МААМ-картинки

Алгоритмика и программирование как основа для дальнейшего внедрения робототехники в игровой процесс ДОО

Симонова Алиса
Алгоритмика и программирование как основа для дальнейшего внедрения робототехники в игровой процесс ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В представленной статье анализируется актуальная значимость погружения ребёнка дошкольного возраста в среду программирования с использованием базовых знаний алгоритмики, рассмотрены основные робототехнические приборы, применяемые дошкольными образовательными организациями, а также основная роль андроидных устройств, программируемых самим дошкольником в процессе основного вида деятельности в ДОО – игры.

Публикация «Алгоритмика и программирование как основа для дальнейшего внедрения робототехники в игровой процесс ДОО» размещена в разделах

Ключевые слова: робототехника, дошкольная образовательная организация, робототехническое устройство, алгоритмика, программирование, дети дошкольного возраста, Робомышь, робот Бибо fisher-price. Yu.V. Karlova, D.V. Tupikina

Постижение смысла феномена детства и его ценности, понимание того, ради чего каждому ребёнку дано детство, важнейшая задача для воспитателя. Ее решение позволяет обрести смысл профессиональнопедагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, а также ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком [1, с. 17].

Современное детство детей проходит в эпоху интенсивной компьютеризации, информатизации и роботостроения. Технологические достижения всё быстрее попадают во всевозможные сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают внимание и интерес у детей к прогрессивной технике. Необходимость синтезирования технологического процесса с образовательной областью обусловила активизацию такого направления, как робототехника [4, с. 205].

Ребёнок дошкольного возраста поэтапно знакомится с новейшим техническим творчеством. От простого конструирования постепенно передвигаясь к образовательной алгоритмики, а затем к робототехническим наборам и программированию. Робототехнику, без сомнения, можно отнести к наиболее перспективным направлениям в области современных информационных технологий [4, с. 206].

Все технологичные устройства, окружающие ребёнка, становятся все более умными и продвинутыми. Есть существенный плюс в изучении алгоритмики и программирования – дети развиваются и перестраиваются из категории «потребителя технологий» в создателя и разработчика собственных технологий. Дошкольники, занимаясь робототехникой, программируют андроидные устройства в игровой форме, и благодаря этим образовательным играм, дети воспринимают, как устроен современный цифровой мир. Уже сегодня программирование несложно отнести к базисным навыкам и способностям, а когда дети подрастут, данный навык станет абсолютно необходимым и важным. Робототехника и программирование воплощают в жизнь преемственность детского сада, содействуют процессу социализации дошкольника, устанавливая связи с ведущими сферами нашей жизни: обществом, материально-предметным миром, что в общей сложности и требует современный стандарт дошкольного образования. Робототехника должна использоваться не только, как объект изучения и практического применения научного знания. Она должна рассматриваться и как эффективный инструмент познания, и как средство обучения, развития и воспитания [5, с. 10].

Исходя из вышесказанного можно представить уровень компьютеризации, потому важно уже сегодня отнести программирование, основывающуюся на алгоритмах, к базисным навыкам и способностям. Умение верно выстраивать последовательность действий, шагов, задач и событий, необходимо развивать у ребёнка еще до перехода в среднее учебное заведение, поэтапно, начиная с развития алгоритмического мышления. Алгоритмика – это наука, учение, способное на развитие у дошкольников алгоритмического мышления; алгоритм – систематические правила, сформулированные на языке понятном исполнителю (в нашем случае – ребёнку дошкольного возраста, и определяющие цепочку действий и поступков, в результате которых, исполнитель приходит от начальных данных к необходимому результату. Цепочка действий – алгоритмический процесс, а любое воздействие – шаг. Процесс обсуждения воспитателя и воспитанников о разработке алгоритма для достижения поставленной цели – алгоритмизация.

Воспитатель в образовательном процессе использует алгоритмы для разнообразных решений множества задач, например, таких, как: – развитие логики и мышления, способность искать наилучшее и простейшее решение базовых жизненных трудностей и обучающих задач; – формирование умения планировать собственную деятельность и предсказывать получаемый результат; – содействие развитию речевых умений и навыков (доступность, краткость, точность); – развитие «мышление алгоритмами», что способно помочь брать на себя принятие лучшего решения, как поступить в новой, трудной, незнакомой ребёнку ситуации. Робототехническое программирование андроидов – это требование времени. Начальные навыки основ программирования – это способность логически мыслить, воспринимать и перерабатывать причинно-следственные связи, отыскивать большее количество решений одной задачи, обдумывать свои последующие действия. Для дошкольника программирование не является сложным процессом, ведь оно завуалированно в игровой деятельности.

В ДОО обучение детей алгоритмики и азам программирования начинается с трех лет, благодаря прогрессивным инновационным играм, таким как: Лого-Робот «Пчелка – Bee-Bot» – что представляет из себя простую техническую игру вместе с роботом пчёлкой и более усовершенствованной игрушкой, программируемым роботом – «Робомышью». При использовании деталей конструктора для сборки и программирования роботов обучающиеся одновременно развивают мышление, творческое воображение и играют [3, c. 103].

Игры с интеллектуальным развитием по программированию для детей дошкольного возраста направлены на: – становление интересов дошкольников, любознательности и познавательной активности; – развитие целенаправленности, самостоятельности и саморегуляции собственных совершаемых действий; – формирование познавательно-образовательных действий, развитие сознания ребёнка; Нужно учитывать, что в основе собственной исследовательской деятельности дошкольников, построенной на спонтанном желании изучать окружающее, лежит его потребность в новых впечатлениях, проявляющаяся сначала как любопытство, затем как любознательность и, наконец, как устойчивый познавательный интерес. Обучающий бот Бибо (BeatBo) от Fisher-Price – новая разработка в области интенсивно развивающихся игр для детей различных возрастных групп, в рамках дошкольного образования. Благодаря функциональному и разумному боту ребенок станет способен проводить свой досуг в ДОО с огромным познавательным интересом и пользой. Важно понимать, что для того, чтобы начать игровую деятельность, необходимо только лишь привести робота Бибо в действие, нажать кнопку на животе или кнопочки на многочисленных ножках бота. Движения и перемещения, которые станет исполнять робот BeatBo, максимально просты и понятны, так что детям не составит труда повторить за ним все танцевальные составляющие. Также, непосредственно во время игры у бота Бибо включается подсветка обилием цветов на светодиодной LED-панели, которая ещё считается кнопкой включения Бибо. Всё это в совокупности преобразовывает игровой процесс, становясь очень эффектным. Что же касается звуковых элементов, то бот знает более сорока танцевальных и образовательных песен, разнообразных мелодий и фраз. Обоснованно считать, самой ключевой особенностью обучающего бота Бибо от Fisher-Price именно его многофункциональность.

Образовательная игрушка имеет три игровых режима, которыми может воспользоваться дошкольник:

1) Dance & Move (Танцы и Движения) – дети танцуют совместно с Бибо под живую, жизнерадостную, заряжающую энергией музыку, повторяя за ним лёгкие элементарные движения;

2) Record & Remix (Запись и Ремикс) – режим позволяет маленьким артистам записать песеню, собственную речь или любого другого рода звук, а программируемый бот Бибо будто по волшебству устроит уникальный ремикс (новая обработка созданного ранее музыкального произведения; соединение разных мелодий).

3) Learning & Games (Обучение и Игры) – дошкольники знакомятся с алфавитом (визуализировано и на слух, счетом, обучаются различать цвета, играют во всевозможные игры вместе с роботом Бибо и многое другое. Ещё одна робототехническая разработка – комплектный набор по робототехнике «Робомышь» специализирован для массовой групповой игровой деятельности в ДОО.

Комплект, несомненно, поможет приобрести дошкольникам практические способности и навыки программирования. В процессе выполнения заданий дошкольники воспроизводят свой собственный лабиринт и затем, с поддержкой карт кодирования, шаг за шагом задают маршрутные перемещения программируемому роботу-мыши. Задав очерёдность шагов, дети могут самостоятельно запустить программу на выполнение, а следом отслеживать, как мышь передвигается по лабиринту, с целью отыскать сыр. Работа дошкольников в группах и правильно выстроенная организация пространственного расположения игры с мини- роботом могут способствовать активизации внимания дошкольников, развитию мышления, воображения, речи, мелкой моторики [3, c. 103].

Игра приобретёт ещё более увлекательный характер, в случае если к набору дополнительно приобрести одну или несколько Робомышей, которые позволят расширить формы организации занятий:

1. Программирование по образцу – поручения предоставляются в форме – сделай, повтори, как я. В основной базе лежит подражательная ситуация;

2. Программирование по чертежам и схемам – развивается нагляднообразное мышление, посредством зрительного восприятия;

3. Программирование по теме – происходит создание лабиринтов по заданной воспитателем теме, актуализация и укрепление умений, навыков и знаний.

