Баянова Юлия Владимировна
Аналитическая справка смотра-конкурса «Познавательно-речевая среда в ДОУ с учетом ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
В период с 1 марта по 24 марта 2016 года в МБДОУ «Детский сад №218» был проведен смотр-конкурс по теме «Познавательно-речевая среда в ДОУ с учетом ФГОС».
Цели и задачи:
1. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе
2. Повышение уровня и качества работы с детьми по развитию речи
3. Обогащение опыта работы воспитателей по развитию речи
Участие в конкурсе приняли педагоги тринадцати групп.
Публикация «Аналитическая справка смотра-конкурса „Познавательно-речевая среда в ДОУ с учетом ФГОС“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Оформление детских садов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Для проведения смотра-конкурса было разработано положение о конкурсе, показатели оценивания, критерии по данной теме.
В группах была красочно оформлена познавательно-речевая среда. Каждая группа отличалась своей изюминкой. Творческая группа дала высокую оценку деятельности педагогов по обогащению речевой среды.
Материал речевого уголка во всех возрастных группах расположен по принципам доступности и безопасности, вариативности, насыщенности, трансформируемости.
Среда организована так, что у детей есть самостоятельный выбор: с кем, как, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сенситивными периодами (характерными особенностями возраста). Созданы условия для самостоятельной активной целенаправленной игровой деятельности.
Подбор игрового и дидактического материала осуществлялся воспитателями и родителями совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным. Центры во 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11,13 группах оформлены ярко, красиво, эстетично, аккуратно. Было представлено разнообразие речевого материала по всем критериям по данной теме.
В основу речевых уголков 1 и 6 групп младшего ясельного возраста входит игровой и дидактический материал на сенсорное развитие детей: пирамидки разной величины и цвета; вкладыши на формирование таких понятий как форма, геометрические фигуры, домашние и дикие животные, одежда; кубики с предметными и сюжетными картинками; мозаика. Вниманию творческой группы были представлены следующие настольно-печатные игры: «Одень куклу», «Овощи-фрукты», «Мамы и детки», «Животные», лото «Игрушки»; картотека пальчиковых игр. Воспитатели группы №1 провели работу с родителями, в результате которой ими были подобраны яркие демонстрационные карточки для детей от рождения по некоторым лексическим темам. Есть богатый выбор фольклорного материала: потешки, заклички, колыбельные песенки. Материал систематизирован, эстетично оформлен.
Воспитатели средней группы №2 учат детей составлять и использовать в речи предложения, обогащают словарь с помощью карточек из серии «Шпаргалки для мамы». Здесь есть карточки по таким темам, как: «Найди пару», «Детям о птицах», «Обсуждаем сказки», «Подбираем рифмы», «Короткие истории», «Разгадываем ребусы» и др. Подобран интересный игровой материал Нищевой Н. В. «Играйка. Маленькая хозяйка», позволяющий активизировать словарь по темам «Посуда, продукты питания». Среди настольно-печатных игр можно выделить разрезные картинки «Большие и маленькие» (учат образовывать единств. и множ. число, «Развиваем речь»(на согласование прилаг. и существ.) и др.
Воспитатели средней группы №3 представили речевой центр, оформленный как «Книжкин домик», в котором оборудован книжный уголок, где находятся книги разных видов и жанров. Здесь же представлено разнообразие видов театра, настольно-печатные игры по развитию речи, такие как «Кто что делает?» (подбираем глаголы, «Транспорт» (осваиваем виды транспорта, «Кто где живет?» (лексическая тема «Домашние и дикие животные») и т. д. Для детей доступны пособия для развития мелкой моторики рук («Волшебные шнуровки», массажные мячи, игрушки для обыгрывания сюжетов из прочитанных книг, наглядно-демонстрационный материал по различным лексическим темам. Для устной и индивидуальной работы с детьми имеется картотека чистоговорок, скороговорок, текстов для пересказа, словесных дидактических игр по типу «Доскажи словечко», «Назови пять предметов», «Четвертый лишний» и др.
Воспитатели группы №4 представили творческой группе игры на формирование словаря «Детёныши животных», «Кто в домике живёт?», «Алфавит» (знакомство с буквами, «Что к чему и почему?», «Играем в прятки» (ассоциации) и т. д. Есть «Предметные картинки» (обобщающие слова + раскраски, речевое лото «Ребятам о зверятах», «Азбука», «Волшебные кубики», «Домино»; игры-упражнения на развитие связной речи – «Слово, предложение», «Составь рассказ» (по серии картинок, по схемам). Имеется хороший подбор схем и мнемотаблиц по составлению рассказов, а также альбом «Развитие речи» (Вологдина) с отличным материалом для работы по речевому развитию.
Подбор игрового и дидактического материала осуществлялся воспитателями и родителями группы №5 совместно, что вызывает уважение. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха; дыхания; воздушной струи; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря. Приобретены новые настольно-печатные игры «Забавные истории», «Сам себе сказочник», здесь ребёнок может сам создать сказку, учится правильно и образно говорить, а также «Маленькие слова», с помощью которой формируется представление о предлоге как отдельном слове.
Воспитатели 8 группы представили творческой группе разнообразие детской литературы, интересные книги с творческими заданиями для детей по прочитанному произведению, картотеки со словесными дидактическими играми. Среди настольно-печатных игр детям предложены: «Истории в картинках», «Найди четвёртый лишний», «Профессии», «Узнай и назови», «Парочки», «Почемучки» и др.
Воспитатели 9 группы предложили материал на развитие связной речи «Короткие истории в картинках» (динамичные сюжетные картинки, серии картин «Расскажи сказку по картинкам»; подобраны игры на классификацию и обобщение, игровое пособие «Звуки-сестрички» на обучение грамоте, «Найди букву» (определение позиции в слове) и т. д. Среди методических пособий выделяются тетради общения и развития в обработке С. Вохринцевой по темам: Москва, «Страна», «Бытовая техника», «Наш дом».
