Наталья Лялина
Альбом «Национальные праздники»
▼ Скачать + Заказать документы
Новый год
Празднуется в ночь на 1 января. Новый год это древний праздник и не кто не знает точно кто его придумал. Его празднуют многие народы, очень давно, в том числе и удмурты. В древности новый год удмурты отмечали весной, и время празднования приходилось примерно на период Пасхи по этому у удмуртов нет каких-то определенных старинных обрядов. Все зимние обрядовые празднования у коренных жителей Удмуртии начинались, в дни зимнего солнцестояния, который назывался Вожодыр. Под влиянием христианства в быту народа утвердились элементы рождественско-новогоднего праздничного цикла. В него, помимо нового года, вошли Рождество (ымусьтон, Крещение (й вылэ султон) и Святки. Также у некоторых представителей сохранилась традиция гадать и проводить ряженые. На столе у удмуртов в Новый год всегда присутствует мясо. Помимо этого из лакомств обычно всегда подают маринованные грибы и квашеную капусту. Еще одним традиционным блюдом были и есть перепечи, хлеб, который пекли в собственных печах, и пельмени.. Новый год, как известно, является семейным праздником. От этой традиции удмурты также не стали отходить. В ночь с 31 декабря на 1 января родственники собираются вместе, причем, во многих семьях есть традиция именно в новогоднюю ночь проведать своих близких. Жители деревень обычно отправляются в гости друг к другу.
Публикация «Альбом „Национальные праздники“» размещена в разделах
Дед Мороз у удмуртов назывался Тол Бабай. По легенде на прикаммье жили великаны их называли алангасары. С появлением на земле людей, они (великаны) решили уйти на далекий север, в полуночный край – Уйпал. Один великан отказался уйти и решил остаться в родных местах. Прожив долгое время среди людей, алангасар стал походить на них и принял облик мудрого старца, однако к людям совсем не выходил. Однажды, когда он тайком следил за игрой детей, они обнаружили его, но не испугались, а стали играть с ним в снежки и кататься с гор. Детвора с увлечением слушала его волшебные рассказы. Нового друга дети назвали Тол Бабай, что в переводе означает «зимний дед». У Тол Бабая есть помощница - Лымы Ныл (снежная девочка). Место, где живет удмуртский Дед Мороз, называется культурно-туристический центр "Усадьба Тол Бабая" село Шаркан.
В наши дни празднование нового года сопровождаются :украшением ёлки, зажжением огоньков на новогодней ёлке, устраивают фейерверки и костюмированные карнавалы.
Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки)
Первые зимние празднования у древних удмуртов начинались в дни зимнего солнцестояния, и назывались они Вожодыр и Толсур (Рождество и Святки). Во время празнования рождества (Толсур)делали уборку в доме, готовили разные народные блюда, пива и кумышки (вотский самогон, приглашали гостей и даже назначали в этот день свадьбы. Со дня Толсура начинались Святки (Вожодыр).Молодые люди наряжались в разных животных для отпугивания злых духов, а также проводили вечера загадок и поговорок, где играли в жмурки, пели и плясали.
Вой дыр (Масленица)
Вой дыр – последний зимний праздник в календаре. Поскольку, вой это масло а дыр-время, то «вой дыр» означает «масленое время». Март назывался «вой толэзь». Следовательно, у удмуртов, как и у русских, Масленица проводилась в конце февраля – начале марта в течение недели (Масленая неделя). По народному обычаю на Масленую неделю пекли блины (мильым, приглашали родственников в гости или ходили сами, устраивали гулянья из дома в дом, справляли свадьбы. Молодежь и дети в Масленицу играли в игры, катались на лошадях украшенных цветами и лентами в украшенных санях. Маленькие дети – катались с пологих горок, и все веселье сопровождалось игрой а гармошке. Женщины и девушки гадали – много ли женщина напрядёт кудели и катались на прялке, чтобы лён вырос высокий.
Наиболее ярким, красочным, наполненным весельем становился последний день Масленицы. Ее проводы носили массовый развлекательный характер. На проводах устраивали ряженье, организовывали гондыртон (медвежью пляску). После Масленицы перед Пасхой наступал Великий семинедельный пост, во время которого земледельцы готовились к весенне-полевым работам.
Йо Кеян (Проводы льда)
Праздник проходит во время весеннего половодья и ледохода. Жители деревни, празднично одетые, шли к реке и несли с собой обрядовые блюда и напитки. Каждая хозяйка расстилала скатерть и выставляла блюда на мосту. Распорядитель обрядов в родовом святилище отрезал от каждого каравая горбушку и опускал её в реку с молитвой-заклинанием. Приносили в жертву кусочки всех блюд, выливали в реку часть напитков, после жертвоприношения начинались пир и веселье сопровождаемое песнями и плясками на мосту. В основе празднества и жертвоприношения - умилостивление духа реки с пожеланиями поить водами реки людей и скот, орошать поля и луга, предохранять от засухи и неурожая, пожаров и голода. Молодёжь на мосту веселилась, пела, плясала под гармошку. С берега толкали лёд баграми, рубили его топором, жгли на нём солому, таким образом, провожая лёд.