При реализации проекта по внедрению программируемого робота в игровой процесс у дошкольников формируются:

умения и навыки программирования, алгоритмизация игровой деятельности;

предпосылки к учебной деятельности;

ориентация в пространстве и на плоскости;

коммуникативные способности: дошкольникам легче идти друг с другом на контакт; учатся в процессе программирования игрового робота договариваться между собой;

внедрение и использование робототехнических устройств и приборов, разрешает овладевать элементами компьютерной грамотности, вводить информационные технологии в непрерывный образовательный процесс.

Дальнейшее использование образовательной робототехники в современных дошкольных образовательных организациях позволит активизировать процесс обучения и воспитания детей в разных образовательных областях, повысить их заинтересованность в выполнении различных заданий [2, с. 451].

В заключении можно сделать вывод, главной задачей является формирование у дошкольников интереса к исследовательской работе, а именно к техническому творчеству. Данная техническая задача, в первую очередь, настоятельно требует соблюдения особенных критерий и условий обучения, но она необходима для развития алгоритмического интеллекта дошкольников, так как подобный интеллект не только улучшает общую готовность ребёнка к новым открытиям, но и улучшает его продуктивность, эмоционально его стабилизирует, а также позволяет идти в ногу со временем, что несомненно улучшит его положение в социуме в целом.

Список используемых источников и литературы

1. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб. : Питер, 2013. 464 с.

2. Ильина И. В., Чернобровкин В. А. Использование робототехники при подготовке будущих педагогов дошкольного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Тезисы докладов 77-й международной научно-технической конференции. 2019. С. 450-451.

3. Чернобровкин, В. А., Карлова, Ю. В. Особенности игровой деятельности старших дошкольников с использованием андроидного робототехнического устройства «умная пчела» // Мир детства и образование. 2020. С. 100-104.

4. Чернобровкин, В. А., Кувшинова, И. А., Бачурин И. В. Использование образовательной робототехники в сфере дошкольного образования // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11/1. С. 205-209; URL : 318 https://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=37792 ( дата обращения: 25.05.2021).

5. Четина, В. В. Особенности внедрения робототехники в образовательный процесс / // Наука и перспективы РСППУ. № 2. 2017. С. 10.

Публикации по теме:

Развитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельностиРазвитие алгоритмического мышления у детей 6–7 лет в процессе использования робототехники в образовательной деятельности Консультация для родителей «Развитие алгоритмического мышления у детей 6-7 лет в процессе использования робототехники в образовательной.

День открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС доДень открытых дверей как форма вовлечения родителей в образовательный процесс ДО в период внедрения ФГОС до .

Фотоотчет о семинаре для воспитателей «Основы робототехники в работе с дошкольниками»Фотоотчет о семинаре для воспитателей «Основы робототехники в работе с дошкольниками» Фотоотчет о семинаре «Основы робототехники в работе с дошкольниками» Сегодня на базе МБДОУ№11 г. Нижнего Новгорода состоялся семинар для.

Методическая разработка по реализации робототехники в ДОУ «Машины — помощники» Представляю вашему вниманию методическую разработку нашей творческой группы, в которую вхожу я и еще два воспитателя (Попова Е. В. и Бицура.

Фотоотчёт «Моя учёба в школе преподавателей робототехники»Фотоотчёт «Моя учёба в школе преподавателей робототехники» Моя учёба в школе преподавателей робототехники. Фотоотчёт Робототехника — одно из перспективнейших направлений в сфере интернет-технологий,.

Опыт внедрения программы «ПРО-детей»Опыт внедрения программы «ПРО-детей» Опыт внедрения программы Про-детей (подготовительная группа) Когда начинаешь новое, всегда есть страх, неуверенность, но при этом и огромное.

Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДООрганизация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Организация праздников и развлечений в ДОУ на этапе внедрения и реализации ФГОС ДО Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая.

Сохранение и укрепление здоровья детей путём внедрения в образовательный процесс метода биологически обратной связи. Современный мир предъявляет к человеку высокие требования. Возрастающая интенсивность профессиональной и учебной деятельности, непрерывный.

Статья «Как происходит процесс общения у дошкольников» Интерес детей к сверстнику просыпается гораздо позднее, чем к взрослым, поэтому специфика общения дошкольников со сверстниками во многом.

Увлекательный процесс — раскрашивание пластилиномУвлекательный процесс — раскрашивание пластилином Пластилин является очень полезным материалом для детского творчества. Раскрашивание пластилином – замечательный вид творческой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Алгоритмика и программирование как основа для дальнейшего внедрения робототехники в игровой процесс ДОО
Опубликовано: 6 ноября 2022 в 20:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Алгоритмика и программирование как основа для дальнейшего внедрения робототехники в игровой процесс ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Симонова Алиса в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД