Hина Церенова
Анализ физкультурных уголков в группах (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического направления развития детей №4»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УГОЛКОВ В ГРУППАХ
МКДОУ «Детский сад № 4»
(из опыта работы)
Подготовлен
воспитателем
Цереновой Н. М.
п. Новокумский
Публикация «Анализ физкультурных уголков в группах (из опыта работы)» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Уголки и центры в группах
- Физкультурные и спортивные уголки в группах
- Темочки
2016 уч. г.
"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении".
Жан Жак Руссо
В общей системе всестороннего и гармоничного развития, физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, хорошей работоспособности.
В нашем детском саду созданы условия для физического развития детей. Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья детей. Для физического развития детей оборудован спортивный зал.
В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей. Организованы физкультурные уголки, в которых представлено оборудование, побуждающее к двигательной деятельности (мячи, обручи, скакалки и т. д.).
Главная цель физкультурного уголка :
Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.
Использование имеющегося в нашем дошкольном учреждении спортивного оборудования способствует эффективной организации педагогического процесса, позволяет успешно решать задачи дидактического и оздоровительного характера.
Задачи физкультурного уголка :
развитие движений и совершенствование двигательных функций;
достижение необходимой для возраста физической подготовленности;
предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;
воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях.
Задача воспитателя:
Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильно использовать физкультурное оборудование.
Согласно ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим требованиям также отвечают групповые физкультурные уголки, созданные нашими педагогами.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций по оформлению физкультурных уголков в ДО.
Требования к физкультурному уголку :
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение - принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.
5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
6. Наличие символик физкультуры и спорта.
В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.
Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.
Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влаго-устойчивость, несгораемость.
Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
Перечисленные выше требования к физкультурному уголку необходимо знать и соблюдать.
В нашем детском саду имеется спортивный зал, в котором проводятся НОД, досуги, развлечения спортивного характера и
гимнастический зал, который используется для проведения кружковой работы «Веселый акробат».
В гимнастическом зале размещен спортивный инвентарь, используемый нами в НОД и другой физической деятельности.
Я немного остановлюсь на конкретных примерах, что имеется в наших физкультурных уголках в соответствии с возрастом.
Начнем с младшего дошкольного возраста.
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Физкультурные пособия в младшем дошкольном возрасте размещены таким образом, что они способствуют проявлению двигательной активности детей.
Все имеющиеся пособия вносим постепенно, чередуя их. В младших группах создаём специальный физкультурный уголок, который представляет единое двигательное пространство, где каждый ребенок может удовлетворить потребность в движении и познании, действуя с разнообразными физкультурно - игровыми пособиями.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В среднем возрасте дети стремятся к выполнению движений разными способами, выбирая наиболее рациональный.
В этот период варьируем местоположение оборудования, периодически убирая то, которое наскучило детям.
Во второй половине года пополняем уголок иллюстрированным материалом, дидактическими и настольными играми для ознакомления детей с видами спорта.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Для старших дошкольников создаем вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.
В старших группах знакомим детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещаем соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)
Уголок активно используется в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей).
Наряду с фабричным спортивным оборудованием в группах используем нестандартное оборудование, изготовленное нами, педагогами, и родителями.
Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул для физкультурно- оздоровительной работы, поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном уголке, если есть желание и немного фантазии.
Новый инвентарь вызывает положительный эмоциональный настрой у детей, интерес к физкультурным упражнениям, спортивным играм, развивает воображение, обогащает творческий потенциал ребёнка, воспитывает дружеские взаимоотношения между детьми.
Дорожки здоровья :
используем для профилактики плоскостопия и закаливания детей. Известно, что «дорожки здоровья» положительно воздействуют на процессы, происходящие в организме, делая массаж стоп, на которых расположено множество активных точек.
Мешочки для метания, гантели:
мешочки, (наполненные песком) развивают меткость, глазомер, способствуют укреплению мышц ног, туловища, плечевого пояса и рук. Гантели используем для развития силы рук, для занятия ОРУ, а также для удержания баланса.
Палочки- моталочки:
используем для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук; совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.
Султанчики, флажки, ленты, платочки:
используем для занятий ОРУ, в подвижных играх, эстафетах, выполнения танцевальных упражнений и дыхательной гимнастики.
Тихий тренажер:
это наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1,5м, разноцветные полоски (5-10 штук) для подпрыгивания.
Используем для развития координации, понимания пространственных отношений (вправо - влево, тренировки мышц плечевого пояса и рук, упражнений в прыжках – с места в высоту в играх «Достань ягодку», «Допрыгни до полосочки» и т. д.
«Ураган в бутылке» :
используем для дыхательных упражнений.
«Киндер-бол» - используем для развития глазомера, координации мелких движений, тренировки мышц предплечья и кисти рук.
Шапки-маски:
используем для подвижных игр; создаётся эмоциональный настрой, развивается фантазия, ребёнок раскрепощается.
Картотека подвижных игр, хороводных игр, пальчиковых игр, гимнастики после сна, упражнений и игр по здоровьесбережению.
Иллюстрированный материал по летним, зимним видам спорта.
Стимулом самостоятельной двигательной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий, создание физкультурного уголка. Поэтому воспитатель, учитывая возрастные и индивидуальные особенности и возможности детей своей группы, пре-дусматривает в ежедневном плане работы использование этих предметов, подбирая их по признаку разнообразия движений и в целях необходимой повторности, закрепления приобретаемых детьми навыков.
В заключении хочется отметить, что играть с таким оборудованием - одно удовольствие! Желаю вам здоровья и радужного настроения.