Захарова Екатерина Александровна
Алгоритм работы с детьми с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Карточки-гармошки по математике для 1 класса. Счет 1-10
Карточки-гармошки по математике для 1 класса. Счет 1-10
Скачать
Подробнее
Игра гексы
Игра гексы "Части слова"
Скачать
Подробнее
Дидактическая игра
Дидактическая игра "Орфограммы" "Безударные гласные А, О, И, Е, Я (проверяемые) в корне слова"
Скачать
Подробнее
Смотреть ещё
1 080
методических разработок по коррекционному обучению
Перейти в каталог
Методы и приёмы работы с детьми ТМНР учителя- дефектолога.
Коррекционное обучение Статьи
Скачать материал
Публикация «Алгоритм работы с детьми с ТМНР» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Методы и приёмы работы с детьми ТМНР учителя- дефектолога
В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями может производить очень мало действий и определение его интересов крайне затруднено. Подвержен изменениям психоэмоционального состояния, иногда случаются во время занятия приступы. Ребёнок получает медикаментозные препараты и это надо учитывать, ожидая определённой учебной деятельности. В этом случае задача педагога оринтироваться на актуальные возможности ребёнка и его ограничения. При нормальном эмоциональном состоянии ребёнка занимать сдержанную активную, но творческую позицию в стимулировании внимания и интереса ребенка, поддерживать интерес ребенка имеющимися материалами (яркие цвета, громкие и необычные звуки, текстура материала или его температура, при этом наблюдая за собственными действиями ребенка и применяя вмешательство в соответствии с ними. Вовремя применить нужный приём. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы
Практические методы и приёмы обучения определённым действиям, коррекция и развитие коммуникативных способностей с учётом возможностей ребё нка :
- целенаправленные действия с дидактическими игрушками;
- многократное повторение практических действий;
-наглядно-действенный показ способа действий;
- подражательные упражнения;
-дидактические игры.
Наглядные методы:
- обследование предметов (зрительное, тактильно-кинетическое, слуховое, комбинированное);
- наблюдение за предметами и явлениями природы;
- рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Словесные методы:
- речевая инструкция ребёнку;
- описание предмета учителем;
- указания и пояснения как пояснение способов выполнения задания.
- последовательные действия;
- похвала, подбадривание как повышение интереса к выполняемым действиям.
Представим некоторые приемы применяемыми на занятиях.
Прием «Я - художник»
Рисуем на манке пальчиками, палочками - разные узоры, фигуры, точки, цифры.
Развитие мелкой моторики, воображение, усидчивости, концентрации внимании, познавательный интерес и закрепление материала.
«Помощник»
Надо помочь герою, разобрать различные крупы, застегнуть молнию и т. д.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, глазомер. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
«Невидимка»
Предлагает детям рассмотреть картинки. Ребенок должен посмотреть внимательно на предмет и на несколько его теней, из которых необходимо выбрать правильную, изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.
Развитие внимание, наблюдательности, память и усидчивость, мелкой моторики
«Волшебные крышечки»
Шагаем крышечками и с сопровождением стихотворения. Подбираем крышечки по цвету схожим с рисунком, закрепляем названия цветов, цифр. Развитие мелкой моторики, внимание, памяти, пространственной ориентировке.
«Кладоискатели»
Дети ищут определенный предмет (овощи, фрукты) в пуговицах, фасоли, гречки. Описывают этот предмет.
Развитие моторики, концентрации внимания, закрепления материала, развитие словаря.
«Веселые резиночки»
При натягивании разноцветных резиночек создаем разные фигуры, сюжеты.
Закрепляем цвет и ориентировку в пространстве; развиваем глазомер, мелкую моторику. Воспитываем самостоятельность, усидчивость.
«Щекоточки»
Установление зрительного контакта не всегда возможно. Дети не фиксируют взгляд на педагоге.
Пример: прием «Щикатушки» (стимуляция тактильных ощущений)
Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения. Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье,
Здесь колода (локоть,
А здесь ключевая водица (подмышки).
«Сделай, как у меня»
Выполнение определенного задания по образцу.
Развитие восприятия, мышления, внимания.
«Солнышко»
Это прием использую как релаксацию, в начале занятия с каким настроением пришел ребенок, оценка при выполнения определенного задания справился с заданием –веселое солнышко, у ребенка вызвало затруднение задание –грустное солнышко. (веселое и грустное солнышко)
«Волшебная шкатулка»
Такой прием может быть использован:
на этапе мотивации обучающихся к учебной деятельности;
во время закрепления учебного материала
при подведении итогов и рефлексии.
Есть несколько способов включения приема «Волшебная шкатулка».
Дети должны ознакомиться с содержимым шкатулки. Там могут быть:
· карточки с заданием;
· предметы, которые послужат объектом для исследования на уроке;
· предметы, помогающие освоить учебный материал;
· листок с информацией, которую предстоит обсудить.
· фишки, отражающие впечатление от урока.
Этот прием является хорошим способом провести эмоциональную разрядку. Детям можно предложить спрятать в шкатулку свое плохое настроение.
Не просто показать детям содержимое шкатулки, а предложить им самим узнать, что в ней лежит. Для этого они должны:
· отгадать загадку;
· узнать по описанию;
· сделать собственное предположение, исходя из темы урока.
«Алгоритм»
Обучение ведется по каждому элементу звена инструкции, и лишь затем части объединяются в целое, Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию, к действиям по образцу, по речевой инструкции, которая должна быть четко сформулирована.
Инструкция. Возьми игрушку. Положи игрушку.
«Ладошки»
Здороваюсь с каждым ребенком. Обязательно берем его за одну или две руки. Тактильный сигнал: «я здесь». Эмоциональный настрой на ребенка и создание доброжелательной атмосферы на занятии.
«Авансирование успеха»
Ты сегодня молодец.
Таким образом, целенаправленное, систематическое и терпеливое применение разнообразных приёмов в работе с обучающимися с ТМНР, повышается познавательная активность воспитаников, развивается любознательность, снимается скованность и напряжение у детей, корригируются недостатки умственного и психического развития.