Наталья Дубровина
Аналитическая записка о работе по формированию основ безопасности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дубровина Наталья Анатольевна
воспитатель
соответствие занимаемой должности
МДОУДСКВ «Радуга»,
структурное подразделение
детский сад «Солнышко»
Безопасность ребенка – это одна из основных забот, как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому безопасному поведению на улицах города.
Публикация «Аналитическая записка о работе по формированию основ безопасности у дошкольников» размещена в разделах
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Если в соответствии с ФГТ «Безопасность» была одной из образовательных областей и ей уделялось определённое время, в соответствии с возрастом дошкольника, то в соответствии с ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». И одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я начала эту работу с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовала анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 45% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома.
По результатам диагностических наблюдений, дидактических игр и бесед в начале года выявила неутешительные результаты: высокий уровень развития отсутствовал, средний уровень – 14(54%) и низкий уровень – 5 детей(26%)
Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Жажда знаний, желание открывать что - то новое, ставит наших почемучек перед реальной опасностью, в частности, и на улице. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.
Основной целью моей работы является :
Формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Основными задачами обучения являются:
• Совершенствование работы ДОУ и семьи по изучению правил безопасности движения.
• Знакомство детей с правилами этичного и безопасного поведения на улице, в транспорте.
• Формирование умений самостоятельно пользоваться полученными знаниями, правильно вести себя в экстремальных ситуациях.
Оснащение предметно-развивающей среды группы
Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС. Пространство группы организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы доступны детям. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению.
В группе оформлен уголок безопасности, в котором имеются:
• Наборы игровых транспортных средств;
• Иллюстрации с изображениями транспортных средств;
• Атрибуты к сюжетно-ролевым играм (атрибуты регулировщика);
• Дорожные знаки;
• Дидактические игры по ПДД;
• Иллюстративный, наглядный материал;
• Макеты, строительный материал.
В своей работе использую ИКТ.
В информационном уголке для родителей имеется:
• Наглядный материал (информационные листы; буклеты);
• Выставка творческих работ с детьми и совместных с детьми работ;
• Рекламная информационная продукции по ПДД для родителей.
• Статистические данные о ДТП.
При работе с родителями использую такие формы работы, как:
• групповые родительские собрания;
• тематические консультации;
• беседы;
• анкетирование;
• проектная деятельность.
Приняла участие в оформлении класса безопасности дорожного движения «Школа дорожных наук» в помещении ДОУ, в составлении программы на три возрастных категории детей (средний, старший и подготовительный к школе возраст) и подборке, имеющихся необходимых атрибутов для проведения игр по отработке практических навыков:
• детский игровой транспорт: машины, выносные дорожные знаки, светофор
• атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, свистки, фуражки милицейские, жилеты с дорожными знаками;
• демонстрационный набор иллюстраций по ПДД для детей дошкольного возраста «Правила маленьких пешеходов»;
• макеты улицы с дорожными знаками
• плакаты, картины.
• дидактические игры: «На улицах нашего города», «Говорящие знаки», «Дорожная азбука», «Стоп! Иди!» и т. д.
Сотрудничество детского сада с отделом ГИБДД, школой, родителями и другими организациями позволяет значительно улучшить позитивную динамику в усвоении правил ПДД.
Организационно-методическая работа
В методическом кабинете ДОУ в разделе «Безопасность» размещен материал для работы по данной теме, которой я регулярно использую в своей работе :
• Инструктивно-методический материал:
• Перспективные планы по правилам дорожного движения для всех возрастных групп, конспекты занятий;
• Методические рекомендации по организации деятельности по основам безопасного поведения : с детьми разных возрастных групп; для родителей (памятки, буклеты);
• Доклады, брошюры по безопасности поведения на дорогах, рекомендации для родителей.
Результат работы
Работая по этой теме всего год, можно увидеть, что данная система работы приносит положительные результаты. У детей повысилась познавательная активность. Дети имеют первоначальные представления по следующим направлениям: ориентировка в пространстве; виды сигналов светофора; виды транспортных средств; правила поведения на тротуаре, во дворе и на площадке; правила перехода проезжей части дороги. Знают опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров; виды пешеходных переходов (надземный, подземный и наземный «зебра»); дорожные знаки для пешеходов. Появилась способность решать проблемные ситуации, адекватные возрасту. Дети способны воспроизвести изученные термины и понятия, могут объяснить их суть и установить логическую взаимосвязь между ними; самостоятельно выполнять практическое задание; объективно оценивает дорожную ситуацию, адекватно ориентируется в ней.
Участие в мероприятиях на уровне ДОУ
• Педагогический совет: «Приоритетные направления образовательной политики ДОУ. Готовность ДОУ к внедрению ФГОС ДО» 2014 г.
• Семинар: «Об организации деятельности ДОУ по социально – коммуникативному развитию дошкольников в условиях реализации общеобразовательной программы» 2014 г.
• Мастер – класс: «Использование ИКТ во взаимодействии ДОУ и семьи в интересах развития ребёнка» 2015 г.
• Педагогический совет: «Один день из жизни детского сада. Организация воспитательно – образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации ФГС ДО» 2016 г.
• Педагогический совет: «Система планирования воспитательно - образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» 2017 г.
Сведения о себе
Награды:
• Диплом за участие в городском конкурсе методических разработок «Красный, жёлтый, зелёный» 2014 г.
• Диплом за 1 место в Международном конкурсе «Умелые руки воспитателя» 2015 г. (дидактическая игрушка «Светофор Светофорович»)
• Диплом за 1 место в Международном конкурсе «Один день воспитателя» 2015 г. (целевая прогулка «Правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу»)
• Диплом за 3 место в Международном конкурсе «Не играй с огнём» 2016 г. (дидактическая игрушка «Пожарный»)
• Диплом за 1 место во Всероссийском конкурсе «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» 2017 г. (методическая разработка)
Сведения о повышении квалификации:
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях введения ФГОС ДО» 2014 г.
Программно-методическое оснащение:
• Примерная основная общеобразовательная программа лошкольного образования «От рождения до школы»/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозаика, Синтез 2012 г.
• Методические рекомендации, методическая литература, электронные издания:
• Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб «Детстсво-Пресс»,2005;
• Азбука поведения на дороге: программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города. // Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве/отв. Ред. Е. С. Кушель. -М. Центр «Школьная книга», 2007
• Клочанова Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. - Ростов н/ Д:Феникс, 2004г.
• Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод раз. / сост. О. Ю. Грезина, С. А. Пятаева, Волгоград: Пермь, 1998
• «Дорожные знаки» Г. П. Шалаева. - М. : Филол. о-во СЛОВО, Из-во Эксмо, 2005.
• «Три сигнала светофора» (сценарии, развлечения, утренники)
• Работа с детьми в дошкольных учреждениях по обучению их правилам дорожного движения: метод, разраб. / сост. О. Ю. Грёзина, С. А. Пятаева. - Волгоград : Перемена, 1998.
• Клочанов, Н. Н. Дорога, ребенок, безопасность : метод, пособие по правилам дорожного движения для воспитателей. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004