Ирина Гареева
Анализ предметно-пространственной развивающей среды в области художественно-эстетического развития в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной
деятельности являются создание условий для:
– развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, окружающего мира, ознакомления с разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного, в том числе народного творчества;
– развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора;
– приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Публикация «Анализ предметно-пространственной развивающей среды в области художественно-эстетического развития в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголок творчества и ИЗО
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В сфере развития у детей интереса к эстетической стороне действительности, окружающего мира, ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества:
Необходимо приобщать детей к эстетическому познанию и переживанию мира, к искусству и культуре в широком смысле, а также творческой деятельности детей в изобразительном, пластическом, музыкальном, литературном и других видах художественно-творческой деятельности. Эстетическое отношение к миру опирается прежде всего на восприятие действительности разными органами чувств. необходимо способствовать накоплению у детей сенсорного опыта, обогащению чувственных впечатлений, развитию эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира, сопереживания персонажам художественной литературы и фольклора.
В сфере развития способности к восприятию музыки, художественной литературы, фольклора:
Необходимо знакомить детей с классическими произведениями литературы, живописи, музыки, театрального искусства, произведениями народного творчества, рассматривать с ними иллюстрации в художественных альбомах, организовывать экскурсии на природу, в музеи, демонстрировать фильмы соответствующего содержания, обращаться к другим источникам художественно-эстетической информации.
В сфере приобщения к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла:
Необходимо создавать возможности для творческого самовыражения детей: поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов; вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогать осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов.
В изобразительной деятельности (рисовании, лепке) и художественном конструировании необходимо предлагать детям экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композицию; осваивать различные художественные техники, использовать разнообразные материалы и средства.
В музыкальной деятельности (танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах) требуется создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
В театрализованной деятельности, сюжетно-ролевой и режиссерской игре – языковыми
средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации передавать характер, переживания,
настроения персонажей.
Таким образом, для успешной реализации требований ФГОС ДО требуется организовать в дошкольном учреждении следующие необходимые условия:
Предметно-развивающую среду, включающую в себя:
1. Наличие необходимых расходных материалов для изобразительной деятельности (краски, карандаши, мелки, пластилин, глина, бумага);
2. Наличие необходимых материалов для театрализованной деятельности (ширмы, костюмы, куклы-марионетки, литература (сказки, стихи);
3. Наличие необходимых условий для просмотра и прослушивания произведений разных жанров и направлений (сказки, музыкальные произведения, мультфильмы, обучающие видео, программы для детей). Такими условиями являются наличие в ДО проигрывателей грам-пластинок и самих пластинок, музыкальных инструментов, в том числе и для детей, интерактивных досок, магнитофонов, компьютерной техники и др.
4. Наличие специализированных уголков творчества (уголки-музеи с картинами, произведениями народного творчества (дымковская игрушка, хохломская роспись, гжель, городецкая роспись, и др., научные уголки для экспериментирования и прочих);
5. Наличие предметно-развивающей среды (конструкторы, развивающие игры, наборы для совместных игр, стимулирующих общение и др.);
6. Наличие детских площадок с укрытиями от непогоды, различного рода качелями для развития координации и двигательных функций через игровой момент, озеленением для ознакомления с природной составляющей окружающего мира, фигурами различных животных учитывающих эстетическую составляющую;
7. Наличие мебели и оборудования, адаптированного под возрастные возможности воспитанников.
Следует отметить, что всё вышеперечисленное должно быть обязательно сертифицировано и одобрено соответствующими организациями для использования в образовательном процессе с дошкольниками.
учебно-методическое обеспечение, включающее в себя:
1. учебно-методическую литературу:
а) Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду»;
б) Куцакова Л. В. «Конструирование из строительного материала»
в) Методические пособия серия картин «Гжель», «Дымка», «Городец», «Хохлома», «Секреты бумажного листа»;
г) Янушко Е. А. «Рисование с детьми раннего возраста», «Лепка с детьми раннего возраста»;
д) Н. В. Добровская «Рисуем из ладошки» «Праздник каждый день» программа музыкального развития;
е) Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М., Мозаика-Синтез 2010;
ж) Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М. : Мозаика-Синтез, 200S-2010;
з) Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010;
и) Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»;
к) Новикова Н. В. «Аппликация из природных материалов в детском саду», Петрова И. М. «Оригами», др. ;
л) В. Н. Торгошева «Рисуем нитью»;
м) Гусарова Н. Н. «Техника изонити для дошкольников»
2. Материальное обеспечение:
а) Помещения, оборудованные для работы с учебной и методической литературой;
б) Оснащение современным оборудованием для систематизации проводимой работы и внедрения ИКТ – технологий;
в) Материальная база для повышения уровня подготовленности кадровых работников и самореализации;
г) Материально-техническое обеспечение для оценки подготовленности и профессионализма кадровых работников и обслуживающего персонала;
д) Наличие финансового обеспечения, для чего должна проводиться работа по налаживанию связей с общественностью, привлечения сторонних организаций и спонсоров.
3. Основная образовательная программа ДОУ, разработанная на основе «Примерной основной образовательной программы ДО»; устав ДОУ; вариативные примерные образовательные программы.
кадровое обеспечение, включающее в себя:
а) персонал, обеспечивающий полноту и качество проводимого образовательного процесса
б) персонал, обеспечивающий качественное и здоровое питание дошкольников;
в) персонал, обеспечивающий наведение порядка и соблюдение требований СанПиН;
г) персонал, выполняющий другие виды работ, необходимые для обеспечения полноценного и качественного процесса воспитания, обучения и взросления дошкольников.