Людмила Киселёва
Анализ деятельности старшего воспитателя дошкольных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ деятельности старшего воспитателя
дошкольных групп
Киселёвой Людмилы Александровны.
Дошкольные группы МБОУ «Северная СОШ» осуществляют реализацию двух приоритетных направлений:
физическое воспитание;
художественно-эстетическое воспитание.
Публикация «Анализ деятельности старшего воспитателя дошкольных групп» размещена в разделах
Актуальность выбранных направлений заключается в том, что в общей системе образовательной работы дошкольных групп физическое воспитание занимает особое место. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, память.
Ежегодно я провожу анализ результатов работы детского сада. Содержанием этого анализа является состояние здоровья воспитанников, результаты выполнения программы по всем направлениям, уровень готовности к обучению выпускников, бывших воспитанников детского сада, результаты повышения квалификации и аттестации педагогов, заявки педагогов на методическую помощь в следующем году система работы с родителями.
В программе были разработаны и успешно реализованы направления деятельности по взаимодействию с семьями воспитанников. Родители стали не только более образованными в вопросах воспитания детей, мобильными, но и более требовательными к услугам дошкольных групп.
Для того чтобы предусмотреть в годовом плане оказание дифференцированной методической помощи каждому воспитателю, провожу анкетирование с целью выявления реальных затруднений педагогов. Анализ данных, полученных в результате анкетирования, помогает составить карту педагогического мастерства, проект методических мероприятий на следующий учебный год, который выносится на всеобщее обсуждение итогового педсовета.
Моя задача как старшего воспитателя - осуществление контроля качества педагогического процесса. Контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта.
Анализ деятельности показывает, что можно оптимально совместить инновационные программы с уже существующими. Предметом педагогического инновационного воздействия, в конечном счете, всегда является ребенок, а каждый ребенок – личностно уникален. Именно на развитие личности детей, формирование их познавательной сферы направлена опытно – экспериментальная деятельность по работе с одаренными детьми (с марта 2015 года).
Наш детский сад является базовым в районе, центром методической работы педагогов ДОУ района. Определению статуса базового способствовал высокий образовательный ценз и профессиональный уровень педагогов, творческий потенциал и использование инновационных технологий.
Одно из важнейших условий воспитательно-образовательного процесса в является правильная организация предметно-развивающей среды с учетом ФГОС. Опираясь на современные, наиболее продуктивные средства создания развивающей среды педагоги во всех возрастных группах по возможности создают оптимальные материально-технические условия.
Пока не все развивающие центры оснащены необходимым материалом. Недостаточно наглядного материала, развивающих игр и пособий.
№ п/п Направления развития Наименование кабинетов, центров
1 Познавательно-речевое Мини – музей русского быта «Русская изба»
Познавательные центры в группах
«Книголюб» - уголок книги в группах
Уголки природы в группах
Сенсорные уголки в группах
2 Физическое развитие Физкультурный зал
«Уголок здоровья» в группах
Спортивные уголки в группах
«Дорожки здоровья»
Медицинский блок (изолятор, процедурный кабинет, кабинет медсестры)
3 Художественно-эстетическое развитие Изостудия
Музыкальный зал
Картинная галерея (персональная выставка детских работ)
Уголки в группах по художественно – творческой деятельности
Уголки театрализации и ряженья в группах
Костюмерная комната
4 Социально-личностное развитие Уголки в группах :
«Уголок настроения»
«Уголок уединения»
«Уголок приветствия»
Патриотический уголок
В течение года осуществлялся педагогический мониторинг, позволяющий выявлять положительные и отрицательные симптомы воспитательно-образовательного процесса. Одним из главных показателей работы коллектива по реализации образовательной программы являются результаты итоговой диагностики.
Для решения задач физического развития и повышения интереса детей к занятиям использовались подражательные движения, активное использование спортивного оборудования (шведская лестница, гимнастические палки, ребристые доски, наклонная доска, скамьи, музыкальное сопровождение и различные игровые упражнения с предметами (мяч, скакалка, обруч, гимнастические палки и т. д., оборудование уголков Здоровья, дорожек Здоровья, спортивных уголков в игровых и спальных помещениях группы.
Также и воспитателями ведётся систематическая и целенаправленная работа по физическому воспитанию : выполнение двигательного режима, активное использование в режиме дня оборудования спортивного уголка и уголка здоровья, индивидуальная работа с детьми по развитию основных видов движений и физических качеств, музыкальные физминутки, динамические паузы, консультации для родителей, организация спортивных праздников и развлечений.
Целью работы с родителями являлось: привитие интереса у детей к физической культуре и спорту, а также приобщение родителей и детей к здоровому образу жизни.
На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе педагоги освещают вопросы оздоровления детей.
Приоритетное художественно – эстетическое развитие воспитанников
Основная задача - формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
Во всех возрастных группах оборудованы уголки для изодеятельности. В методическом кабинете достаточно наглядных пособий и демонстрационного материала.
В рамках данного приоритетного направления оборудована предметно – развивающая среда:
Музыкальный зал;
Изостудия;
Музей русского быта «Русская изба»;
Галерея детского творчества;
Театральные уголки в группах;
Центры художественного творчества в группах;
Уголки природы;
Костюмерная.
Для решения задач художественно-эстетического развития воспитанников преподаватель по изодеятельности Овсейко М. Л. использовала различные виды занятий: сюжетно-игровые, интегрированные, комплексные, досуги, игровые занятия. Она является активным участником (актёром) праздников, помогая воспитателям. Также Марина Львовна постоянно оказывает помощь воспитателям советами по оформлению групп.
Музыкальное развитие детей осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни. Дети хорошо различают жанры музыкальных произведений, узнавать произведения по вступлению, по мелодии и ритмическому рисунку. Обладают навыками пения. Умеют передавать характер музыки, ее эмоционально-образное содержание через движение, играть на шумовых инструментах.
План музыкальных праздников досугов и развлечений успешно реализовался силами музыкальных руководителей Надыршиной Г. М. и Черновой Л. В. в тесной взаимосвязи с воспитателями. В День пожилых людей воспитатели старшей группы подготовили мероприятие «А ну-ка, бабушки!», которое порадовало всех бабушек без исключения. Волнительно и трогательно проходит праздник посвященный дню Матери; увлекательно были проведены Новогодние праздники с большим количеством сказочных персонажей, подарков и сюрпризов.
Анализ уровня готовности детей подготовительной и старших групп к обучению в школе
Данный раздел представлен результатами итоговой диагностики воспитателей выпускных групп и психолога.
Результаты итоговой диагностики.
В процессе психолого-педагогического мониторинга исследовались результаты обучения, степень овладения программным содержанием детьми, поступающими в школу.
Для сравнения приведены данные за 5 лет (2010 - 2014 гг.)
Рисунок 1 Уровень готовности детей к обучению в школе
По итогам областной диагностики 2014 года можно сделать следующий вывод: с низким уровнем развития дети отсутствуют, поэтому на районную ПМПК направляются только те дети, которые на 1 сентября 2014 года не достигли возраста 6 лет 6 месяцев (5 человек). По сравнению с предыдущими годами детей с низким уровнем нет. Но было замечено, что у большинства детей преобладает учебно-игровая мотивация, а не учебная. Поэтому предстоит работа с будущими школьниками по развитию мотивации к школьному обучению.
Наблюдается положительная динамика в усвоении программы. Качество воспитательно-образовательного процесса оценивается родителями в ходе анкетирования. Последний опрос родителей по оцениванию деятельности детского сада в мае 2013 г. свидетельствует о том, что 95% дают положительную оценку работе педагогов и детского сада в целом.
В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т. к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Работа с педагогическими кадрами
На данный момент дошкольные группы полностью укомплектованы сотрудниками, коллектив объединён едиными целями и задачами и имеет благоприятный психологический климат. Самоорганизация педагога - это постоянное стремление специалиста к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию. Педагоги нашего детского сада регулярно посещают курсы повышения квалификации и при необходимости курсы переподготовки, посещают и участвуют в работе семинаров, конференций. Этим они формируют свой профессиональный потенциал, профессиональную компетентность. Профессиональная самореализация обеспечивает внедрение этого потенциала в жизнь, в профессиональную деятельность.
По уровню образования:
По квалификационной категории:
Высшее – 7 (28%)
Среднее специальное – 17 (72%)
Высшая кв. категория – 1(4%)
Первая кв. категория – 23 (96%)
По педагогическому стажу работы:
От 5 до 10 лет – 1педагог – 4%
От 15 и более лет – 24 педагога – 96%
100% педагогов имеют квалификационную категорию (1- высшую, 23 - первую)
Анализируя кадровое обеспечение можно сделать вывод, что оно остается стабильным, кадровый состав в 2014 году уменьшился на 2 воспитателя в связи с приведением штатного расписания в норму.
Педагоги дошкольных групп прилагают все силы, чтобы освоить те нововведения (т. е. ФГОС, которые рекомендует министерство образования.
Уже 92% педагогов владеют персональным компьютером и активно используют его в своей профессиональной деятельности (календарное планирование, мультимедийные презентации, развивающие игровые ИКТ).
Методическая работа в целом оптимальна и эффективна, имеются позитивные изменения профессиональных возможностей кадров и факторов, влияющих на качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ :
педагоги используют в работе с детьми личностно-ориентированную модель взаимодействия, проявляют интерес к инновациям и участвуют в разнообразной инновационной деятельности, проявляют интерес к экспериментальной деятельности воспитанников, занимаются проектной деятельностью, владеют персональным компьютером и использует информационные технологии в профессиональной деятельности, содействуя развитию внешних связей, активно участвуют в различных мероприятиях области, района, села (МО, конкурсы, семинары и т. д.).
На базе учреждения ежегодно проводятся районные мероприятия: семинар-практикум для заведующих дошкольными организациями района по теме: «Создание в дошкольных организациях благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями» (2013 г., на котором с докладом выступила заведующий ДОУ Вечкилёва В. Н. ; семинар для воспитателей «Требования к условиям реализации ООП ДО: требования к развивающей предметно – пространственной среде» (2014 г., в ходе которого старший воспитатель Киселёва Л. А. рассказала о размещении мебели и игрового материала в групповых ячейках, а воспитатель Трифонова М. Б. подготовила открытый показ комплексной ОД согласно ФГОС.
Основной целью работы с педагогическими кадрами считаем совершенствование профессионального мастерства воспитателей в дошкольном образовательном процессе.
Исходя из цели работы с кадрами, определяли следующие задачи:
• совершенствовать педагогическое мастерство и потребность воспитателей в приобретении теоретических знаний в области инновационных программ и технологий, а также в практическом их использовании;
• продолжать внедрение ФГОС в воспитательно – образовательный процесс;
• продолжать обучение воспитателей умению отслеживать результаты работы с детьми, т. е. приемам педагогической диагностики.
Работу планируем, исходя из всестороннего анализа воспитательно-образовательного процесса, выявление его слабых и сильных сторон, внедрение передового педагогического опыта и достижений психолого-педагогических наук, с учётом возможностей материально-технической базы, кадрового состава, профессионального роста и перспективы педагогического коллектива. Систематическое и планомерное изучение, анализ и контроль помогают вскрыть недостатки и показать положительные стороны деятельности каждого воспитателя. Положительные результаты в работе дает сочетание контроля с самоанализом, самоконтролем и самооценкой деятельности педагогов. В течение года в рамках обмена опытом по годовому плану проводятся открытые мероприятия, мастер-классы, рабочий показ занятий.
Огромное место в работе методической службы занимала и занимает аналитическая деятельность, которая помогает выявлению эффективности проведенных форм работы: педагогам был предложен лист «оценки эффективности методической работы».
Педагоги выбрали такие формы, как открытый просмотр и индивидуальная консультация. В практике работы с педагогическим коллективом использую следующие активные формы методической работы: круглые столы, анкетирование, тесты, решение педагогических задач, педагогические кроссворды.
После проведения целенаправленной работы в течение нескольких лет, были достигнуты определённые результаты в работе. С представлением опыта инновационной работы педагоги выступают на МО района, участвуют в конкурсах и семинарах, конференциях. Результатом методической работы рассматриваю динамику итоговых результатов всего педагогического процесса в детском саду, уровень образованности, воспитанности и развитости детей. Анализ состояния воспитательно-образовательного процесса, данные о качестве и уровне воспитанности, развитости воспитанников помогли выявить проблемы методической работы и самообразования и определить содержание методической работы по основным направлениям.
Я использую разнообразные формы и методы методической работы с кадрами: семинары, советы педагогов, практикумы, открытые просмотры, смотры-конкурсы, творческие группы и др. Наиболее распространенной формой методической работы в нашем детском саду являются консультации и семинары в нетрадиционной форме. Для проведения консультации я выбираю наиболее опытного и компетентного в данном вопросе воспитателя или воспитателя, испытывающего трудности именно по данному вопросу. Чтобы определить, способствует ли консультация повышению квалификации воспитателей, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему, мной используется активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование, или экспресс-опрос.
Самообразование педагога продолжает оставаться до сих пор наиболее трудно реализуемой задачей в системе повышения квалификации. Наши педагоги составляют индивидуальные планы самообразования, выступают по теме самообразования на Совете педагогов, делают сообщения из опыта работы, проводят показ работы с детьми, консультации, организуют выставки, представляют перспективно-тематические планы.
Результатом этих и других видов работ педагога является процесс рефлексии полученного опыта и на его основе - построение нового опыта. Цели самообразования педагогов взаимосвязаны с областью профессиональных затруднений педагога, перспективами развития ДОУ, потребностями воспитанников.
