Наталия Нижегородова
Анализ опыта и форм работы по экологическому воспитанию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ опыта и форм работы по экологическому воспитанию
в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
«…чтобы каждый шаг был путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы» (В. А. Сухомлинский)
Экологическое воспитание в группе компенсирующей направленности тесно переплетается с изучением определённой лексической темы. Проведя анализ годового лексического планирования, сделала вывод, что около 50% изучаемых тем имеют экологическое содержание, например, такие как «Зимующие и перелетные птицы», «Деревья», «Грибы», «Времена года», «Насекомые» и другие имеют место быть в течении всего учебного года.
Для того, чтобы работа по экологическому воспитанию проходила интересно и продуктивно используем в своей работе разные формы: занятия, беседы, совместная деятельность взрослого с детьми (проекты, опыты, наблюдения, эксперименты, лепбуки, экологические игры, чтение художественной литературы экологического содержания, труд в природе, творческие работы по изодеятельности, экологическая тропа и др. Системное знакомство с миром природы позволяет развить не только важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение, но и одну из основных коррекционных задач детей нашей группы: речевое развитие.
Остановлюсь на некоторых из форм, которые имеют активный отклик у детей нашей группы.
Проектная деятельность позволяет нам глубоко и детально изучить с детьми выбранную тему, используя необходимые самостоятельно выбранные временные рамки, отталкиваясь в изучении материала от интереса и запроса воспитанников. Сделали вывод, что польза данной формы работы для детей нашей группы не только в познании теоретического материала, но и в непосредственном предметном исполнении: потрогать, посмотреть, понюхать, изготовить своими руками элементы результата проекта. Т. о. развивающая среда пополнилась в течении реализации следующих проектов экологической направленности:
• «Морские ракушки. Какие они?» 2017
• «Покормите птиц зимой» 2018
• «Осень» 2021
• «Насекомые» 2022
• «…И это тоже вода…» 2023
• «Первоцветы» 2023
• «По страницам красной книги» 2024
• «Как мы птицам помогали…» 2024
Лепбук в нашей группе является для участников образовательной деятельности настольной книгой: педагоги творчески используют собранный в папке объемный по тематическому наполнению материал, для ребенка главная коррекционная польза состоит в реализации поисково – исследовательской деятельности в условиях образовательного пространства группы. Данная технология реализована нами в следующей тематике: «Времена года» (в наличии все сезоны, «Вода и ее состояния», «Красная книга»
Дидактические игры реализуют главный вид деятельности дошкольника, поэтому наши воспитанники с интересом откликаются на готовые и нами изготовленные пособия, которые помогают коррекции, уточнению и обогащению познаний ребенка по теме экологической направленности:
• «Сортировка мусора»
• «Что где растет»
• Цветовые палитры «Весенние цветы»
• Лото «Весенние цветы»
Во время наблюдений показываем детям природу в естественных условиях, визуально прослеживаем простейшие взаимосвязи, что особенно важно в коррекционной работе, т. к. этим детям крайне необходима наглядность и повторяемость информации. Дети знают время и место начало запланированных наблюдений. Это направление мы используем в режиме дня как минимум три раза в часы прогулки, а также во время деятельности в центре природы, в др. режимных моментах. К планируемым наблюдениям в моменте добавляем те, что идут от запроса детей (что-то увидел, заинтересовался, необходим ответ на вопрос, обсуждение) либо в природе проявилось что-либо удивительное, что нашло эмоциональный, эстетический отклик (напр., необыкновенно красочный яркий закат вначале вечерней прогулки либо неожиданно прилетевшая новая для ребенка птица и др.) В результате этой системной работы и происходит понимание происходящего в естественной среде, главное, чтобы эта работа проводилось регулярно и с интересом обеих сторон (педагога и ребенка).
Трудовая деятельность наших дошкольников направлена не просто на выполнение элементарных поручений взрослого, труд в том числе осуществляет коррекционное влияние на умственное развитие: требует сосредоточения, активного восприятия, тренировки памяти, развивает мышление, т. к. приходится сравнивать, сопоставлять, делать выводы, прежде, чем приступить к деятельности.
