Ольга Хапина
Система работы логопункта по преодолению нарушений речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детского сада №359 г. о. Самара
Учитель-логопед Хапина Ольга Михайловна
Воспитание правильной и чистой речи ребёнка – одна из основных задач в системе дошкольного образования.
В семье ребёнка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Но 5 – 7 летние дети весьма болезненно ощущают недостатки собственной речи в детском коллективе. Это может вызвать изменения в поведении (дети становятся молчаливыми, застенчивыми, а некоторые замкнутыми и раздражительными).
Публикация «Система работы логопункта по преодолению нарушений речи дошкольников» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Еще острее встанет вопрос о чистоте звукопроизношения с приходом ребёнка в школу. С первого дня пребывания в школе ребёнку приходится широко пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. Особенно необходимым становится чистое произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они говорят.
Нарушения речи – отклонение в речи говорящего от языковой нормы. Они характеризуются тем, что:
- не соответствуют возрасту говорящего;
- возникнув, самостоятельно не исчезают, а закрепляются;
- требуют обязательного логопедического вмешательства;
- отражаются на дальнейшем развитии ребенка, задерживая и искажая его.
Нарушения речи можно поделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная или письменная.
1. Нарушения устной речи.
Дисфония – отсутствие или расстройство фонации (нарушение голоса) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в полном отсутствии голоса, либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса. (Илья Спиридонов)
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дислалия –нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дефект может быть обусловлен тем, что у ребёнка не полностью или неверно сформировались позиции органов артикуляции; или нарушениями в строении артикуляционного аппарата (неба, языка, губ, зубов).
Ринолалия – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (врожденными расщелинами твердого неба, мягкого неба и губы). В этом случае происходит нарушение всех звуков русского языка (в т. ч. и гласных). При данном нарушении отмечается носовой оттенок речи.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Проявлением данного нарушения выступают звукопроизносительные, голосовые и интонационные дефекты. Дизартрия является следствием поражения ЦНС, вызывающего параличи и парезы органов артикуляции.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Это один из наиболее сложных дефектов речи, при котором грубо нарушены все этапы порождения речевого высказывания. Зачастую страдает и восприятие речи (понимание).
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Представляет собой утрату, распад речи в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций, опухолей мозга, инсультов.
2. Нарушения письменной речи.
Эти нарушения возникают чаще всего при наличии дефектов в устной речи: нарушениями звукопроизношения и несформированностью операций звукового анализа и синтеза.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях запоминания и узнавания букв; в затруднениях сливания букв в слоги и слогов в слова, что приводит к искажению понимания прочитанного.
Дисграфия –частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в трудностях запоминания букв, смешениях и заменах букв, искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложения.
Система работы логопункта в дошкольном учреждении
Основной задачей деятельности логопункта является устранение недостатков развития речи дошкольников к моменту поступления в школу. Такая работа позволяет избежать в периоде начального школьного обучения специфических трудностей как в овладении основами грамоты, так и в усвоении образовательной программы начальной школы в целом.
Система коррекционной работы в условиях логопедического пункта предполагает своевременное выявление, учет и устранение дефектов речевого развития
На логопедические занятия отбираются преимущественно дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения, общее недоразвитие речи разных уровней и клинических состояний.
Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 человек.
Коррекционные занятия на логопункте с каждым ребенком проводятся 2- 4 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 15-20 минут.
Учитель-логопед берет детей на свои занятия с любых режимных моментов в МДОУ кроме тихого часа.
Общая продолжительность курса логопедических занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и степени тяжести речевого нарушения.
Приблизительные временные рамки коррекционной работы: 6 месяцев – с детьми, имеющими фонетические нарушения, 12 месяцев – с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения и Нерезко выраженную форму ОНР. По решению ПМПк МДОУ может быть продлен срок пребывания воспитанника на логопункте для наиболее полноценного устранения недостатков речевого развития.
Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
Нагрузка учителя-логопеда составляет 20 часов в неделю.
Учителем-логопедом назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование.
Для повышения эффективности логопедического воздействия в учреждении вводится «единый речевой режим» (далее ЕРР). Система ЕРР позволяет успешнее и быстрее ввести навыки, полученные на логопедических занятиях, в самостоятельную спонтанную речь ребенка. Это направление коррекционной работы осуществляется в тесном сотрудничестве логопеда, родителей, воспитателей, музыкальных работников.