Папки-передвижки

Алалия. Нарушения речи коркового генеза

Надежда Кузьмина
Алалия. Нарушения речи коркового генеза
▼ Скачать + Заказать документы

Алалия (причина, структура, виды)

Такое нарушение речи как алалия, которое выражается в отсутствии или недоразвитии речи вследствие органического поражения речевых зон головного мозга во внутриутробном периоде или раннем периоде развития ребенка. Значительный вклад в изучении алалии внесли Г. Гутцман, А. Либманн, а в более позднее время М. Е. Хватцев, Р. Е. Левина и другие исследователи.

Публикация «Алалия, Нарушения речи коркового генеза» размещена в разделах

В работах разных авторов представлены особенности речевого развития и структуры дефекта при алалии на основе применения различных критериев – физиологических, клинических, психологических, лингвистических и др. Описаны различные формы алалии. Алалия - не просто временная функциональная задержка речевого развития. Весь процесс становления речи проходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.

К. П. Беккер и М. Совак выделяют в картине речевого недоразвития компоненты, связанные с преобладанием биологических, социальных причин или их комбинаций.

При алалии имеют место речевые и неречевые симптомы, между которыми существуют сложные опосредствованные соотношения. В симптоматике расстройств при алалии преобладающими являются языковые нарушения.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи – фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств в симптоматике алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

В течение длительного периода изучения алалии высказывались разные предположения по поводу причин ее возникновения. Так, Р. Коэн, А. Гуцман и другие утверждали, что ведущим началом при этом нарушении являются воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологические процессы, происходящие во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

А. Трейтель считал алалию следствием недостаточности внимания и памяти. А. Либманн связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. В. А. Ковшиков и другие отмечали ведущую роль в возникновении алалии - черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных.

Среди этиологических факторов выделяются также внутриутробные энцефалиты, неблагоприятные условия развития, интоксикации плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и др. По наблюдениям С. С. Корсакова и Н. И. Красногорского, алалия является следствием соматического заболевания, вызывающего истощение центральной нервной системы, в первую очередь гипотрофии.

Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности речевого (языкового) недоразвития. В связи с тем, что в основание различения форм положены разные критерии, имеются различные классификации алалии (Р. Е. Левиной, В. К. Орфинской, А. Либманн, В. А. Ковшикова, но, несмотря на это, все формы сводятся к двум – моторной и сенсорной формам алалии. Моторная алалия представляет собой сложный комплекс речевых и неречевых симптомов. В структуре речевого дефекта ведущим является языковые нарушения. Недоразвитие речи носит системный характер, охватывает все ее компоненты – фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. Также наблюдается неврологическая симптоматика различной степени выраженности. Основным симптомом сенсорной алалии является нарушение понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария. Речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью.

Алалия – одно из наиболее сложных речевых нарушений. Несмотря на многочисленные исследования, оно не является достаточно изученным. Достоверных статистических сведений о распространенности алалии нет. Наиболее сложным и дискуссионным является вопрос о механизмах алалии – сенсомоторные, психологические и языковые концепции по-разному его интерпретируют. Недоразвитие речи при алалии носит системный характер, отмечается несовершенство всех операций в процессе порождения речевого высказывания.

Таким образом, теоретические данные по проблеме алалии многоаспектны и разноречивы. Речь как сложная функциональная система имеет динамическую локализацию, и вовлекаемые в речевую деятельность разные структуры мозга вступают друг с другом в постоянно меняющиеся связи. Сложноорганизованный и полимодальный по своему строению речевой процесс не сводится исключительно к моторному уровню. Для детей с алалией типичны не только запаздывания развития экспрессивной речи, но и патологический ход этого развития.

Подводя итог, следует отметить, что по мере роста и развития ребенка круг психотравмирующих ситуаций, которые могут стать причиной или условиям возникновения речевого нарушения значительно расширяется за счет возрастающего значения влияний окружающей среды. Это конфликтные отношения со сверстниками и значимыми взрослыми (родителями, воспитателями и т. д., чрезмерные наказания, переживание ситуации испуга, рождение другого ребенка при отсутствии готовности занять позицию старшего.

Ребенок в период становления речи должен быть огражден от пребывания в конфликтных ситуациях, то есть социально-психологическая среда должна быть организована для ребенка специальным образом: исключение психотравмирующих ситуаций, благополучная социальная ситуация развития, исключение воздействий экзогенных факторов и так далее. Важнейшим средством психического развития является игра как ведущий тип деятельности в раннем детстве. В самостоятельном пользовании ребенка должны быть разнообразные наборы игрушек: игры на развитие мелкой моторики, на развитие внимания и восприятия (различные мозайки, доски, конструкторы и т. п.). Естественно, взрослый первоначально должен выступать партнером по игре – рассказывать и направлять ребенка. Необходимо создание определенного игрового контекста. Также благоприятно действует на развитие ребенка в целом включение дидактических игр, способствующих сенсорному развитию ребенка, формирует понятие, развивает способность обучаться, совершенствует речевую артикуляцию и речь в целом.

Список использованной литературы

1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы/ Е. А. Аркин. - М. : Просвещение, 1968.- 248с.

2. Волковская Т. Н. Сравнительное изучение особенностей мыслительной и речевой деятельности дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи/ Т. Н. Волковская // Журнал “Логопедия”.- 2005.- №2(8).

3. Гойхман О. Я. Основы речевой коммуникации. Учебное пособие для студентов ВУЗов / Надейка Т. М., О. Я. Гойхман, Т. М. Надейка. – М. : ИНФРА-М, 1997.-272с

4. Катаева Л. И. Изучение познавательных процессов дошкольного возраста / Л. И. Катаева. – М. : КомПульс, 1994. – 37с.

5. Лобачева Е. Л. Медико-психолого-педагогическая реабилитация детей младшего школьного возраста с неврологической симптоматикой и отставанием в развитии/ Е. Л. Лобачева// Журнал “Психолог в детском саду”.- 2000.-№4.

6. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление/ Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – 2-е изд., испр. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2003. – 288с. (Серия “Библиотека педагога-практика”)

7. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Учебное пособие для студентов и слушателей специальных факультетов/ сост. В. М. Астапов. – М. : Международная педагогическая академия, 1995.- 264с.

8. Эльконин Д. Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / ред. -сост. Б. Д. Эльконин. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 384с.

Публикации по теме:

Психолого-педагогические основы общего недоразвития речи В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая.

Система работы логопункта по преодолению нарушений речи дошкольников МБДОУ детского сада №359 г. о. Самара Учитель-логопед Хапина Ольга Михайловна Воспитание правильной и чистой речи ребёнка – одна из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Алалия. Нарушения речи коркового генеза
Опубликовано: 23 июня 2014 в 15:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Алалия. Нарушения речи коркового генеза» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кузьмина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД