Любовь Крутикова
Сотрудничество педагога с семьей в процессе развития сенсорных представлений дошкольников в игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Сотрудничество педагога с семьей
в процессе развития сенсорных представлений
у детей младшего дошкольного возраста
в игровой деятельности»
Сенсорное развитие является одной из главных составляющих полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Работа с родителями
- Темочки
В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними.
С момента знакомства с родителями и их детьми, пришедшими в детский сад впервые, я пыталась выяснить, насколько компетентны родители в вопросах воспитания и развития детей, какого рода занятия и игры они проводят с детьми дома. С этой целью проводила сбор информации о семьях детей, анкетирование, индивидуальные беседы с родителями, наблюдала, как взаимодействуют родители с детьми, как дети играют самостоятельно. Результаты проведенной работы показали, что родители имеют недостаточные знания и умения в области воспитания и развития детей, деятельность ребенка в семье чаще всего однообразна, имеет место недостаток игрового общения с детьми, стихийный характер развивающих занятий. Поэтому целью своей работы на данном этапе я видела обозначение для родителей основных направлений развития ребенка, в частности сенсорного развития, как одного из важнейших для младшего возраста.
В ходе проведенного диагностического исследования выяснилось, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный характер. У детей существует недостаточность овладения сенсорными эталонами. Малыши затруднялись в определении, нахождении одинаковых по форме, цвету предметов. Проведения одного - двух организованных занятий в месяц в соответствии с учебным планом, конечно же, было недостаточно.
Исходя из этого, я решила построить свою работу по развитию сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой форме. Цель работы - сформировать у воспитанников сенсорные способности в процессе игровой деятельности.
Достижение цели осуществлялось с помощью решения следующих задач:
1. изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме;
2. выявить уровень развития сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста в группе;
3. создать предметно-развивающую среду, направленную на сенсорное развитие каждого ребенка;
4. подобрать наиболее эффективные игровые методы и приемы для сенсорного развития детей;
5. организовать взаимодействие с родителями с целью создания единого развивающего пространства, способствующего развитию сенсорных представлений у детей через организацию игровой деятельности в детском саду и в семье.
Для осуществления поставленных задач я организовала группе уголок сенсомоторного развития детей - «Уголок Лунтика», предназначенный для стимуляции сенсорных функций, развития мелкой моторики, активизации познавательных процессов. Большим спросом у детей пользуется «Сенсорный сундучок», в котором находятся наборы геометрических фигур, деревянные сборно-разборные игрушки, вкладыши, нетрадиционные пособия и игрушки из бросового материала.
Дети с большим удовольствием играют в «Осязательных ванночках» для рук, наполненных фасолью и горохом, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. После дневного сна дети охотно ходят по «Сенсорной тропе». С восторгом и увлечением малыши обследуют «Сенсорную юбку» в поисках новых открытий. Застегнутые крючки, разноцветные карманы с разными застежками и с забавными зайчиками, мишками, интересными книжками внутри.
По возможности использую и естественные условия природной среды. Организовала в группе «Центр воды и песка», где малыши могут изучать свойства воды, песка, камней, играть с ними, проявляя творческие качества. На тематической площадке «Оазис» проводятся сеансы релаксации,солнечные и воздушные ванны.
Данная среда позволяет приобрести и закрепить сенсорные представления детей в различных видах деятельности,совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности в течение дня, что способствует постоянному обогащению сенсорного опыта детей.
Был разработан Перспективный план игровой деятельности по сенсорному воспитанию для детей младшей группы. Согласно плану с детьми проводились различные дидактические игры, такие как:
- игры на развитие тактильных ощущений («Чудесный мешочек», «Узнай фигуру»);
- игры и упражнения для закрепления понятия формы («Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя»);
- игры и упражнения на закрепления понятия величины («Сравни предметы по высоте»,«Самая длинная,самая короткая»);
- игры и упражнения на закрепление цвета («Собери гирлянду», «Какого цвета предмет»).
Работу по цветовосприятию продолжила в сюжетно-ролевой игре «Дом». Кукле в зеленом платье нужно было налить чай в зеленую кружку и поставить ее на тарелку такого же цвета и т. д.
Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками: «Курочка-рябушечка», «Ладушки».
Для создания игровой ситуации используются имеющиеся в группе материалы и предметы быта. Во время игры обращаюсь к каждому из детей, предлагаю взять предметы, коснуться их, передвинуть, а затем осуществить более сложные игровые действия. В процессе создания игровой обстановки я учитываю привязанность детей к игрушкам, предметам, с которыми они постоянно играют, или их любимыми героями сказок.