Речевая среда группы №10 была пополнена картотеками дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Воспитатель продемонстрировала многообразие методической литературы, речевых пособий и альбомов для индивидуальных занятий. Была представлена серия карточек для занятий в детском саду и дома по темам «Расскажи детям о космосе», «Расскажи детям о транспорте», «…о рабочих инструментах» и т. д. Имеется серия пособий «Рассказы по картинкам», демонстрационный материал «Беседы по картинкам». Для детей доступны такие настольно-печатные игры, как «Подбери картинку», «Герои русских сказок», «Где я это видел?», «В саду, на поле, в огороде», «Из чего мы сделаны».
В основу речевых уголков 7, 11групп подготовительного дошкольного возраста входит игровой и раздаточный дидактический материал, направленный на развитие фонематического слуха; дыхания; воздушной струи; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря; звукового анализа и синтеза слогов и слов. Так же хочется отметить наличие азбук и букварей, что способствует развитию предпосылок к чтению. Речевой уголок группы №11 оснащён наглядным пособием «Буквоград», предназначенный для наглядной демонстрации звуко-буквенного анализа. Также в работе с детьми используется наглядно - демонстрационный материал С. Вохринцевой (яркие сюжетные картины, и серия демонстрационных картин Н. В. Нищевой с методическими рекомендациями. Имеется речевой материал на автоматизацию звуков, логопедические игры «Омонимы», «Синонимы», «Антонимы». Воспитатели организовали работу с родителями, и с их помощью речевая среда группы пополнилась папками с красочными презентациями по темам «Весна», «Весенние цветы», «Овощи», «Полет к звездам» и т. д. В папках содержатся тексты для пересказа, скороговорки, чистоговорки, игры-шутки, словарная работа. Среди настольно-печатных игр дети могут воспользоваться такими, как «Противоположности», «Из чего мы сделаны», «Деревья и цветы. Первое чтение», «Сказка за сказкой – ассоциации» и др.
В группе №12 хочется отметить игровой материал на развитие дыхания и воздушной струи «Бабочки», зеркала для индивидуальных занятий с детьми по укреплению артикуляционных мышц, картотеку различных видов гимнастик: артикуляционной («Сказки для язычка», дыхательной, пальчиковой. Настольно-печатные игры пополнились новыми: игра-мемо на развитие памяти и внимания «Домашние животные», игра «Рассказы о животных», с помощью которой дети знакомятся с дикими животными и учатся составлять короткие рассказы о них и «Один-много» на образование формы ед. и мн. числа существительных.
Воспитатели группы №13 также порадовали творческую группу разнообразием представленных материалов и пособий по развитию речи. Здесь можно отметить пособие для раннего развития «Умные карточки» - комплекты игр и заданий, направленных на развитие речи, интеллекта, памяти и внимания; картотеку логопедических игр и артикуляционных гимнастик, чистоговорок, коротких стихов для заучивания; пособие для индивидуальной работы с детьми «Логопедические тетради на различные звуки». Среди настольно-печатных игр привлекают внимание такие, как «Рифмочки и нерифмушки» (на активизацию и обогащение словарного запаса, логопедическое лото «Говори правильно звук [ш]»(на автоматизацию проблемного звука, «Назови одним словом»(на обобщение, «Что мне нравится», а также многофункциональная магнитная игра по временам года, изготовленная лично воспитателем Зыряновой О. В.
Воспитатели 2, 3, 4, 7,10, 11, 12 групп предоставили схемы, мнемотаблицы по составлению описательных рассказов, а также по заучиванию стихотворений и даже по составлению загадок (11 группа). Речевые уголки многих групп пополнились наглядными пособиями «Портреты детских писателей».
В группе №10 и №3 в работе с родителями используются материалы для оформления информационных стендов в групповой раздевалке.
Рекомендации:
1. Воспитателям всех возрастных групп в течение года пополнять разнообразными играми, пособиями, альбомами речевую среду для тематического планирования
2. Речевая среда должна быть динамичной, т. е. не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование
3. Оборудование речевого уголка должно выглядеть аккуратно и эстетично. Игры, пособия, пришедшие в негодность, нужно своевременно заменять или подредактировать
4. Воспитателям всех возрастных групп использовать в работе с детьми разные виды театров: плоскостной, теневой, пальчиковый, на фланелеграфе, на ложках, театр марионеток, театр куклы бибабо
5. Воспитателям средней группы №8 привести в порядок настольно-печатные игры, оформить эстетично и аккуратно
6. Воспитателям подготовительной группы № 7 пополнить картотеку различных видов гимнастик: артикуляционной, дыхательной, пальчиковой
7. Воспитателям групп №5, 6, 12 пополнить список методической литературы и речевых пособий, альбомов по развитию речи, картотеку чистоговорок, потешек, стихов для заучивания
8. Воспитателям группы №12 пополнить книжный уголок
9. Воспитателям группы №13 пополнить демонстрационный и раздаточный материал
10. Воспитателям всех возрастных групп активно привлекать родителей
11. Рекомендуется использовать такой прием в организации деятельности в речевом уголке, как «Уголок интересных вещей» (наборы картинок, фотографий, альбомы, лупы, магниты и др. для развития объяснительной речи) со средней группы
Итоги смотра-конкурса :
По итогам смотра по пятибалльной системе были выставлены следующие баллы:
- группы №2,3, 4,10, 11 получили 35 баллов;
- группы №5, 13 получили 34 балла;
- группы №1, 8 получили 33 балла;
- группы №7, 9, 12 получили 32 балла;
- группа №6 получила 31 балл.
24.03.2016