Дарья Назарушкина
Аналитическая справка по теме самообразования «Приобщение детей дошкольного возраста к семейным ценностям»
▼ Скачать + Заказать документы
Свою работу по теме самообразования условно я разделила два этапа.
Для первого этапа были сформулированы следующие задачи:
1) Проанализировать теоретические положения проблемы приобщения детей дошкольного возраста к родословной семьи, психолого-педагогические основы семейного воспитания;
2) Выявить уровень интереса родителей к своей истокам и степени информированности о своих родных и предках.
Публикация «Аналитическая справка по теме самообразования „Приобщение детей дошкольного возраста к семейным ценностям“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Исходя из теоретического анализа проблемы, можно сделать вывод о том, что изучение истории своей семьи, воспитание гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать продолжателями лучших качеств своих предков – задачи, которые следует адресовать родителям в большей степени, нежели детям. К тому же история предков может рассказать о том, какие склонности и таланты могут быть у потомков, по какому пути лучше их направить. Деятельность по составлению родословной служит сплочению членов семьи, что в результате создает более благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. В процессе ознакомления с родословной семьи у детей формируются представления об отношениях родства, расширяются знания о семье, словарный запас обогащается терминами родства.
Также мною было проведено анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы свои истоки?»
Цель: выявить уровень проявления интереса родителей к своим истокам и степени информированности о своих родных и предках.
Родителям предлагалась анкета, состоящая из пяти вопросов с вариантами ответов и с возможностью дописывания своего.
Анкета для родителей
Уважаемый родитель! Вам предлагается анкета, в которой Вы должны выбрать подходящий для Вас вариант ответа или написать свой.
1. Пытались ли Вы составить родословную?
а) Пытался, но не получилось;
б) Составил;
в) Не пытался:
г) Другое___
2. На сколько глубоко Вы знакомы с корнями рода?
а) Знаю только бабушку и дедушку;
б) Знаю прабабушку и прадедушку;
в) Знаю более глубокие корни;
г) Другое___
3. Знакомы ли Вы с биографиями предков?
а) Очень детально и глубоко;
б) В общих чертах;
в) Знаю только биографию бабушек, дедушек;
г) Знаю только биографию родителей.
4. Были среди Ваших предков выдающиеся личности?
а) Нет;
б) Да, я знаком с их биографией;
в) Да, но не знаком с их биографией.
5. Знаете ли Вы, из какого сословия ваши предки?
а) Да, знаю;
б) Нет, не знаю;
в) Затрудняюсь ответить.
Спасибо за внимание!
Для анализа я разработала критерии оценивания:
Низкий уровень – это те родители, которые знают биографии только родителей и у них отсутствует какой-либо интерес к составлению родословной.
Средний уровень характерен для тех родителей, которые знают биографии только бабушек и дедушек, а также свою родословную в общих чертах.
Высокий уровень характерен для тех родителей, которые достаточно глубоко и детально изучили свою родословную; знают биографии не только бабушек и дедушек, но и прабабушек и прадедушек; проявляют интерес к составлению родословной.
Из полученных данных можно сделать следующие выводы.
Анкетирование прошли 23 человека.
Основная масса родителей 14 человек (61%) не задумывалась о своих корнях и не пытались составить родословную.
Еще 6 человек (26%) уже сталкивались с родословными и даже пытались составить свою, но у них ничего не получилось, скорее всего, из-за недостатка информации.
У 1 человека (4%) зарождалась мысль составить родословную. И лишь 2 человека (9%) смогли составить.
Практически каждый второй родитель знает только своих бабушек и дедушек – 11 человек (48%).
Более глубоко изучили свои корни 10 человек (44%) опрошенных. Лишь один человек (4%) знает более глубокие корни.
Результаты анкетирования показали, что о жизни своих предков, об их биографии нам никто не может рассказать – 0%.
Так 7 человек (30,5%) знают биографию только своих родителей, 7 человек (30,5%) – интересовались жизнью бабушек и дедушек.
Большая часть – 9 человек (39%) родителей оценили знания о своих корнях как – знаком в общих чертах.
Среди опрошенных – 2 человека (9%) в роду были знаменитые и выдающиеся личности, но при этом об их биографии ничего не известно. Остальные 21 человек (91%) – дали отрицательный ответ по данному вопросу, вероятнее это от не знания своих корней.
Почти половина – 11 человек (48%) – не знают, к какому сословию относятся их предки, 4 человека (17%) – затрудняются ответить, и, лишь 8 человек (35%) – знают, в каком сословии состоят их предки.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что:
14 человека (61%) – имеют низкий уровень;
6 человек (26%) – средний уровень проявления интереса к своим истокам и степени информированности о своих родных и предках;
3 человека (13%) – имеют высокий уровень проявления интереса к своим истокам и степени информированности о своих родных и предках.
Таким образом, результаты проведенной анкеты и изученного теоретического материала позволяют сделать вывод о том, что родители недостаточно осведомлены о своей родословной, следовательно, не понимают важность оказания помощи ребенку в нахождении места в системе межличностных отношений. Ведь, ощущая себя нужным и желанным в семье, понимая свое место, ребенок и в дальнейшем будет осознавать принадлежность, гордость и ответственность за весь свой род.
А в сложившейся современной ситуации это вообще является глобальной трагедией, народ, который не знает своих истоков, своей истории нет будущего.
На втором этапе началась работа по созданию семейных альбомов. И в настоящий момент творческий процесс только набирает обороты.