Ярослава Бакаева
Аналитический отчёт педагога-психолога о проделанной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчёт педагога-психолога о проделанной работе
В 2020 - 2021 учебном году мной были поставлены следующие задачи:
1. Своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.
2. Содействие полноценному психическому и личностному развитию детей.
3. Изучение индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления.
Публикация «Аналитический отчёт педагога-психолога о проделанной работе» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
4. Оказание психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса.
5. Содействие повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.
6. Налаживание взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.
7. Активизация работы учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников, через создание социально-педагогической среды «ребёнок-детский сад- семья». В рамках работы «Клуба молодой семьи».
Поставленные задачи решались, через следующие направления в работе :
1. Психологическая диагностика;
2. Коррекционно-развивающее направление;
3. Консультирование;
4. Психологическая профилактика;
5. Психологическое просвещение.
6. Экспертная деятельность.
7. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ;
8. Проектная деятельность;
9. Организационно-методическая работа.
10. Обобщение и распространение опыта работы.
Количественные и качественные данные о проделанной работе педагогом-психологом.
1. Психологическая диагностика
Целью данного направления было получение информации об уровне развития детей, а также выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. С этой целью были определены основные направления психодиагностической деятельности:
• Диагностика психологической готовности к школьному обучению.
• Диагностика познавательного и эмоционального развития детей.
• Диагностика межличностных отношений детей старшей группы.
Дополнительно (по запросам родителей и педагогов, администрации ДОУ и личным наблюдениям) проводилась углубленная диагностика развития ребёнка с целью выявления и конкретизации проблем детей.
В таблице № 1 представлены диагностические мероприятия и результаты.
Таблица № 1
№
п/п Наименование диагностического мероприятия Количество
воспитанников Возраст Результат (указывать только для диагностики, которая проходила со всей группой)
1 Диагностика готовности к школе. Н. Я. Семаго и М. М. Семаго;
42 человек 6- 7 лет На начало учебного года:
9% детей «готовы» к обучению в школе. ,
21 % детей «условно готовы» к обучению в школе.
50% - «Условно не готовы».
20% - «Не готовы»
На конец учебного года:
59% детей «готовы» к обучению в школе. ,
22 % детей «условно готовы» к обучению в школе.
19% - «Условно не готовы».
2 Диагностика познавательного развития.
Методика экспресс-диагностики развития в детском саду Павлова Н. Н, Руденко Л. Г. 33 человека Младшая группа На начало учебного года:
24% - высокий уровень
56% -средний уровень
20% - низкий уровень
На конец учебного года:
52% - высокий уровень
44 % - средний уровень
4% - низкий уровень
Диагностика познавательного развития.
Методика экспресс-диагностики развития в детском саду Павлова Н. Н, Руденко Л. Г 55 человек Средние группы 18% - высокий уровень
57% -средний уровень
24% - низкий уровень
На конец учебного года:
58% - высокий уровень
36 % - средний уровень
5% - низкий уровень
Диагностика познавательного развития.
Методика экспресс-диагностики развития в детском саду Павлова Н. Н, Руденко Л. Г 58 человек Старшие группы 14% - высокий уровень
56% -средний уровень
36% - низкий уровень
На конец учебного года:
64% - высокий уровень
36 % - средний уровень
0% - низкий уровень
Диагностика познавательного развития.
Методика экспресс-диагностики развития в детском саду Павлова Н. Н, Руденко Л. Г 42 человека Подгото-
вительные к школе группы На начало учебного года:
24% - высокий уровень
55% -средний уровень
21% - низкий уровень
На конец учебного года:
60% - высокий уровень
38 % - средний уровень
2% - низкий уровень
3 Диагностика межличностных отношений. Методика Дж. Морено. 45 детей 5-6 лет Уровень межличностных отношений – средний
Коэффициент изолированности – средний
Уровень сплочённости - высокий
4 Диагностика эмоциональной сферы. Методика М. А. Панфилова «Кактус» 50 человек 5-6 лет Агрессивность – 20%
Импульсивность –30%
Эгоцентризм –30%
Неуверенность –10%
Демонстративность –30%
Скрытость –10%
Оптимизм –60%
Тревожность –30%
Экстравертированность –60%
Интервертированность –30%
Стремление к защите – 46%
Стремление к одиночеству -8%
Диагностика эмоциональной сферы. Методика М. А. Панфилова «Кактус» 40 человек 4-5 Агрессивность –17%
Импульсивность –20%
Эгоцентризм –25%
Неуверенность –5%
Демонстративность -25%
Скрытость –2%
Оптимизм –57%
Тревожность –7%
Экстравертированность –52%
Интервертированность –12%
Стремление к защите – 25%
Стремление к одиночеству 2%
Выводы: Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. И во время принять меры по коррекции.
2. Консультирование
Целью данного направления было оказание психологической помощи родителям и педагогам рекомендательного характера. Подавляющее большинство консультаций проводилось по результатам диагностики. Также проводились консультации по запросам со стороны родителей и педагогов.
В таблице № 2 представлены основные темы консультаций и количественные показатели.
Таблица № 2
№ п/п Тема консультации Количество обращений Контингент
1. Адаптация к дошкольному учреждению 23 Родители
2. Как общаться с ребенком, чтобы он вас слышал? 5 Родители
3. Дети после самоизоляции: изменения в поведении 25 Педагоги
4. Агрессивное поведение 16 Педагоги
5. Влияние окружения на развитие личности 3 Родители
6. Детская ревность 20 Родители
7. Кризис 3-х лет 15 Родители
8. Кризис 7 -ми лет 5 Родители
По итогам года общее количество обращений со стороны родителей, за консультативной помощью к педагогу-психологу составило 71 обращения, со стороны педагогов этот показатель составил – 41 обращений.
Выводы: в целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решить многие необходимые задачи консультативной деятельности.
3. Коррекционно-развивающая работа
В рамках коррекционно-развивающей работы были определены основные направления на 2020-2021 учебный год:
• Психологическая подготовка детей подготовительной группы к успешному обучению в школе.
• Развивающие занятия, направленные на успешную адаптацию детей раннего возраста.
• Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного, среднего, младшего возраста. Занятия с детьми проводились в рамках индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях.
За учебный год были реализованы следующие программы, которые представлены в таблице № 3.
Таблица № 3
№ п/п Наименование реализуемой программы Формы занятий Возраст участников Количество охваченных детей
1 Рабочая программа педагога-психолога на основе программы «Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста “Цветик-семицветик”» (комплексная программа) (Куражева Н. Ю.) подгрупповые 3-4 лет 30
Рабочая программа педагога-психолога на основе программы «Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста “Цветик-семицветик”» (комплексная программа) (Куражева Н. Ю.) подгрупповые 4-5 55
Рабочая программа педагога-психолога на основе программы «Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста “Цветик-семицветик”» (комплексная программа) (Куражева Н. Ю.) подгрупповые 5-6 58
Рабочая программа педагога-психолога на основе программы А. С. Роньжиной «Адаптация детей 2-4 лет к детскому саду» подгрупповые 2-3 25
2 Рабочая программа педагога-психолога по познавательному развитию на основе программы «Приключения будущих первоклассников» (Куражева Н. Ю.) подгрупповые 6-7 лет 42
Охват детей коррекционно-развивающими занятиями в рамках основных направлений составил 210 человек.
Выводы: Программы коррекционно-развивающих занятий были реализованы на все 100%. Наблюдалась положительная динамика.
4. Психологическая профилактика
Целью данного направления было создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей. Психологическое просвещение в условиях профилактический и образовательный характер. Для реализации данного направления в ДОУ функционирует «Клуб молодой семьи»
В таблице № 4 представлены мероприятия, проведённые в рамках данного направления.
Таблица № 4
№ п/п Наименование мероприятия Количество участников Контингент
1.
Мастер-класс для родителей «Песочная терапия, как один из методов Воспитания ребенка с ОВЗ» 15 Родители
2 Семинар «Возрастные особенности детей». 15 Педагоги
3 «Стили семейного воспитания» 10 Родители
4 «Психологическое здоровье человека» 11 Педагоги
5 Групповая консультация «Что делать, если у ребенка вредная привычка» 6 Родители
6 Групповая консультация «Детская ревность». 12 Родители
7 Семинар «Развитие мелкой моторики». 15 Родители
8 Консультация «Как правильно начать половое воспитание детей». 9 Родители
9 «Развитие коммуникативных умений педагогов» 20 Педагоги
10 Консультация «Детский страхи» 10 Родители
11 Тренинг для снятия эмоционального напряжения и профилактики выгорания «Анти-стресс». 25 Педагоги
12 Консультация «В семье будущий первоклассник»., 10 Родители
13 Семинар «Мотивация к школьному обучению» 12 Родители
Охват педагогов мероприятиями профилактического характера составил – 75%, родителей – 52 %.
Выводы: Работа по данному направлению была реализована в полном объеме. С учетом запросов педагогов и родителей. Об эффективности данного направления можно судить по положительным отзывам участников мероприятий (родители, педагоги).
5. Психологическое просвещение
В рамках данного направления работа велась через использование наглядной информации. В таблице № 5 представлены основные формы наглядной информации.
