Папки-передвижки

Аналитическая справка работы Л. С. Выготского «Трудное детство»

Евгения Синятуллина
Аналитическая справка работы Л. С. Выготского «Трудное детство»
▼ Скачать + Заказать документы

Аналитическая справка работы Л. С. Выготского «Трудное детство».

Лев Семенович Выготский в своей статье «Трудное детство» рассматривая психологию трудного ребенка останавливается на двух пунктах: проблема образования и проблема детской одаренности, потому что перед нами обычно либо труднообучаемый ребенок в следствии его плохой или низкой одаренности, либо трудновоспитуемый в следствии наличия у него каких-либо черт характера делающего ребенка неуживчивым.

Публикация «Аналитическая справка работы Л, С, Выготского „Трудное детство“» размещена в разделах

Обращаясь к проблеме характера современные ученые ведут работу в двух направлениях. Одни исследуют «биологическое обоснование того, что называют характером или человеконаправляющим темпераментом». Другие исследуют характер с точки зрения его развития в разных условиях социальной среды, в которых приходится вырабатывать свой характер. Т. е. не столько ребенок получает те или иные качества характера при рождении, сколько как на них влияет окружающая среда по мере развития, взросления ребенка. Рассматривая эти проблемы Л. С. Выготский в своей работе больше интересуется именно исследованиями характера в различной среде. Как пример он рассматривает ребенка с недостатками слуха, который будет иметь ряд сложностей, приспосабливаясь к окружающей среде.

Развитие характера можно выделить в три основных типа:

1. Фиктивные установки или с точки зрения психиатрии - бред тугоухих. У человека, теряющего слух развиваются такие качества как подозрительность, недоверчивость, мнительность, настороженность. Лев Семенович предполагает, что эти качества проявляются именно в ответ на трудности приспособления к окружающей среде. Фиктивными же их можно назвать потому, что данные ощущения формируются лишь в голове слабослышащего, а на самом деле близкие люди вовсе не желают ему зла.

2. Реальная компенсация – эта система образования тех или иных черт характера, которая позволяет ребенку научатся узнавать то, что другие дети узнают путем слухового восприятия. Ребенок компенсирует потерю слуха путем повышенной любознательности, он становится более чутким, внимательным.

3. Средний тип компенсации – он заключается в использовании ребенком своего недуга в «корыстных целях». Как пишет Лев Семенович: «это бегство в болезни и прикрывание своей слабостью, о которой трудно сказать, реальна она или нет».

Л. С. Выготский выделяет еще один тип компенсации который можно отнести как к фиктивной, так и к реальной компенсации. Рассматривая на примере слабослышащего ребенка можно предположить проявление агрессивных действий на окружающую среду (упрямство, раздражительность, агрессию к другим детям) – это реальная компенсация. Он так же этот ребенок будет стремится к детям младшего возраста вырабатывая в себе такие черты как властолюбие, тщеславие, с помощью упрямства и силы будет добиваться желаемого – это фиктивная компенсация.

При работе с трудностями детского характера по мнению Льва Семеновича стоит воспользоваться принципом «методической диалектики», разработанный венским педагогом А. Фридман. Этот принцип заключается в подходе, при котором приходится делать нечто обратное цели, для того чтобы добиться нужного результата. Например, на вызывающее поведение ребенка не реагировать негативно, а уступить для того чтобы взять над ним верх. Выготский дает свое определение этому принципу: «понимая причины, которые вызвали те или иные трудности, если мы станем бить по корню, а не по явлению трудности, которые привели к плохим чертам характера, используем недостатки для превращения их в хорошие черты характера – эта совокупность действий и будет называться принципом методической диалектики».

Говоря о трудновоспитуемом ребенке в следствии наличия у него каких-либо черт характера, делающего его неуживчивым, можно сделать вывод, что в этом есть как плюсы, так и минусы. Противоречия и трудности, с которыми сталкивается такой ребенок могут способствовать образованию как положительных, так и отрицательных качеств. И нередко такие дети даровиты.

Рассматривая другую психологическую проблему можно сказать, что трудная воспитуемость тесно связана с одаренностью. То есть недостаточность общего психологического развития мешает ребенку учиться в школе и приобретать знания как другим детям.

Говоря про одаренность Лев Семенович выделяет ее не как целую функцию, а ряд различных функций и факторов, которые объединены в одно общее. Про труднообучаемого ребенка – ребенка, который плохо усваивает дисциплину или же обучение в школе в целом – говорят, как об отсталом, указывая лишь на то что ему не хватает, но никогда не говорили, что у него есть. Однако выяснилось, что дети у которых нарушена та или иная функция, обладают другими дополнительными возможностями, которых нет у нормальных детей.

Изучение детской моторной недостаточности, где по последним исследованиям Кюрделена в Германии показало, что большинство детей-дебилов имеют моторную одаренность, соответствующую их возрасту. Соответственно рассматривая детскую отсталость следует выделить, во-первых, сам термин «отсталость» нуждается в подразделении. Во-вторых, в практической работе с детьми можно усилить то, чем он обладает. Таким образом ребенок будет либо усиленно развиваться в моторном отношении, либо наоборот у него усилятся его познавательные возможности. Опираясь на статистические денные делаем вывод, что моторное развитие у отсталых детей приводит к положительным результатам и позволяет детям, которые не способны обучаться в массовой школе, выполнять труд не в такой элементарной форме, как труд имбецилов, а участвовать в более сложных формах труда.

Сама интеллектуальная отсталость может протекать независимо от ее компенсации или одно звено представляет собой компенсацию другого, ущербного звена. Это будет называться практическим интеллектом или другими словами способность животного или ребенка мыслить разумно.

Исследования Келера показали, что способность к целесообразному действию не связана с высокими интеллектуальными способностями. Дальнейшие наблюдения и исследования показали, что практический и теоретический интеллект могут находиться в обратном отношении друг от друга, т. е. то что испытуемый мог сделать практически без каких-либо усилий, теоретически для него оставалось неразрешимой задачей.

Говоря о детской одаренности и таких отрицательных ее сторон, как детская трудная обучаемость, дефективность, с точки зрения современной психологии подчиняется следующим требованиям:

1. Никогда нельзя указывать только на характерные минусы ребенка, потому что это не говорит о том, что у него есть положительного.

2. Изучение сводится к тому, что характеристика отсталого ребенка должна быть двойственной или тройственной. Как пример у отсталого ребенка сама по себе та или иная функция может оказывается довольно высокой, но умение владеть ею у ребенка ничтожно.

К тройственной характеристике можно отнести: характеристику практического интеллекта, практических данных и способов их использования. Иными словами, вместо общего определения слабоумия пытаются определить:

1. В чем выражается слабоумие;

2. Как ребенок сам пытается бороться с этим явлением;

3. По какому пути должна пойти школа для борьбы с недостатками, которыми страдает ребенок.

Новый подход к исследованию диктует следующие педагогические выводы: необходимо формировать абстрактное мышление слабоумных детей, опираясь на наглядный материал, подвинуть вперед общую линию развития умственно отсталого ребенка. Вспомогательной школе надо развивать мышление детей, вырабатывать у них общественные понятия, и делать это необходимо на основе наглядного материала.

Делая выводы и подводя итоги можно сказать что современная психология пытается учитывать недостатки «детских трудностей», уступает, для того, чтобы взять верх над ним и преодолеть дефект, который делает ребенка трудновоспитуемым или труднообучаемым.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей Аналитческая записка по результатам анкетирования родителей аттестация Ильиной Натальи Николаевны-результаты анкетирования родителей «Оценка.

Аналитическая справка «Индивидуализация ППС в МБДОУ» Аналитическая справка по итогам тематического контроля по теме «Проектирование пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС».

Аналитическая справка о методической работе за год 1. Анализ работы за 2017-2018 учебный год МБДОУ «Детский сад №41» Предгорного муниципального района Ставропольского края 1.1. Общие сведения.

Аналитическая справка о конкурсе чтецов «Детство — прекрасная пора» среди воспитанников ДОУ АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА Пятого октября 2018 состоялся конкурс чтецов среди воспитанников МБДОУ «Детский сад №10 «Умка» (далее - ДОУ, посвященного.

Аналитическая справка о проведении недели здоровья С 03 по 07 апреля в детском саду прошла тематическая Неделя здоровья в соответствии с годовым планом работы. Предварительно была проведена.

Аналитическая справка «Наличие позитивной динамики в воспитательно-образовательной деятельности в разновозрастной группе» Аналитическая справка «Наличие позитивной динамики в воспитательно-образовательной деятельности в разновозрастной группе» за март 2019.

Аналитическая справка по ДОУ МБДОУ г. Астрахани «Детский сад №85» • впервые открыл свои двери для воспитанников в октябре 1965 года. • Структура ДОУ: Комплектование.

Аналитическая справка по результатам тематического контроля «Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ» В соответствии с годовым планом работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №167» в период с 15 октября по 2 ноября 2018 года был проведен.

Аналитическая справка «Сформированность навыков самообслуживания у дошкольников» В соответствии с годовым планом работы ДОУ на 2018-2019 учебный год и приказом заведующего «О проведении фронтального контроля» № 50 от.

Аналитическая справка тематического контроля «Развитие навыков монологической речи через различные виды словесной работы» Аналитическая справка о результатах тематического контроля «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию навыков монологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитическая справка работы Л. С. Выготского «Трудное детство»
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 19:35
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аналитическая справка работы Л. С. Выготского «Трудное детство»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Синятуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД