Татьяна Жевагина
Конспект занятия по изучению природы в старшей группе «Аквариумные и пресноводные рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по природе в старшей группе :
№3 «АБВГДейка» по теме:
Аквариумные и пресноводные рыбы
Воспитатель: Жевагина Т. А.
Образовательные цели:
Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в пресноводных водоемах).
Публикация «Конспект занятия по изучению природы в старшей группе „Аквариумные и пресноводные рыбы“» размещена в разделах
- Аквариум
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пресноводные рыбы, речные
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Учить выделять признаки различия и сходства между рыбами.
Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа – сравнения по плану.
Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Сформировать первоначальное представление о рыбах, их образом жизни.
Развивающие задачи:
Развивать речевой слух, память, внимание.
Развивать зрительное внимание и память.
Формировать интерес к объектам природы и умение наблюдать за ними.
Развивать эмоциональную сферу детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.
Оборудование:
Магнитная доска,
картинки с изображением рыб пресноводных, аквариумных,
карточки с изображением аквариумных и пресноводных рыб,
заготовки для аппликации,
Ход занятия
Дети сидят за столами.
Воспитатель загадывает загадку:
Там обитает, где вода,
И дышит жабрами всегда,
А вместо шерсти - чешуя.
Нет рук и ножек не найти,
Зато есть хвост и плавники,
Ответ загадки - очень прост
Ответишь ты на раз, два, три.
О ком загадки эти? (о рыбах).
Вместе с детьми обсуждает загадку и делают характеристику рыб (по тексту загадки).
Рыба живет в воде. На суше жить не может.
«Крылья» есть, да не летает. Что это за крылья? (плавники).
Не ходит, не летает, но двигается быстро. Как она перемещается? (плавает).
Есть хвост. Для чего рыбам хвост? (руль).
Одежда из (чешуек).
Зачем жабры рыбкам? (чтоб дышать).
Дети перечисляют отличительные признаки рыбы и дополняют те части, о которых не говорилось в загадке: «У нее есть голова, рот, глаза, туловище». Из частей составляется картинка, на которой изображена рыбка (Отдельно на магнитной доске)
Воспитатель. Послушайте, о чем я буду загадывать загадки?
Домик из стекла с водой
Есть в нем садик не большой
И ракушки, там и тут
Рыбки в домике живут.
Это, что за домик дети На загадку, кто ответит?
Направо вода и налево вода
Плывут здесь суда и туда, и сюда.
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток.
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, оправа зеленая.
Воспитатель. Как вы думаете - почему я загадала загадки о воде?
Дети. Потому что в воде живет рыба. Это ее среда обитания.
Воспитатель. Давайте теперь поиграем в игру. Игра называется «Что мы знаем о рыбах». Воспитатель задает вопросы, на которые дети дают ответы.
- Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
- Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)
- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
Воспитатель (показывает изображение щуки).
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука нередко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.
Воспитатель предлагает детям рассказать о золотой рыбке (показывает изображение Золотой рыбки).
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель.
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера
Воспитатель : Предлагаю посмотреть картинки с речными рыбами.
Воспитатель. Как вы думаете, какие рыбки живут в аквариуме, а какие в открытом водоеме? Отправьте рыбок в их домики.
Дети используют раздаточный материал. Дети выкладывают картинки речных и аквариумных рыбок в определенное место проживание (изображение озера, аквариума).
(Рыбки петушки, вуалехвост, гуппи, телескоп, меченосец, сомик аквариумный, сом пресноводный, ёрш, щука, окунь).
Физкультминутка
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
Аппликация: На изображения аквариума дети наклеивают рыбок, водоросли,
ракушки, камушки.
Итог занятия : Аппликация
Выставка творчества: «Рыбки в аквариуме».