Карина Коршакова
Алгоритмы для проведения режимных моментов
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритмы для проведения режимных моментов
Утренний прием детей
Прием детей – это очень важный момент в режиме дня. Встречая ребенка, необходимо каждый раз показывать ему, как вы ему рады, назвать по имени, приобнять, погладить; при необходимости подсказать ребенку, во что он может поиграть до утренней гимнастики; если позволяет время, то поговорить с ребенком, расспросить его (что делал дома, где гулял, его самочувствие, измерить температуру, осмотреть кожные покровы). Затем необходимо проследить, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить и играющим детям, уточнить с кем бы он хотел поиграть.
Публикация «Алгоритмы для проведения режимных моментов» размещена в разделах
Повышенное внимание надо уделять детям, которые неохотно расстаются с родителями и не хотят оставаться в группе, особенно в период адаптации к детскому саду.
Кроме того, утренний прием детей – это хорошая возможность для персонального общения с родителями. Надо стремиться использовать это время максимально эффективно.
Задачи педагога: встречать детей приветливо, доброжелательно, здороваясь персонально с каждым ребенком; пообщаться с родителями, обменяться необходимой информацией (сообщить о предстоящих событиях, об успехах и проблемах ребенка, узнать о самочувствии ребенка, о том, что одевать ребенку на прогулке); организовать самостоятельную игру детей.
Ожидаемый образовательный результат: эмоциональный комфорт и положительный заряд на день; развиты навыки вежливого общения; проведен утренний фильтр детей; родители вовлечены в образовательный процесс; дети находят себе самостоятельное занятие по интересам.
Пример художественного слова во время утреннего приема:
Пришли дети в детский сад,
Здесь игрушки ждут ребят,
Ждет здесь Ксюшу верблюжонок,
Сашу ждет большой слоненок,
Даша с мишкою играет,
Тема Даше помогает,
Нянчит Милочка мартышку,
А Кирюша смотрит в книжку.
Детям весело в саду!
С ними я сюда приду.
Умывание
Привычку мыть руки перед едой и умение — это делать, лучше всего вырабатывать (вспоминать) в начале учебного года, когда идет тема знакомства с детским садом. Помогут в этом специальные песенки, игры, плакаты.
Предварительно перед умыванием, необходимо проверить наличие полотенец по количеству детей, мыло, температуру воды.
Задачи воспитателя: учить детей быстро и правильно мыть руки; приучать детей к самостоятельности (мыть руки самостоятельно, без напоминаний); обсуждать с детьми, почему так важно мыть руки, чтобы дети понимали, что чистота рук это не просто требование педагога, а жизненная необходимость для сохранения здоровья.
Пример художественного слова во время умывания:
Умываемся мы быстро
Вытираемся мы чисто,
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.
В старшем дошкольном возрасте используется обсуждение пословиц и поговорок, загадывание загадок, обсуждается проблемная ситуация.
Ожидаемый образовательный результат: дети самостоятельно и правильно моют руки; понимают, почему необходимо мыть руки перед едой, выработана привычка мыть руки перед едой без напоминаний.
Прием пищи (завтрак, обед, полдник, ужин)
Нельзя заставлять детей есть, важно, чтобы они кушали с аппетитом. Надо учитывать, что дети едят с разной скоростью, не надо их торопить, пусть они кушают в своем темпе. Недопустимо заставлять ребенка сидеть за столом в ожидании еды или после ее приема. Нужно, чтобы дети знали правило: поел – поблагодари и иди играть. Во время приема пищи обращаем внимание на культуру поведения за столом: пользование столовыми приборами в соответствии с возрастными особенностями (ложкой, вилкой, ножом, не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой, не мешать другим непрерывной болтовней, быть вежливым, использовать вежливые слова и прочее.
Задачи воспитателя: создавать все условия для того, чтобы дети поели спокойно, в своем темпе, с аппетитом; поощрять детей есть самостоятельно в соответствии со своими возрастными возможностями; воспитывать культуру поведения за столом, формировать привычку пользоваться «вежливыми» словами; обращать внимание детей на то, как вкусно приготовлен завтрак, стараться формировать у детей чувство признательности поварам за их труд; использовать образовательные возможности режимного момента (поддержание навыков счета, развитие речи и т. д.).
Пример художественного слова во время приема пищи:
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол!
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот тарелка, вот еда.
Не осталось и следа.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед!
Ожидаемый образовательный результат:
Дети демонстрируют культуру поведения за столом, навыки вежливого общения. Умеют есть самостоятельно, в соответствии со своими возрастными возможностями. Умеют ценить чужой труд, заботу, выражают благодарность.
Подготовка к прогулке
(возвращение с прогулки)
Перед тем, как дети пойдут одеваться, необходимо:
– дать установку на предстоящую деятельность;
– предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе;
– напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате;
– предложить сходить в туалет.
– создать удобную обстановку, проветрить приемную комнату.
Задачи воспитателя: учить детей самостоятельно одеваться на прогулку, после прогулки самостоятельно раздеваться, убирать свою одежду в шкафчик, на сушилку; развивать доброжелательность, готовность детей помочь друг другу; использовать образовательные возможности во время режимных моментов.
Пример художественного слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Сбираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми,
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
Посмотри, на улице
Стало холодать.
Пришло время кофту
Детям надевать.
Туши – тутуши,
Где твои уши?
Уши в шапке,
Не достанут лапки.
Чтобы уши не болели,
Быстро шапки все надели.
Ожидаемый образовательный результат: развиты навыки самообслуживания, дети умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в соответствии со своими возрастными возможностями. Демонстрируют доброжелательность, готовность помочь сверстнику.
Прогулка
Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности, профилактики утомления необходимы ежедневные прогулки. Нельзя без основательных причин сокращать продолжительность прогулки. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня.
Для оптимального развития детей необходимо тщательно продумывать содержание прогулки, насыщать ее интересными видами деятельности, обеспечивать условия для самостоятельных подвижных и сюжетных игр (игрушки, игровое и спортивное оборудование и пр.).
Прогулка может состоять из следующих структурных элементов:
– самостоятельная деятельность детей;
– подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения;
– различные уличные игры и развлечения;
– наблюдение, экспериментирование;
– спортивные секции и кружки (дополнительное образование);
– индивидуальные или групповые занятия по различным направлениям развития детей (основное и дополнительное образование);
– посильные трудовые действия.
Задачи воспитателя: позаботиться о том, чтобы прогулка была интересной и содержательной; обеспечить наличие необходимого инвентаря (для сюжетных и спортивных игр, исследований, трудовой деятельности и пр.); организовывать подвижные и спортивные игры и упражнения; приобщать детей к культуре «дворовых игр» – учить их различным играм, в которые можно играть на улице; при возможности, организовывать разновозрастное общение.
Ожидаемый образовательный результат: укрепление здоровья детей, профилактика утомления; удовлетворение потребности в двигательной активности, дети проявляют интерес и играют в подвижные и спортивные игры; дети проявляют доброжелательность, умение взаимодействовать со сверстниками; развито разновозрастное общение.
Подготовка ко сну, дневной сон.
Необходимо создавать условия для полноценного дневного сна детей. Для этого в помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку, обеспечить постоянный приток свежего воздуха. Кроме того, быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют полноценная двигательная активность в течение дня и спокойные тихие игры, снимающие перевозбуждение, незадолго до сна. Во время сна воспитатель должен находиться рядом с детьми. Укладываясь спать, ребенок учится в определенной последовательности раздеваться и аккуратно складывать свои вещи. Хорошо, если в спальне звучит спокойная, убаюкивающая музыка. Чтение перед сном. Многие дети не хотят днем спать. Чтение перед сном помогает уложить детей в постель, успокаивает, помогает детям уснуть.
Ежедневное чтение очень важно для развития и воспитания детей, особенно в век интернета и смартфонов. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста хорошо читать тексты с продолжением, тогда дети на следующий день более охотно укладываются, чтобы узнать, что же дальше приключилось с героями книги. Читать перед сном можно не только художественную литературу, но и познавательные тексты для детей, детям это тоже нравится. Иногда вместо чтения можно ставить хорошую аудиозапись, начитанную профессиональными актерами. Чтение перед сном не заменяет совместного чтения и обсуждения в течение дня и в процессе занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. Если ребенок не хочет спать. Большинство детей после чтения засыпают. Но есть дети, которые днем не засыпают и очень плохо переносят необходимость два часа лежать в кровати ничего не делая. Таких особенных детей, которые никак не спят днем даже после адаптационного периода, бесполезно и неправильно заставлять спать. Правильнее будет с такими детьми договориться. Например, договориться, что он 1 час спокойно лежит, а потом, после того как воспитатель скажет, что час прошел, идет тихонько играть. Часто такой договор снимает у детей чувство протеста и ребенок засыпает. Ну а если не засыпает, то воспитатель должен честно соблюдать договоренности и дать ребенку встать и пойти играть. Конечно, по поводу такого ребенка воспитатель должен посоветоваться с родителями.
Задачи воспитателя: создавать условия для полноценного дневного сна детей (свежий воздух, спокойная, доброжелательная обстановка, тихая музыка и пр.); учить детей самостоятельно раздеваться, складывать одежду в определенном порядке; стремиться заинтересовать детей чтением, чтобы у детей формировалась любовь и потребность в регулярном чтении.
Пример художественного слова:
Ходит сон по горе,
Носит дрёму в рукаве.
Всем детишкам продает,
Нашей Гале так даёт.
Баю – бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа, не скули,
Нашу Таню не буди.
Ожидаемый образовательный результат: укрепление здоровья детей, профилактика утомления, дети самостоятельно раздеваются в определенной последовательности. Проявляют интерес к художественной литературе.
Постепенный подъем, профилактические
физкультурно-оздоровительные процедуры.
Правильно организованный подъем детей после дневного сна не только создает и положительный эмоциональный фон, но и дает большой оздоровительный эффект. Приятная пробуждающая музыка, «потягушечки» в постели, ходьба по корригирующим дорожкам, воздушные ванны и элементы водного закаливания, дыхательной гимнастики, самомассажа – все это будет способствовать оздоровлению и комфортному переходу детей от сна к активной деятельности.
Рекомендуется следующий порядок проведения:
– постепенное пробуждение под приятную музыку (1–3 минуты);
– «потягушечки» в постели; можно потягиваться, поднимать и опускать руки и ноги, выполнять элементы самомассажа и пальчиковой гимнастики (2–3минуты);
– ходьба по массажным (корригирующим, рефлексогенным) дорожкам, (1–2 минуты);
– гимнастика после сна с элементами дыхательной гимнастики (4–5 минут);
закаливающие водные процедуры: обтирание холодной водой (руки
до локтя, шея);
– одевание после сна.
Важно, чтобы групповая комната была хорошо проветрена к пробуждению детей. Очень хорошо все процедуры проводить в игровой форме, сопровождать рифмовками, песенками.
Задачи воспитателя: к пробуждению детей подготовить (проветрить) игровую комнату; организовать постепенный подъем детей (по мере пробуждения); провести гимнастику после сна и закаливающие процедуры, так, чтобы детям было интересно; обсуждать с детьми, зачем нужна гимнастика и закаливание.
Пример художественного слова:
Тихо-тихо, колокольчик позвени,
Всех мальчишек и девчонок разбуди.
Все проснулись, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Солнце уже не спит давно,
Смотрит к нам оно в окно.
Хорошо вам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Ожидаемый образовательный результат: формирование у детей ценностного отношения к собственному здоровью (как хорошо закаляться, быть здоровым и не болеть). Комфортный переход от сна к активной деятельности. Укрепление здоровья детей, профилактика заболеваний.
Уход детей домой.
Когда ребенок уходит домой, очень важно, чтобы воспитатель лично очень дружелюбно, ласково и весело попрощался с ребенком, называя его по имени; похвалил его перед родителем, повышая его самооценку, формируя желание вновь прийти в детский сад. С родителем тоже надо пообщаться, поговорить о ребенке, рассказать, как прошел день, сообщить необходимую информацию. Важно, чтобы родитель был в курсе того, что происходит в детском саду, чувствовал себя участником образовательного процесса.
Задачи воспитателя: попрощаться с каждым ребенком ласково и доброжелательно, чтобы у ребенка формировалась уверенность в том, в детском саду его любят и ждут, всегда ему рады; пообщаться с родителями, сообщить необходимую информацию, способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс, формированию у них ощущения причастности к делам группы и детского сада.
Ожидаемый образовательный результат: эмоциональный комфорт, ребенок проявляет желания прийти в детский сад на следующий день. Приобщение родителей к образовательному процессу. Обеспечение единства воспитательных подходов в семье и в детском саду.