Анастасия Бакунович
Аналитический отчет председателя методического объединения учителей коррекционного цикла за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
«Деятельность педагога в рамках инновационной деятельности в условиях специальной коррекционной школы».
В начале 2015-2016 учебного года на базе второго школьного подразделения начало свою работу методическое объединение классных руководителей.
В начале учебного года была определена тема, цель и задачи работы МО
Тема: Деятельность педагога в рамках инновационной деятельности в условиях специальной коррекционной школы
Публикация «Аналитический отчет председателя методического объединения учителей коррекционного цикла за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Цель: Реализация инновационной деятельности педагога в условиях специальной коррекционной школы в работе с детьми с умеренной и выраженной умственной отсталостью.
Задачи:
1. Разработка и внедрение новых педагогических технологий в рамках инновационной деятельности в условиях специальной коррекционной школы.
2. Продолжать повышать уровень профессионального мастерства
педагогов через использование инновационной деятельности, распространение собственного опыта работы, изучение новинок литературы при работе с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью
3. Продолжать создавать условия для максимальной реализации инновационной деятельности при работе с данной категорией детей.
Работа ШМО проводилась в соответствии с утвержденным годовым планом.
Кадровый состав ГОКУ СКШ №7 очень разнообразен. В 2015-2015 учебном году в составе методического объединения учителей находилось 21 человек. Из них 2 учителей имеют высшую категорию, 9 учителей входящих в состав МО не имеют категории и 10 учителей имеют первую квалификационную категорию.
Анализируя деятельность педагогов, можно разделить педагогический состав на 2 группы. Первая группа – 16 человек, активное сильное звено. Педагоги данной группы могут работать самостоятельно, всегда отзывчивы на любое предложение, не требуют контроля со стороны администрации. Вторая группа -5 человек, вновь прибывшие сотрудники и молодые специалисты. Данная группа педагогов может работать самостоятельно, но требуют разъяснительной работы, помощи и контроля за исполнением. Некоторые педагоги, начинающие свой педагогический путь испытывают трудности в методическом плане, разъяснения некоторых рабочих моментов.
Учителя постоянно повышают свою квалификацию:
Путем проведения и посещения «открытых» уроков с целью обмена опытом.
Заседания МО также является формой повышения квалификации и педагогического мастерства. На заседаниях МО учителей постоянно обсуждались вопросы методики ведения уроков, планирования деятельности и подведения итогов. Посещая уроки коллег, учителя школы обращали внимание на удачные моменты организации уроков, неординарные способы введения, закрепления и активизации изучаемого материала, игровые моменты и другое для использования на своих уроках.
Индивидуальные консультации учителей друг с другом и с руководителем МО по методическим и организационным вопросам, что также способствовало росту педагогического мастерства учителей.
В коллективе методического объединения учителей налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки (взаимопосещение уроков, совместная разработка уроков, планирований, подготовка к семинарам). При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышение качества учебно-воспитательного процесса. Основные формы, используемые в работе МО:
1. заседание методического объединения по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
2. круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т. п. ;
3. открытые уроки ;
4. лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогии и психологии;
5. аттестация учителей
6. взаимопосещение уроков;
Деятельность работы методического объединения является одним из элементов системы непрерывного образования педагогов и
направлена на организацию условий и развитие методической поддержки учителей как средства их профессионального роста.
В школе работает школа наставничества. На данном мероприятии были выделены основные трудности педагогов в работе, проведена консультация по планированию уроков, определены наставники по работе с молодыми специалистами, закрепленные за параллелью классов.
Педагогами наставниками оказывалась консультативная и практическая помощь молодым специалистам в педагогической работе.
Кроме того, на протяжении всего года неоднократно проводились индивидуальные консультации учителей друг с другом и с руководителем МО по методическим и организационным вопросам, что также способствовало росту педагогического мастерства учителей.
Также в октябре в рамках методического объединения прошла теоретическая конференция: Моя инновационная деятельность при обучении и воспитании учащихся с умеренной и выраженной умственной отсталостью. Новые направления работы в образовании.
В процессе работы ответственные педагоги подготовили презентации и ознакомили всех участников конференции с новыми направлениями работы в образовании.
Результатом работы теоретической конференции явилось определение педагогами своих личностных позиций в инновационной образовательной среде, а также составление модели инновационного урока.
В декабре педагогами проведены открытые уроки по теме заседания МО :
«Применение инновационной деятельности в образовательном процессе при работе с детьми с умеренной и выраженной умственной отсталостью»
На протяжении всего учебного года на базе ИДДИ№1, ИДДИ №2 проходили предметные недели
1. Предметная неделя по математике
2. Проведение предметной недели по чтению и письму.
3. Неделя психологии
4. Неделя естественно-географического цикла.
5. Неделя по трудовому обучению
Предметные недели носили обучающий, развивающий, воспитывающий характер. Способствовали расширению кругозора, коррекции психических процессов, желанию познать окружающий мир, а главное повышали интерес к предметам.
В мае 2016 года на базе школы №7 педагогами ГОКУ СКШ был организован и проведен Областной педагогический фестиваль. КВН-Год кино. 2016, с целью социализации и интеграции детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью в общество. Данное мероприятие было очень интересным, веселым, а главное увлекательным и радостным для детей. Кроме того, в рамках данного фестиваля педагоги смогли поделиться опытом работы с данной категорией детей, а также проектной деятельностью при работе с учащимися с умеренной и выраженной умственной отсталостью.
Результатом работы МО являются разработанные проекты в рамках инновационной деятельности всеми педагогами.
Краткий анализ работы методического объединения учителей коррекционного блока на базе интернатов для умственно отсталых детей с умеренной и выраженной степенью представлен в таблице ниже :
Виды деятельности 2015-2016 учебный год
Тема
Деятельность педагога в рамках инновационной деятельности в условиях специальной коррекционной школы
Задачи
1. Разработка и внедрение новых педагогических технологий в рамках инновационной деятельности в условиях специальной коррекционной школы.
2. Продолжать повышать уровень профессионального мастерства
педагогов через использование инновационной деятельности, распространение собственного опыта работы, изучение новинок литературы при работе с детьми с умеренной интеллектуальной недостаточностью
3. Продолжать создавать условия для максимальной реализации инновационной деятельности при работе с данной категорией детей.
Формы работы Круглый стол
Сообщения по теме.
Открытые занятия.
Школа молодого специалиста.
Неделя мастерства.
Практикумы.
Памятки.
Теоретические конференции
Практические конференции
Сообщения «Кейстадия технология»
«Технология педагогического мастерства»
«Технология критического мышления»
Новые формы аттестации учителей-электронное портфолио
«Организация и содержание обучения детей инвалидов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Неделя мастерства Педагоги посещали уроки друг друга, менялись классами и проводили уроки на других классах в рамках обмена опыта и предметных недель. Кроме того, педагоги 2 подразделения посетили уроки учителей 1 подразделения.
Предметные недели Неделя взаимопосещения уроков с целью обмена опытом между педагогами и проверки соблюдения методических требований к организации уроков.
Педагогический фестиваль В мае 2016 года педагогами ГОКУ СКШ был организован и проведен Областной педагогический фестиваль. КВН-Год кино 2016. Данное мероприятие состояло из двух частей: 1-КВН для детей, 2- теоретический практикум «Проектная деятельность при работе с детьми с умеренной и выраженной у. о»
Тестирование В рамках методического объединения психолог школы Корженевская Е. А. на протяжении всего учебного года проводила тестирование и анкетирование педагогов по теме МО
Работа с молодыми специалистами В школе работает школа наставничества. были определены наставники по работе с молодыми специалистами, закрепленные за параллелью классов.
Педагогами наставниками оказывалась консультативная и практическая помощь молодым специалистам в педагогической работе.
Методическая неделя Презентация аттестуемых учителей «Педагогическая мастерская». Педагоги показали открытые уроки, познакомили коллектив со своими практическими наработками (творческими альбомами, методическими копилками).
Практический выход Баталова М. М. «И помнит мир, спасенный»
Токарева Т. А., Волынова О. И. «Мосты Иркутска»
Нечаева Ю. А. «Работа в интерактивной развивающей среде ПервоЛого»
Полканова Т. Г. «Богатыри земли Русской»
Свицкая Г. В. «Использование элементов программированного обучения в работе с детьми с умеренной и выраженной умственной отсталостью»
Мастер-классы, проведенные в рамках областного педагогического фестиваля представили :
Коновалова Т. П. «Техника «Гиацинты из гофрированной бумаги»
Алсаева Л. Р. «Букет из салфеток»
Ербаева Л. А. «Создание сувениров из облегченной массы для лепки»
Обзор методической литературы Обзор методической литературы – библиотекарь Шипунова Н. А., все педагоги изучали обзор новинок литературы и дидактических пособий в рамках изучаемой темы.
Технические средства обучения Применение компьютерных технологий при проведении воспитательных занятий, общешкольных мероприятий, участие на сайте школы
План работы МО на учебный год выполнен в полном объёме.
Все члены ШМО работали активно: изучали особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью, посещали уроки у коллег с целью обмена опытом работы, проводили открытые уроки на оптимальном уровне, внеклассные мероприятия, способствующие расширению и углублению знаний по предмету и поддержанию познавательного интереса учащихся.
Активно занимались самообразованием, посещали курсы повышения квалификации при ИПКРО, участвовали во всех мероприятиях.
Все мероприятия в школе подчинены учебно-воспитательной теме школы, а также направлениям коррекционно-развивающей деятельности с учащимися, принятыми на МО учителей. Серьезным направлением работы МО учителей и администрации является постоянное совершенствование педагогического мастерства педагогических кадров.
Анализируя выполнение поставленных задач перед методической работой школы, можно отметить, что:
- большинство открытых уроков и мероприятий в школе проходят на хорошем методическом и организационном уровне.
- большинство учителей владеют методикой индивидуального и дифференцированного подхода в обучения учащихся на достаточно высоком уровне.
- действующие семинары и заседания МО (тематические) своевременно оказывают корректирующую помощь молодым специалистам.
- отмечен рост профессионального уровня учителей.
Руководителем МО учителей коррекционного цикла были рационально распределены обязанности учителей по работе на методическом объединении, подготовке информационного материала, подготовке сообщений, работе по созданию методических копилок. Был четко спланирован, с учетом реальных возможностей, цикл открытых уроков (показана технология подготовки урока и его самоанализ).
Учебно-методическая работа школы была достойно представлена на Областном форуме «Образование Приангарья – 2016» и отмечена организаторами конкурса.
Анализ методической работы позволяет сделать вывод о том, что план методической работы МО в целом выполнен:
1. Методические темы работы МО соответствовали основным задачам, стоящим перед педагогами школы.
2. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед педагогами.
3. Все педагоги работали и работают над созданием системы обучения, удовлетворяющей потребностям каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Вместе с тем имеются следующие недостатки в работе МО:
1. Недостаточное количество взаимопосещений открытых уроков педагогов с большим стажем работы.
2. На заседаниях МО не рассматривались вопросы, связанные с внеклассной работой - проведение внеклассных мероприятий для повышения мотивации учащихся;
Одним из средств достижения образовательных и воспитательных целей является внеклассная работа по предметам. Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребёнка.
Формы организации внеклассной работы самые разнообразные. В течение учебного года учителями проводились классные часы, общешкольные
линейки, велась работа по оформлению кабинетов. Работа по оформлению классов велась учителями не достаточно регулярно, в медленном темпе.
Но все же в этом учебном году все педагоги оформили классные уголки, стенды в соответствии с современными требованиями.
Выводы
Трудности и недостатки в работе МО Причины
Составление и выполнение календарно-тематического планирования Не всегда указаны сроки и виды контроля; не соблюдается строгое следование записей в журнале календарно-тематическому планированию; Неправильная формулировка тем урока в журнале
Предметные недели Все получились интересно, разнообразно, увлекательно. Каждая предметная неделя достигла главной цели-повышения интереса к предмету. Сроки невсегда точные, часто переносы.
Посещение уроков коллег. «Открытые» уроки учителей Не все учителя приняли участие в проведении «открытых» уроков.
В 2016-2017 учебном году МО учителей ставит следующие задачи учебно-методической деятельности :
1. Продолжить работу по данной теме, оформить результаты инновационной деятельности.
2. Продолжать осуществлять обмен практического опыта между учителями школы первого подразделения и учителями нашего подразделения с целью повышения уровня самообразования педагогов, углублений знаний по предмету.
Руководитель МО учителей А. В. Бакунович