Нафиса Буц
Анализ деятельности
Анализ работы социального педагога ДОУ
Целью работы социального педагога является оказание воспитанникам комплексной помощи в развитии восприятия мира и адаптации в нём, объединение усилий, семьи, детского сада в воспитании детей, социальная защита детей. Для достижения положительных результатов в своей деятельности я руководствуюсь ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ,
Публикация «Анализ деятельности» размещена в разделах
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Семейным, Гражданским кодексами РФ, Уставом ДОУ, должностной инструкцией социального педагога, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», перспективным планом работы на год, утвержденный руководством ДОУ.
Одна из главных целей способствовать успешной социализации ребенка. Это возможно только при эффективном сотрудничестве с семьями. Отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями реальных и потенциальных воспитанников детского сада.
Основными направлениями является:
1. Работа над обогащением среды социального развития путё м:
- повышения активности и ответственности родителей в решении задач социального развития;
- повышение уровня компетентности родителей через организованную социально-педагогическую систему деятельности ДОУ;
2. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах воспитания детей.
3. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов, детей.
С начала учебного года осуществлялись следующие направления работы:
- диагностическая — постановка «социального диагноза», обеспечивается за счет изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем, возникающих в ходе воспитания ребенка;
- организаторская — организация общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ;
- организационно-коммуникативная — включение в социально-педагогическую работу добровольных помощников, налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в работе с детьми и их семьями;
- охранно-защитная — использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
- посредническая — заключается в осуществлении связи в интересах ребенка между семьей, ДОУ и ближайшим окружением ребенка;
- самообразовательная — повышение профессионального уровня и пополнение интеллектуального багажа.
В начале деятельности была собрана более точная информация о воспитанниках их семей, составлены социальные паспорта воспитанников, исхода из данной информации составлен социальный паспорт ДОУ.
Социальный статус семей воспитанников
1. Число многодетных семей - 16, из них полных-14, неполных – 3.
2. Число детей из многодетных семей – 23.
3. Число детей из неполных семей - 23,
из них число детей,
• родители которых вдовы (вдовцы) -0,
• разведенные - 0,
• одинокие матери - 18,
• число детей, родители которых погибли в “горячих точках” – 0.
4. Число детей-инвалидов – 1.
5. Число детей, находящихся под опекой (попечительством) – 1.
6. Число детей из семей беженцев -0.
7. Число семей находящихся на внутрисадовском учете – 1.
Работа с детьми строилась с учетом их возрастных особенностей, индивидуальных качеств, ведущей деятельности и во взаимодействии с воспитательно-образовательной работой МБДОУ.
На протяжении всего учебного периода с детьми разного дошкольного возраста проводились беседы, тесты, опросы, наблюдения, анкетирование. Эти все методы дают возможность тщательно исследовать поведение, эмоциональное состояние в реальных жизненных обстоятельствах.
Определение настроения ребенка на занятиях проводится с помощью цветового теста эмоциональных состояний.
С детьми проводились индивидуальные занятия, опросы, тестирования на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности.
Проводились игры, беседы на установление личного контакта педагога и ребенка. Были использованы различные методики («Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Выбери нужное лицо», «Кактус», «Домики страхов», «Цветовой тест Люшера»).
На протяжении учебного года с детьми всех возрастных групп проводились занятия нравственно-эстетической направленности, которые помогают формировать у детей моральные качества, навыки и привычки, необходимые для жизни в обществе.
Воспитание в детях патриотических чувств также является главной задачей социального педагога, в канун празднования 72-летия Победы детям была представлена презентация «9-Мая – День Победы», совместно с педагогами были организованы экскурсии на обелиск и участие в митинге возложения цветов на братской могиле.
В рамках реализации проекта «Война, глазами детей», на протяжении нескольких месяцев, велась работа по воспитанию в детях чувства патриотизма, гордости к своей Родине. С детьми проводились беседы, чтение стихотворений и рассказов о войне, и о детях войны, также были рассмотрены иллюстрации разрушенных зданий, тяжелого трудного детства детей во время ВОВ.
Воспитанники подготовительной группы совместно с родителями сделали небольшую подборку иллюстрационного материала о детях войны.
Проведена выставка рисунков по данной теме.
На протяжении 2016-2017 учебного велась работа кружка «Я – Гражданин», в который было зачислено 27 воспитанников старше-подготовительного возраста. Целью данного кружка являлось:
• дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка;
• формировать элементарные знания детей о своих правах и обязанностях;
• формировать субъективные отношения ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения,
• воспитывать дружелюбных, миролюбивых, отзывчивых, тактичных детей.
С детьми из неполных и многодетных детей проводились индивидуальные и подгрупповые занятия, для эмоциональной раскрепощенности, воспитания уважительного и терпимого отношения друг к другу, развития социальной компетентности.
Социальное развитие ребенка – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой стороны – процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся среде т сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека. Чтобы достичь гармонии во всех процессах занятия проводятся различными методами (дидактические игры, настольные, театрализованные).
Работа с семьями
Работа с семьями начинается с информационно – аналитической деятельности — это информирование, сбор и анализ сведений о родителях и детях; изучение семей, их трудностей и запросов, выявление нарушений прав ребенка в семьях; оценивание профессиональных качеств педагогов, необходимых для эффективного взаимодействия с родителями и детьми.
При изучении семьи использовались следующие методы:
• опрос воспитателей;
• анкетирование родителей «Давайте познакомимся», «Знаете ли Вы своего ребенка», «Готов ли ваш ребенок к школе?», "Ваши взаимоотношения с детьми";
• индивидуальные беседы с детьми и родителями, интервьюирование, которое провожу сама и с помощью воспитателей возрастных групп.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ценностей и смыслов. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.
С целью развития новых форм общественно-семейного взаимодействия, пропаганды положительного семейного воспитания, оказания помощи семье в выполнении воспитательной функции, оказания социально-педагогической помощи родителям, содействия в формировании благоприятного внутрисемейного климата, обогащения семейного досуга принимаю участие в родительских собраниях, праздниках, развлечениях.
Работа с педагогами
Тесно сотрудничаю с учителем — логопедом, так как для выявления реальных условий развития ребенка необходимы данные специальных диагностических методик, изучение медицинских карт, наблюдений, которые она проводит.
С педагогами групп велась консультативная работа, семинары.
- "Роль социального педагога в раннем выявлении социально неблагополучных семей"
- Нормативно-правовые документы и защита прав детей в ДОО"
- Виды неблагополучных семей
- Понятие "толерантность"
На протяжении учебного года совместно с воспитателями групп велась патронажная работа с многодетными и неполными семьями.
Повышение квалификации
Приняла участие в работе:
- семинара по теме: "Социоигровые технологии в дошкольном образовании (в рамках Всероссийской научно-практической конференции "Особенности современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" по направлению "Дошкольное образование") - дистационно;
- круглого стола на тему: «Улучшение положения женщин и детей, пострадавших от насилия в Ростовской области», который проводился региональным ресурсным центром «Здоровая семья» в Волгодонском центре общественных организаций.
Прошла курсы повышения квалификации дополнительного профессионального образования «Волгодонский педагогический колледж» по программе «Деятельность тьютора в образовательной организации в аспекте взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей по основам детской психологии и педагогики».
Изучала нормативно-правовую, социо-психолого-педагогическую литературу, используя интернет-ресурсы.
Цели и задачи на следующий учебный год
Цель: Профилактика и предупреждение семейного неблагополучия детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Создание комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья, пропаганде здорового образа жизни.
- Выявление семей «группы риска» и последующая индивидуально-профилактическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении.
- Предупреждение негативного отношения взрослых к детям
Приоритетные направления в работе:
- Развивать партнерские отношения между детским садом и семьями воспитанников;
- Обеспечивать социальную защиту прав детей, создавать благоприятные условия для их развития.