При выборе педагогом темы и планировании работы по самообразованию мы обсуждаем темы, уточняем их формулировки, определяем цели, содержание и виды работ, предполагаемые результаты. Именно в этот период педагогу даю советы, рекомендации по способам достижения поставленных задач, определения сроков работы, вида готовой продукции. Рекомендую варианты построения системы своей деятельности по выбранной теме самообразования, помогаю собрать необходимый материал для анализа и обобщения результатов работы.
С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития я провожу анализ деятельности методической работы.
Таким образом, выбранная мной модель методической службы позволяет обеспечивать рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять педагогический процесс с учетом потребностей воспитанников и запросов родителей.
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство – «детский сад – семья». Для этого используются как традиционные формы работы с родителями, так и новаторские, нетрадиционные: посещение семьи ребенка, беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые; консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет; родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Групповые стенды типа “Для вас, родители”, содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье. С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т. д.
Нетрадиционные формы общения с родителями:
- совместные досуги, праздники,
- участие родителей в выставках, смотрах-конкурсах,
- организация дней открытых дверей.
Нетрадиционные формы работы с семьей укрепляют авторитет детского сада, формируют социальную активность родителей, повышают деловитость, приближают семью к заботам образовательного учреждения. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования родителей, целью которого было выявление степени удовлетворенности образовательным учреждением:
Оценка дается по пятибалльной системе.
Вопросы анкеты Результаты
Нравится ли Вашему ребенку в детском саду? 5 - 100%
Достаточно ли Вас информируют о происходящем в детском саду и группе? 5 - 100%
Какой микроклимат в группе Вашего ребенка? 5 - 100%
Насколько хорошо персонал группы относится к Вашему ребенку? 5 - 100%
Насколько хорошо к Вам относится персонал? 5 - 100%
Как Вам нравятся помещения детского сада? 5 - 100%
Насколько активно Вы принимаете участие в том, чтобы ребенку было хорошо в детском саду? 5 - 75%,
4 - 25%
Насколько Вы удовлетворены работой персонала детского сада? 5 - 100%
Насколько Вы удовлетворены детским садом в целом? 5 - 95%
Анализ работы воспитателей с родителями показывает, что наряду с положительными сторонами сотрудничества детского сада и семьи в нем имеются и недостатки. Среди них я выявила самые распространенные:
- воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы;
- содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;
- довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей.
Причины этого - недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения. Поэтому я планирую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей (консультации, беседы с педагогами). Взаимодействие учреждения и семьи должно пронизывать всю воспитательно-образовательную работу. Я слежу за тем, чтобы педагоги постоянно расширяли формы работы с семьей, использовали нетрадиционные методы педагогического просвещения и воспитания родителей.
Об эффективности проводимой в нашем дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания.
Система работы с социумом
Одним из условий непрерывного образования ребенка является организация преемственности между дошкольными группами и социокультурными учреждениями села.
В нашем учреждении социальное развитие детей является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности. На основе многолетней практики сотрудничества детского сада со школой и другими социальными объектами разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом, что послужило основой для примерного содержания этой работы, которое представлено ниже.
В силу территориальных условий, наш детский сад взаимодействует со следующими социальными институтами:
Детской районной библиотекой;
Детской школой искусств;
ДЮСШ;
МОУ «Северная СОШ»;
Пожарная часть;
ОВД;
Аптека;
Театры г. Бугуруслана, Н-Челнов (Татарстан);
Проведение экскурсий и прогулок по селу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы, но, к сожалению, в настоящее время это стало весьма проблематичным и даже опасным. В решении этой проблемы большую помощь оказывают родители. Педагоги проводят беседы и консультации для родителей, знакомят их с тематическим планом по ознакомлению дошкольников с социумом. В выходные дни родители с детьми посещают культурные и памятные места села.
В старшем дошкольном возрасте одним из центральных объектов ознакомления с социумом является школа. Большим успехом пользуются совместные мероприятия.
Для формирования у дошкольников устойчивого интереса к обучению в школе, желания учиться, успешному проведению адаптационного периода, осуществляется совместная деятельность со школой. На родительские собрания, проводимые в подготовительных к школе группах, приглашаются учителя начальных классов.
В теплое время года педагоги с детьми проводят пешие походы и целевые прогулки на стадион, сосновый бор, на луг, березовую аллею, по улицам села.
Как видим, в системе методической работы учреждения используется достаточно широкий перечень мероприятий. Содержание методической работы педагогов соответствует современным требованиям: изучаются современные образовательные технологии, требования ФГОС ДО, др.