марина данилова
Аналитическая справка по анкетированию «Готовность к школьному обучению»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема готовности ребенка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно – потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики руки. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребенка в учебную деятельность. Тем не менее, на практике работа со старшими дошкольниками сводится к обучению письму, чтению и счету, чтобы обеспечить им, таким образом, некоторую фору на первом этапе школьного обучения. Отчасти это спровоцировано и самой учебной программой: она составлена так, что на отработку начальных навыков письма, чтения и счета времени отведено мало. Если ребенок приходит в школу «нечитающим», то он будет отставать от своих более продвинутых одноклассников просто потому, что так составлена программа начальной школы.
Публикация «Аналитическая справка по анкетированию „Готовность к школьному обучению“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Анкеты для родителей, анкетирование, опросы
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Формирование же у ребенка соответствующей учебной мотивации, произвольности внимания, памяти, словесно-логического мышления, ориентировки на способ действия, операционных навыков выступает лишь как побочный продукт обучения, все это должно сформироваться как бы само собой, по мере развития интеллектуальных навыков. Тем не менее это не так!
Специальные исследования показывают, что дети, хорошо интеллектуально подготовленные к школе, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка.
К сожалению, и у педагогов, и у родителей существует убеждение, что достижение ребенком определенного возраста или поступление в школу автоматически должно вести к возникновению и становлению выше указанных качеств. Обнаружив, что они отсутствуют и это мешает первокласснику хорошо учиться, взрослые начинают требовать от него «быть добросовестным, внимательным», забывая о том, что эти качества формируются на протяжении всего дошкольного возраста и отсутствие их у ребенка 6-7 лет свидетельствует о недостаточной развивающей работе с ним.
В марте 2019 года в МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Сказка» было проведено анкетирование среди родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Готов ли Ваш ребенок к школе», в котором приняло участие 121 человек. Анализ проведенного опроса позволил установить, что:
- 82% родителей считают, что их дети способны следовать указаниям, полученным от взрослых;
- 67% - что их дети способны концентрировать внимание на выполнении задания в течение 15-20 минут;
- 100% родителей считают, что их дети способны знакомиться и общаться с другими детьми;
- 67% детей способны уступать, избегать конфликта, 29% - иногда, а 4% детей не могут.
По мнению 68% родителей, их дети способны к самоконтролю, умеют исправлять допущенные ошибки, 29% - иногда, 3% - нет.
23% родителей наиболее важным считают общее развитие памяти, внимания, любознательности. По их мнению: «Читать и писать научат в школе», «Если у ребенка будет хорошая память, внимание, то он быстро научится читать и писать»; «Память – основа знаний», «Благодаря этим навыкам легче будет учение в школе».
31% родителей уверенны, что «Все важно. Одно без другого не бывает»
46% родителей отдали предпочтение обучение чтению, письму и счету «Ребенок до школы должен уметь читать».
На пороге школы многие родители хотели бы видеть своих детей подготовленными, т. е. умеющими читать и писать, послушными, усидчивыми и внимательными, самостоятельными и любознательными, уверенными в своих силах, а также счастливыми и радостными, идущими в школу с желанием учиться.
На вопрос, готов ли Ваш ребенок к школе, 45% родителей ответили утвердительно «Да», поясняя свои ответы: «Умеет читать и писать; адаптирована к обществу; знает буквы и цифры, считает до 50, 100; посещает развивающие кружки, умеет делать все, что нужно для школы; с удовольствием ходит в школу по субботам…».
45% родителей ответили «Нет, он невнимательный; не может читать и писать; нет усидчивости и внимания; еще хочет поиграть…», а 10% считают, что их дети готовы к школе только «наполовину, нужно еще научиться читать и писать; еще есть время».
Больше всего беспокоит родителей в вопросах подготовки к школе, осилит ли ребенок школьную программу, рассеянность и невнимательность, плохая память у детей, как научить ребенка писать левой рукой, слушать и слышать учителя, а также не пропадет ли у него желание учиться.
По мнению родителей, большинство детей интересуются: «Всем! Им все интересно!» - рисованием, конструированием, окружающим миром и природой, любят петь и танцевать, смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры и разные подвижные игры.
На вопрос, часто ли дети задают вопросы родителям, 67% ответили:
«Часто, очень часто, всегда», 14% - «постоянно», 8% - «не часто», 11% - «иногда». Задают дети вопросы на самые разнообразные темы: обо всем, о школе, об окружающем мире, природе, животных, технику, сказочных героях, что из чего сделано, откуда все мы появились и т. п.
90% родителей считают, что у них с детьми есть взаимопонимание: «Ребенок доверяет мне, рассказывает о плохом и хорошем; слушает и делает выводы; мы быстро находим компромисс в спорных ситуациях; много беседуем; стараюсь выслушать ребенка, быть своей дочери подругой; общаемся как с равным…» - так аргументировали родители свои ответы.
По мнению родителей, в детском саду ребенок должен приобрести следующие знания, умения и навыки:
- быть усидчивым и внимательным, сосредоточенным, старательным, дисциплинированным, уверенным и ответственным – 45% родителей;
- знать, алфавит и цифры, научиться читать, писать и считать – 24%;
- умение общаться со сверстниками и др. людьми – 20%;
- а также развивать память, мелкую моторику, аккуратность, научиться писать левой рукой, учиться избегать конфликты, соблюдать правила поведения, «…усвоить все необходимые знания, какие нужны для 1 класса»