Таблица № 5
№ п/п Наименование мероприятия Количество участников Контингент
1 Информационные брошюры «Мягкая адаптация» 25 Родители второй младшей группы
2 Информационные брошюры «Скоро в школу» 42 Родители подготовительной группы
3 Тематическая папка «Развитие моторики» 60 Родители младшей и второй младшей групп группы
4 Информационные брошюры «Детская ревность» 40 Родители средней группы
5 Информационные брошюры «Кризис 3х лет» 30 Родители младшей группы
6 Стендовая информация «Психологические особенности развития детей 6-7 лет» 40 Родители подготовительной группы
7 Стендовая информация «Психологические особенности развития детей 5-6 лет» 50 Родители старшей группы
8 Стендовая информация «Психологические особенности развития детей 4-5 лет» 50
Родители средней группы
6. Экспертная деятельность
Экспертная работа педагога-психолога была отражена в следующих направлениях:
• Участие в заседании ППк ДОУ.
• Участие в заседании конфликтной комиссии.
• Наблюдение за взаимодействием педагогов с детьми.
7. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ
В рамках данного направления велась тесная работа с воспитателями. Мной ежемесячно выдавались рекомендации воспитателям по сопровождению детей. Это позволило достичь положительных результатов в коррекционно-развивающей работе.
8. Проектная деятельность
В рамках проектной деятельности был реализован долгосрочный проект «Клуб молодой семьи». Мероприятиями были охвачены все участники образовательных отношений (дети, родители, педагоги).
9. Организационно-методическая работа.
В рамках данного направления мной проводилась следующая работа :
• Разработка комплекта отчётной документации педагога-психолога.
• Разработка рабочих программ.
• Заполнение журнала учёта проделанной работы.
• Заполнение карт психологического развития детей.
• Пополнение методической копилки.
• Изготовление наглядных пособий.
• Оформление и оснащение кабинета.
• Анализ научной и практической литературы.
Выводы: организационно-методическую деятельность за истёкший период можно оценить, как продуктивную. В следующем учебном году необходимо уделить внимание разработке программы взаимодействия с педагогическими кадрами, подбору и оформлению диагностических методик и материалов для проведения групповой и индивидуальной диагностики.
10. Обобщение и распространение опыта работы.
Публикации и статьи: отсутствуют
Выступление на семинарах муниципального и регионального уровня: отсутствуют
Самообразование:
• Повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Психолого-педагогические основы работы ДОО с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО». На базе БГПУ им. М. Акмуллы, в объеме 86 часов.
• Общероссийский профсоюз образования, обучение по программе «IX зимняя школа молодых педагогов и наставников» (Республика Марий Эл, 29-31 января 2020, в объеме 16 часов)
• Сертификат участника вебинара «Профилактика и коррекция психологических проблем у детей дошкольного возраста» (Учебный центр «Урок»., 7 декабря 2020)
• Сертификат участника вебинара «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста» (педагогический портал «Солнечный свет»., 26 января 2021)
• Сертификат участника вебинара «Арт-терапия в обучении детей с ОВЗ» (педагогический портал «Солнечный свет»., 25 апреля 2021)
• Сертификат участника вебинара «Арт-терапия в обучении детей с ОВЗ» (педагогический портал «Солнечный свет»., 25 апреля 2021)
• Сертификат участника вебинара «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» (педагогический портал «Солнечный свет»., 14 апреля 2021)
• Сертификат участника вебинара «Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации у детей при подготовке к школе» (педагогический портал «Солнечный свет»., 19 апреля 2021)
Общие выводы.
Педагогического сопровождения педагогом-психологом были охвачены все направления деятельности. Также, проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности и определить основные пути для реализации собственной деятельности профессионального роста в дальнейшем. Поставленные задачи на 2020-2021 учебный год были реализованы в полном объёме.
Определение задач и перспективных направлений работы педагога- психолога на 2021-2022 учебный год.
В 2021-2022 учебном году мной планируется:
• Продолжить работу по своевременное выявление детей, нуждающихся в психологической помощи и создание условий для их гармоничного развития.
• Продолжить работу по оказанию психологической помощи детям, родителям и педагогам на всех этапах образовательного процесса.
• Содействовать повышению психологической компетентности педагогов ДОУ и родителей в вопросах обучения и воспитания дошкольников.
• Продолжить налаживание взаимодействия и взаимопонимания между участниками педагогического процесса.
• Продолжить работу с родителями (законными представителями) воспитанников, через создание социально-педагогической среды «ребёнок-детский сад- семья».
• Внедрение долговременной проектной деятельности.