретических основ современных образовательных технологий и организация деятельности педагогов по апробации эффективных приёмов, методов, педагогических средств, ориентированных на овладение обучающимися учебно-познавательными и другими компетенциями в образовательном процессе.
2. Использование современных педагогических технологий в целях повышения качества образования по предметам.
3. Совершенствование работы учителя по изучению инновационного опыта других педагогов и распространение собственного педагогического опыта.
4. Продолжить организацию мониторинга учебных достижений обучающихся.
5. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
ПЛАН РАБОТЫ
методического объединения учителей математики и физической культуры
на 2016-2017 учебный год
№ заседания Повестка заседания Сроки Ответственные
1 1. Утверждение плана работы методического объединения на 2016-2017 учебный год.
2. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса.
3. Рассмотрение нормативных документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ п. 1 ч. 1 статьи 48 (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года);
• Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 года № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
• Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
• Письмо Департамента образования Белгородской области от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
• Приказа Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от 23.03.2010 года № 819 «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения»;
• Письма Департамента образования Белгородской области от 11.02.2014 год №9-06/789-НМ «Об основных образовательных программах общего образования»;
• Инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» о преподавании предмета «Математика» в общеобразовательных организациях Белгородской области;
• Инструктивно-методического письма ОГАОУ ДПО «Белгородский институт развития образования» о преподавании предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Белгородской области;
4. Единый орфографический режим на уроках математики.
5. Обсуждение и согласование тем по самообразованию.
6. Утверждение графика взаимопосещения уроков и внеклассных занятий на 1 полугодие. Август Сотникова Н. А.
Назаренко О. И.
Кочкина Г. Д.
Межсекционная работа :
1. Проверка навыков устных вычислений у обучающихся 5-9 классов.
2. Проведение вводных контрольных работ в 5-9 классах и анализ адаптации учеников 5 класса к системе обучения.
3. Дополнительные занятия с обучающимися, пропустившими занятия.
4. Подготовка и проведение недели физической культуры (Отв. Кочкина Г. Д.)
5. Консультации, беседы с членами МО по реализации целей и задач тем по самообразованию
6. Подготовка к аттестации (участие в Интернет – конференциях и творческих педагогических конкурсах).
7. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта членов МО.
8. Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за совершенствованием педагогического мастерства и обмена опытом. Сентябрь-октябрь Сотникова Н. А.
Назаренко О. И.
Кочкина Г. Д.
2 1. Доклад «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физкультуры» (Отв. Кочкина Г. Д.)
2. Итоги проверки навыков устных вычислений.
3. Анализ вводного контроля в 5-9 классах.
4. Анализ адаптации обучающихся 5 класса.
5. Результаты 1 четверти по математике и физической культуре. Прохождение программного материала. Ноябрь Сотникова Н. А.
Назаренко О. И.
Кочкина Г. Д.
Межсекционная работа :
1. Проектирование и проведение открытых уроков по математике и физической культуре (Отв. Сотникова Н. А., Назаренко О. И., Кочкина Г. Д.)
2. Разработка пакета контрольных заданий для отслеживания результативности процесса обучения в 5-9 классах за I полугодие 2016-2017 учебного года.
3. Совершенствование преемственности образовательного процесса (посещение уроков в начальных классах).
4. Дополнительные занятия с обучающимися, пропустившими занятия.
5. Работа педагогов по темам самообразования
6. Подготовка к аттестации (публикации научно- методических материалов на сайтах Интернета).
7. Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за совершенствованием педагогического мастерства и обмена опытом. Ноябрь-декабрь Сотникова Н. А.
Назаренко О. И.
Кочкина Г. Д.
3 1. Доклад «Информационно-коммуникативные технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики» (Отв. Назаренко О. И.)
2. Самообразование учителей как основа успешной педагогической деятельности (отчеты педагогов по темам самообразования)
3. Обмен опытом по работе над сохранением качества обученности воспитанников. Методические находки.
4. Анализ контрольных работ за I полугодие 2016-2017 учебного года.
5. Результаты 2 четверти по математике и физической культуре. Прохождение программного материала.
6. График взаимопосещения уроков и внеклассных занятий на 2 полугодие. Январь Сотникова Н. А.
Назаренко О. И.
Кочкина Г. Д.
Межсекционная работа :
1. Организация недели математики (проведение интеллектуальных игр по параллелям, математических боев, математической карусели)
2. Изучение передового опыта работы учителей.
3. Выполнение единого орфографического режима школы (проверка тетрадей).
4. Дополнительные занятия с обучающимися, пропустившими занятия.
5. Работа педагогов по темам самообразования
6. Подготовка к аттестации (актуальные вопросы профессиональной деятельности).
7. Создание электронного банка методических материалов педагогов – членов МО (презентации к урокам, электронные дидактические материалы, интегрированные уроки, внеклассные мероприятия межпредметного содержания)
8. Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за совершенствованием педагогического мастерства и обмена опытом. Январь-март Сотникова Н. А.
Назаренко О. И.
Кочкина Г. Д.
4 1. Доклад «Самостоятельная работа на уроках математики как средство повышения качества знаний обучающихся с нарушением интеллекта» (Отв. Сотникова Н. А.)
2. Итоги недели математики.
3. Результаты 3 четверти по математике и физической культуре. Прохождение программного материала.
4. Обзор новинок методической литературы Март Сотникова Н. А.
Межсекционная работа :
1. Работа по предупреждению неуспеваемости школьников, воспитанию положительного отношения к учебе.
2. Проверка навыков устных вычислений у обучающихся 5 – 9 классов.
3. Проведение итоговых административных контрольных работ
4. Изучение методических писем и использование их в преподавании.
5. Дополнительные занятия с обучающимися, пропустившими занятия.
6. Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за совершенствованием педагогического мастерства и обмена опытом. Апрель - май Сотникова Н. А.
Назаренко О. И.
Кочкина Г. Д.
5 1. Обсуждение результатов итоговых административных контрольных работ за учебный год.
2. Результаты 4 четверти по математике и физической культуре. Прохождение программного материала.
3. Мониторинг успеваемости и качества знаний за учебный год.
4. Рассмотрение рабочих программ по математике, физической культуре и ЛФК.
5. Результаты участия педагогов и обучающихся в конкурсах, конференциях, олимпиадах различного уровня.
6. Анализ работы методического объединения за 2016-2017 учебный год.
7. Разработка проекта плана работы МО на следующий учебный год. Июнь Сотникова Н. А.
Назаренко О. И.
Кочкина Г. Д.