Бронникова Ольга Леонидовна
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения включает в себя индивидуальный оценочный профиль, динамику состояния и развития речевых и неречевых функций и процессов.
Составляется индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения воспитанника на период обучения и коррекции имеющихся дефектов. Она включает в себя следующие параметры:
- особенности развития ребенка, его проблемы;
- деятельность воспитателя;
- деятельность педагога-психолога;
- деятельность учителя-логопеда;
- деятельность инструктора по физической культуре;
- деятельность музыкального руководителя.
Параметры обследования возможностей ребенка:
- состояние звукопроизношения;
- уровень развития фонематического восприятия;
- анализ звукового состава слова;
- восприятие ритмических структур (звуко-слоговая структура слова);
- темп речи;
- интонационная выразительность;
- артикуляционная моторика и строение артикуляционного аппарата;
- тонкая моторика пальцев рук;
- общая моторика (проводится логопедом совместно с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем);
- состояние словаря;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- зрительный гнозис;
- оптико-пространственный праксис;
- мнестическая деятельность (память);
- внимание;
- мышление;
- коммуникативность;
- познавательная деятельность;
- общее развитие ребенка.
В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести дефектов, а также наметить пути их коррекции.
Для правильной диагностики нарушений речи необходимо знание закономерностей речевого развития детей.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
- быть психически и соматически здоровым;
- иметь нормальные умственные способности;
- иметь нормальный слух и зрение;
- обладать достаточной психической активностью;
- иметь полноценное речевое окружение.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого (А. Н. Гвоздев, Г. Л. Розенгард-Пупко, А. Н. Леонтьев и др.)
Система коррекционной работы
Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа:
I этап — подготовительный. Основными его задачами являются:
а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит:
а) устранение неправильного звукопроизношения;
б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию;
в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
Литература:
Беккер К. -П., Совак М. Логопедия. — М., 1981. — С. II--84.
Гриншпун Б. М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств//Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.- С. 40- 59.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.
Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1968.- С. 7 30.
Правдина О. В. Логопедия. - М., 1973. С. 5-20.
Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза//Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 30-39.