Приведу примеры: еще в сентябре, т. е. вначале осени во время уборки листьев детям было сложно даже нагрести листья в свою кучу, в завершении листопада в результате многократно повторяемых действий, разъяснения педагогом способов и плана действий, участок быстро и качественно очищался от листвы детьми практически самостоятельно. Аналогичен пример с уборкой снега: вначале ребята не понимают алгоритма действий, ходят с лопаткой по участку, хаотично раскидывая снег; в заключении снежной поры те же самые дети, после многократных, совместно с педагогом повторяемых и усвоенных действий, слаженно и ловко справляются с сугробами и обучают этому вновь пришедших в группу детей.
Тематические прогулки находят у наших детей активный отклик. Их можно сравнить с объемным интегрированным наблюдение либо мини проектом по теме. В завершении подобной прогулки дети всегда эмоционально делятся впечатлениями., т. е. тема прогулки усвоена. Отмечу, что к этому направлению работу тщательно готовимся, подбирая материал, объединяя все компоненты прогулки. Пример осенней прогулки:
- Наблюдение за деревьями на прогулочном участке
- Подвижные игры: «Раз, два, три к …дереву беги», «Кустики-деревья»
-Трудовая деятельность: уборка листьев на прогулочном участке
- Самостоятельная деятельность: сбор листьев для гербария
- Творческая игра «Фотосессия с осенними листьями»
Опыты интересны любому ребенку, мы только направляет их в «нужное русло». Отмечу, что особенно ценны опыты, когда ребенок приходил к выводу сам, активизируя мышление, развивая наблюдательность, анализируя и сравнивая наблюдаемое и делая выводы, что бывает чрезвычайно непросто ребенку коррекционной группы. Интересные опыты проведены в течении проектной деятельности. Хороший результат в реализации этого направления дает опора на возрастные особенности, когда старшие дети с наглядно-образным мышлением помогают младшим, которым присуще наглядно-действенное мышление.
Пример, «свойства снега» в результате действий со «снежколепом» 7-летняя девочка смогла объяснить 4-летней, почему снег в этот морозный день не лепится, рассыпается.
Чтение художественной литературы особенно продуктивно в нашей группе при использовании произведений, объединенных одной тематикой, либо используем подборку одного автора. Отдельно отмечу, наличие мотивации при слушании худ. литературы. Пример, подготовка к олимпиаде «ЧИП» по произведениям В. Бианки (осень 2024 год): дети принесли книги из дома, сходили в библиотеку, подключили родителей, заинтересовались многие дети, результат: призовые места в олимпиаде.
Олимпиада по экологии. Непросто глубоко заниматься вопросами экологии с ребенком общеразвивающей группы, еще сложнее с детьми, имеющими не только тяжелые речевые нарушения. Энтузиазм, глубокие знания и увлеченность педагога помогали нашим детям достойно представлять наш детский сад на муниципальном уровне (4 года подряд). Этот опыт ценен тем, что знания в области экологии получили не только участники олимпиады, но и другие дети группы.
Методический материал и развивающая среда, которые принципиально отбирались и присутствуют в группе в достаточном объеме (картотеки прогулок, наблюдений, опытов, различные демонстрационные альбомы, игры и вышеперечисленный материал, сезонное оформление и наполнение прогулочного участка (метеостанция, экологическая тропа, природный материал и др.) помогают грамотно выстроить работу с детьми по экологии. Педагогами группы оформлены следующие картотеки:
• «Опыты по экологии»
• «Наблюдения в природе»
• «Комнатные растения»
• «Увлекательные сказки по экологическому воспитанию»
• «Стихи по экологическому воспитанию» и др.
- альбомы
• «Модель трудового процесса»
• «Способы ухода за комнатными растениями»
• «Кому нужны деревья в лесу»
• «Правила поведения в природе»
• «Как растет цветок»
• «Где прячется вода» и др.
Вывод. Анализ работы по данной теме позволил сделать вывод о позитивных результатах в воспитании экологической культуры детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи: у воспитанников присутствуют элементарные представления о природе, дети экологично используют их в разнообразной деятельности. В заключении отмечу, что важны не столько используемые формы работы, а такие факторы, как системность, регулярность и заинтересованность в результате.