Акаяшка (Пасха)
Акаяшка – весенний праздник в честь начала сева яровых. Полевые работы проводились в ветреные, сухие и ясные дни в конце апреля или в начале мая. Накануне Акаяшки устраивали омовение (баню, надевали белые рубахи; готовили национальные блюда, напитки; забивали птицу (обычно утку) для жертвоприношения, хранителю домашнего очага в куале (шалаше для молений) в целях «благословения хлеба и питья». Каждая семья выезжала на свой участок земли и начинала сохой пахать землю. Вспахав часть земли, и сделав небольшое углубление, они зарывали «в честь предков» принесенные угощения (лепешку, яйцо и др., окропляя ее кумышкой. После ручного посева яровых, засеянное, заделывали граблями.
Праздник продолжался три дня : вывоз сохи, проводы льда и чествование сохи, сливался с Пасхой. В четверг перед Пасхой (Великий четверг) женщины стегали своих овец ивовыми прутьями, приговаривая пожелания большого здоровья и приплода. На Пасху съедали освященные во время молитвы сыр, творог и яйца. Существовало поверье: в первый день Пасхи надо христосоваться с усопшими, зарывать яйцо в могилу.
Тулыс Геры
Обряд начала весенних полевых работ. Сроки его проведения определялись на деревенском сходе.
Гербер, Гырон быдтон, Гершид
Это один из самых значительных праздников – молений удмуртов о предстоящем урожае.
Гырон быдтон проводится на лугу в самое красивое время – в период цветения. Классический Гырон быдтон продолжается несколько дней. На нем пожилые люди ведут неспешную беседу, молодежь занята хороводами, играми, соревнованиями, организовывали скачки на лошадях, а победителям в качестве приза вручали вышитые узорами полотенца и кисеты. Их заранее заготавливали замужние женщины. В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Праздник, как правило, завершался кратким молебном о будущем урожае.
Куриськон, Пужмерлы Вось
Большие праздники-моления с жертвоприношением после окончания весенних полевых работ. Во время моления Куриськон приносили в жертву как правила птицу и просили духов о хорошем урожае.
Выль жук (Ильин день)
Выль жук – начало осенних обрядов. Этот праздник символизировал поспевание нового урожая, поэтому крестьяне варили ячменную или овсяную кашу из крупы нового урожая и готовили пищу из свежих продуктов: специально к этому дню или прямо в этот день резали утку, гуся, чаще всего барана.
На родовом току молотили снопы цепями, и зерно провеивали на ветру с помощью деревянных лопат. После помола пекли хлеб из муки свежего урожая, а также варили овсяной кисель. Кроме того, хозяева с полей приносили колосья ржи и ячменя, листья овощей, окунали их в суп и освящали, а затем молились, прося у Бога Инмара обильного урожая в будущем. Пучок из разных колосьев и листьев овощей каждая семья вывешивала в своем святилище – куале.
Пукрол, Пукро (Покров)
Праздник Покров день – Пукро (Пукрол) удмурты отмечают каждый год 14 октября. К Покрову дню удмурты утепляли свое жилье. Снаружи дома делали завалинки, а изнутри промазывали щели и оконные рамы. Совершается куриськон – моление духу погреба. До Покрова дня с полей собирался весь урожай. Около Покрова дня происходили малые поминки, а в Покровскую субботу – поминали умерших. В Покров день тоже проводилась обрядовая игра – ряженье с участием девушек и ряженых путем перемещения из одного дома в другой.
После Покрова дня играли свадьбы, а молодежь приходила, чтобы посмотреть невесту и ее одеяние.
Этот праздник знаменует конец хороводов, начало посиделок.
Сизьыл юон
Завершал годовой цикл календарных обрядов осенний праздник сuзьыл юон – осенний пир. Он отмечалсяся в конце ноября – начале декабря, в Екатеринин или Николин день. С утра пекли хлеб. Переодевшись во все белое, взрослые члены семьи выходили в семейное молельное место куалу. Бросали кусочки хлеба в огонь, плескали немного пива и вина в огонь, чтобы хлеб уродился. Пока взрослые молились в куале, дети ждали их за столом. Принесённый из куалы освященный хлеб, разрезали и давали каждому по ломтю. Являясь важной частью народного быта и творчества, календарно-обрядовые праздники не могли исчезнуть полностью. Некоторые из них, претерпев заметные изменения, в сельской местности продолжают бытовать и поныне
Литература.
1. Владыкина Т. Г. Календарные обряды и праздники / Т. Г. Владыкина // Удмурты / сост. З. А. Богомолова. – М., 2005. - С. 94-107.
2. Волкова Л. А. Аграрный культ и магические действия / Л. А. Волкова // Земледельческая культура удмуртов (вторая половина XIX - начало XX века) / Л. А. Волкова. - Ижевск, 2003. - С. 307-324
3. Гаврилов Б. Г. Поверья, обычаи и обряды вотяков Мамадышского уезда Урясь-Учинского прихода // Труды IV археологического съезда в России. - Казань, 1891. - Т. 2. - С. 98-109.
4. Емельянов А. И. Курс по этнографии вотяков / А. И. Емельянов. - Казань, 1921. - Вып. 3 : Остатки старинных верований и обрядов у вотяков. - С. 144-147.
Собери картинку.
Продолжи узор.
Наряди куклу.
Наряди куклу.
Раскрась картинку.