Улитушкина Ольга
Творческий проект «Оптимизация речевого развития детей с ТНР посредством взаимосвязи изодеятельности с развитием перцепции»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ передового педагогического опыта
Творческий проект «Оптимизация речевого развития детей с ТНР посредством взаимосвязи изобразительной деятельности с развитием перцепции»
Автор:Овсянкина Лариса Викторовна – воспитатель по изобразительной деятельности, педагог высшей квалификационной категории.
Адрес: г. Ханты-Мансийск
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ИЗО. Изобразительная деятельность
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проанализировав работу Ларисы Викторовны, я выделила следующие важные аспекты для себя. В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и нормализации имеющихся недостатков посредством использования в рисовании нестандартных материалов разной фактуры. Описана общая структура и способы организации педагогического процесса с дошкольниками, имеющие нарушение речи. Представлен перспективный план работы с детьми, разработан план-график проекта на учебный год. Определены критерии сформированности специальных умений и навыков детей в изобразительной деятельности, а также критерии достижений детей по информативной для проекта образовательной области «коммуникация». Большое внимание уделено развитию у детей-логопатов уверенности в себе, осознание роста своих достижений в продуктивных видах деятельности через создание ситуации успеха. Проект построен с учетом условий и содержания деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с опорой на комплексно-тематический принцип организации образовательного процесса, в основу которого положена интеграция содержания разных образовательных областей вокруг единой, общей темы. В качестве реального механизма повышения результативности работы в проекте выступает идея развертывания социального партнерства в образовательной среде, которая заключается в интеграции деятельности всех субъектов образовательной деятельности для решения единой задачи – комплексной помощи детям с ТНР.
Вид проекта : творческий.
Сроки реализации проекта : два года (долгосрочный).
Актуальность проекта обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи, поиском новых форм и методов комплексной помощи детям, имеющим проблемы в речевом развитии. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование.
Таким образом, актуальность работы подтверждается следующими положениями:
1. благодаря своей наглядности изобразительная деятельность развивают речь дошкольников в ряде направлений (расширение словаря, формирование связной речи, совершенствование функций речи);
2. интенсификация чувствительной деятельности, развитие мелкой моторики при использовании материалов разной фактуры в изобразительной деятельности оказывает заметное положительное влияние на состояние речи дошкольников;
3. изобразительная деятельность является одним из предпочитаемых видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Обозначив проблему, педагог определила следующие принципы организации работы с детьми-логопатами:
1. учёта возрастных особенностей и потенциальных возможностей ребенка;
2. создания ситуации успеха и опоры на внутренние ресурсы детей;
3. максимального использования анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного;
4. наглядности и практического применения,
5. принципы взаимосвязи формирования тонких движений кисти руки с развитием мыслительных операций, памяти, внимания;
6. индивидуального подхода, адресной помощи и поддержки.
Практическая значимость педагогического проекта :
1. Комбинация методов и приёмов образовательных областей, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
2. Предложенные в проекте изобразительные техники с применением и сочетанием материалов разной фактуры могут быть мультиплицированы в группах общеразвивающей направленности, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для подготовки руки ребенка к овладению письмом, совершенствования моторных характеристик умений детей.
Научная новизна педагогического опыта заключается:
в творческой интерпретации используемых в работе с дошкольниками изобразительных живописных и графических техник;
в специфическом подходе к содействию оптимальному речевому развитию ребенка через активизацию его внутренних и внешних ресурсов посредством применения в изобразительной деятельности материалов разной фактуры;
в интегративности, в соответствии с которой целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс.
Цель проекта : активизация внутренних и внешних ресурсов детей-логопатов через использование в изобразительной деятельности (рисовании) нестандартного материала разной фактуры.
Достижение цели, осуществляется посредством решения следующих задач:
Образовательная область
«Физическая культура» Развивать точность и координацию движений рук и глаза, тактильные чувства, мелкую моторику через осваивание разнообразных изобразительных техник со своеобразным материалом. Совершенствовать общую умелость рук, моторную характеристику умений детей – свобода движений, точность, ритмичность, плавность, гибкость рук и др.
Образовательная область
«Речевое развитие» Развивать коммуникативную функцию речи, активизировать активный и пассивный словарь детей в различных видах детской деятельности.
Образовательная область
«Познавательное развитие» Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие, развивать умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств; развивать интеллектуальные и личностные качеств (умения мыслить, анализировать, сопоставлять и др., расширять кругозор.
Образовательная область
«Социально-коммуникативное развитие» Развивать у дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений в рисовании. Способствовать их самореализация в изобразительной деятельности.
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» Совершенствовать изобразительную деятельность детей : стимулировать умения самостоятельно создавать, творить, планировать и достигать качественного результата; развивать технические и изобразительно-выразительные умения.