В совместной работе с детьми использую разнообразные методы и приемы развития сенсорных представлений (обследование предметов, вербальное обозначение всех качеств предмета, сравнение предметов, сенсорно – графическую схему В. К. Воробьевой).
Активно использую информационно-коммуникационные технологии: презентации «Знакомство с формой и цветом», видеоролики «Мир геометрических фигур».
В процессе работы стала очевидной необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Мной был проведен ряд родительских собраний, которые являются одной из эффективных форм повышения педагогической культуры родителей. В каждое родительское собрание включались такие нетрадиционные элементы, как «родитель в образе ребенка», «советы и антисоветы», «душевный разговор». На родительских собраниях «Сенсорное воспитание как основа умственного развития» и «Путешествие в страну Сенсорику» родителям были продемонстрированы возможности использования дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей. Так было положено начало совместной работы в направлении сенсорного развития детей.
Немаловажную роль на данном этапе сыграла наглядная информация для родителей, которая позволила объективно увидеть деятельность воспитателя, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания. На стенде для родителей размещала информацию по сенсорному воспитанию, например, консультации «Как научить ребенка самостоятельно играть в дидактические игры», «Играем дома», рекомендации, памятки.
Родители активно подключились к сотрудничеству, и вскоре был организован клуб «УМЕЙ-КА – развиваемся с мамой». Целью работы клуба являлось создание микросоциума, в котором каждый его участник может организовывать свой досуг в процессе творческой деятельности по изготовлению развивающих игр. Встречи в клубе проходили по плану раз в два месяца. Я провела семинар «Мастерская развивающих игр», а затем силами родителей мы организовали мастер-классы по изготовлению развивающих и дидактических игр и игрушек для детей. Просветительская работа по вопросам организации домашнего досуга осуществлялась в форме игр-погружений, круглых столов. Были организованы консультации специалистов (психолога, логопеда) о роли развивающих игр в становлении и развитии психических процессов. Периодически устраивали выставки развивающих игр, сделанных руками родителей. Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми детей, я отметила особый интерес к уголку ряженья. Предложила родителями сшить юбочки с ободочками синего, красного, желтого и зеленого цвета. При надевании юбочки нужно было подобрать ободок такого же цвета.
Совместная деятельность сблизила всех участников образовательного процесса, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе.
В процессе такого взаимодействия родители стали лучше понимать своих детей, больше интересоваться жизнью и проблемами детского сада. Плодотворными результатами сотрудничества можно также считать :
- участие родителей группы во всех культурно-творческих мероприятиях детского сада (самый высокий показатель среди групп ДОУ);
- активную помощь в совершенствовании пространственно-развивающей среды в группе и благоустройстве территории детского сада.
Благодаря созданию единого образовательного пространства и возросшему уровню педагогической культуры родителей воспитанников осуществляется качественное сенсорное развитие и воспитание детей, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира.
Педагогическое наблюдение показывает, что дети стали активно использовать в речи названия цветов, форм, обозначать вкус и запах (во время приема пищи, играя в «Дом»). В самостоятельных играх я наблюдала, как, например, при постройке дома дети подбирают детали конструктора по цвету для каждой стены, одевают куклу в одежду определенного цвета, организуют диалог по поводу игры. Любимая подвижная игра «Паровозик» теперь приобрела новые элементы: «вагончики» объединяются по цвету одежды, по наличию одинаковых фигур в руках детей.
В результате проведенной работы можно констатировать: дети в игровой форме познакомились с основными геометрическими фигурами, запомнили их названия; освоили отношения и зависимость между предметами по размеру, форме, цвету, расположению пространстве, освоили приемы группировки и классификации. Воспитанники овладели поисковыми способами ориентирования с помощью рассматривания, наблюдения, ощупывания, сравнения предметов окружающего мира.
Всё воспитание и обучение детей строилось с учетом индивидуальных особенностей детей. Детям, хорошо усваивающим программу, задания в дидактических играх усложнялись, трудно усваивающим материал – облегчались. Для меня главное – создание условий для развития личности каждого ребенка, развитие его самостоятельности, инициативности.
На основе проделанной работы, я планирую выстроить свою педагогическую деятельность углубленно в направлении познавательно-речевого развития. Налаженное с родителями сотрудничество позволяет мне планировать дальнейшую работу с уверенностью в том, все мои идеи и начинания будут одобрены и поддержаны родителями моих воспитанников.