В данной работе представлены примерные результаты (интегративные качества ребёнка) :
К концу старшего дошкольного возраста достигается следующий уровень развития интегративных качеств у детей с ТНР :
1. Любознательный, активный. Способен самостоятельно действовать и достигать качественного результата. Отличается достаточной речевой активностью, готовностью принять общий замысел, задает много вопросов, обращается в случае необходимости за помощью. Проявляет познавательный интерес к миру, инициативу в изобразительной деятельности, настойчиво добивается решения задач, исследует предметы и материалы.
2. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми. С удовольствием участвует в коллективных делах: способен принять общую цель, выражает живой интерес к результату. Владеет разнообразными речевыми умениями (выслушать и понять, выразить свои мысли, владеет конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается изобразительными и неизобразительными материалами, дает адекватную оценку результатам деятельности (своей и других детей).
3. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, правильно выбирает изобразительные материалы и предметы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств материалов, самостоятельно применяет освоенные изобразительные живописные и графические техники, способы работы с фактурным материалом. Проявляет творчество.
4. Физически развитый. Ребенок технически правильно выполняет задания, умело организует рабочее место, проявляет аккуратность в процессе рисования, движения рук точные, действия плавные, ритмичные, контролирует силу нажима и т. д.
5. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками в изобразительной деятельности:
Умеет создавать новые цветовые тона и оттенки разными способами; Владеет композиционным размещением изображения на листе бумаги разной формы; Передает многоплановость, перспективу, динамичность изображения и выразительность образа, характерные особенностей; Умеет подбирать фон, материал, сочетать краски для создания выразительного образа; Умеет свободно действовать с инструментами.
Так, же в работе отражены: ресурсы, целевая аудитория, реализация проекта (поэтапно, содержание работы, мониторинг достижений детей, результаты- продукты, перспектива дальнейшего развития.
В приложении отражены: задачи и перспективы развития детей, примерное тематическое планирование НОД на 2 года, диагностические методики, тематическое планирование по развитию речи, перечень фактурного материала, перечень художественно-литературных произведений, перечень музыкально-песенного репертуара.
Перечень художественно-литературных произведений
по активизации речи
Времена года:
«Осень» З. Федоровская
«Ходит - бродит осень» Е. Трутнева
«Осень» А. Толстой
«Улетели птицы разные…» О. Высоцкая
«Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин
«Зима» И. Суриков и др. Живая и неживая природа:
«Черемуха» С. Есенин
«Мой садик» А. Плещеева
«Ели» И. Токмакова
«Ёлочка» О. Высоцкая
«Березка» Г. Новицкая»
«Снежок» З. Александрова и др.
Архитектура:
«Песочная страна» Н. Дилакторская
«Новый дом» Г. Фолькович
Транспорт:
«Мчится поезд» Э. Мошковская
«На дороге» М. Конев Предметы, одежда:
«Подарок» В. Кудлачева
«Подарок» Е. Благинина
«Обновка» С. Капутикян
«Деревянные матрешки» Г. Лагздынь
«Разговаривали вещи» Ю. Мориц
Животные, насекомые, птицы:
«Мой конь» М. Колокова
«Кони» А. Ахундова
«Заяц» Е. Александрова
«Жираф» С. Маршак
«Песенка жука» А. Береснев и др. Разное:
«Путаница» К. И. Чуковский
«Это правда или нет» Л. Станчева
«Простое слово» И. Мазнин
«Пожар» С. Маршак
«День победы» Л. Некрасова и др.
Перечень музыкально-песенного репертуара
Времена года:
• «Осень» Вивальди
• «Осенняя песенка» Чайковский
• «Зима» Вивальди
• «Зимние грезы» Чайковский
• «Весна» Вивальди и др. Живая и неживая природа:
• «Утро» Григ
• «Дождь и радуга» Прокофьев
• «Грустный дождик» Л. Куклина и др. Животные, насекомые, птицы:
• «Карнавал животных» К. Сен-Сен
• «Бабочки» Григ
• «Кошечка» В. Ветлина и др.
Архитектура:
• «Ах, улица, улица широкая» русская народная песня
• «Песня о Ханты-Мансийске» В. Пшеничников и др. Разное:
• «Прощание с детским садом» Л. Поляк, М. Протасов
• «В день победы» А. Базя, Г. Леухиной
• «Бравые солдаты» Т. Волгина, А. Филиппенко и др.
Таким образом, проанализировав работу Овсянкиной Ларисы Викторовны, я выделила для себя примерный список литературы, музыкального репертуара; выделила способы и методы художественного изображения, диагностики, которые в дальнейшем могут мне пригодиться в дальнейшей моей профессиональной деятельности.
Работа данного педагога очень полезна мне, как молодому специалисту, т. к. в ней подробно изложены цель, задачи и актуальность, методы, приемы, способы работы в данном направлении.