Любовь Соколова
Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогическом совете школы школьного методического объединения коррекционных педагогов
Тема: «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ».
Цель: Привлечь внимание учителей к проблеме обучения детей с ОВЗ.
Сегодня мы приветствуем всех на открытом заседание ШМО специалистов коррекционной педагогики. Мы хотели поговорить на тему: «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ»
Наше школьное методическое объединение организовано в этом учебном году и состоит из …. слайд
Публикация «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ» размещена в разделах
Слайд. Все специалисты входят в школьный психолго-педагогический консилиум. Цель которого – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.
В состав ППк входят: председатель — заместитель руководителя организации, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор. Общее руководство деятельностью ППк осуществляет руководитель образовательной организации.
Обследование обучающихся осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с письменного согласия родителей (законных представителей). По итогам обсуждения составляется коллегиальное заключение ППк, вырабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей).
Слайд Сегодня на открытом ШМО мы хотели обсудить следующие вопросы :
1) Отличительные особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР и детей с УО. (выступление учителя-дефектолога)
2) Психологическое, эмоциональное состояние детей с ОВЗ. (выступление педагога-психолога)
3) Влияние семьи на обучение детей с ОВЗ. (выступление тьютора)
4) Разные формы дисграфии. (выступление учителя-логопеда)
5) Технологическая карта урока с нормой и ЗПР. (председателя ППк)
Слайд. Просим вас на зленных яблочках написать свои ожидания от сегодняшней встречи.
Слайд. Итак, в нашей школе на начало 2022-2023 учебного года обучаются 21 ребёнок со статусом ОВЗ. В течение I полугодия на школьном ППк обследовано 8 учащихся с 1 по 7 класс, из них к концу 2 четверти добавился ещё 1 ребёнка с ОВЗ. 3 проходят медицинское обследование, с 4 идёт общение с родителями детей.
Слайд. На начало 3 четверти 22 ребё нка с ОВЗ: 14 детей с ЗПР, 6 детей с УО, 1- слабовидящий.
Больше всего детей с ЗПР и УО, поэтому мы хотим поподробнее рассказать об их отличительных особенностях.
Выступление учителя-дефектолога на тему: «Отличительные особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР и детей с УО».
К. С. Лебединская выделяет четыре варианта ЗПР: ЗПР конституционального происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического происхождения.
Причины происхождения каждого варианта ЗПР различны.
I. ЗПР конституционального происхождения. Для нее характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные, прежде всего, незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов. Подобные негрубые отклонения, часто встречающиеся у неуспевающих учеников массовой школы, связаны с замедлением темпа развития высших отделов коры головного мозга. Такое состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики.
Движения их часто порывисты, недостаточно четки, моторная незрелость проявляется в трудностях координации тонких движений пальцев и кистей рук, выработки двигательных стереотипов, необходимых для овладения навыками письма и ручной умелости. Особенно отчетливо задержка в развитии моторики проявляется при целенаправленных видах деятельности (рисование, письмо, ручной труд).
II. ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга и, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем.
Общая ослабленность организма, незрелость вегетативных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность ребенка, могут быть врожденными — обычно это последствия нарушенного течения беременности у матери, влияния на нее токсических веществ и профессиональных вредностей. Такие дети часто рождаются с малым весом, бывают беспокойными, плохо спят, едят, много срыгивают, иногда до рвоты, плохо прибавляют в весе. Они болезненно реагируют на перемены погоды, духоту, шум, изменение привычной обстановки.
К началу обучения в школе соматически ослабленный ребенок нередко выглядит моложе своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой истощаемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения в организме в связи с ростовым скачком, происходящим на 6—7-м году жизни.
Черты эмоциональной незрелости часто сочетаются с невротическими проявлениями: повышенной впечатлительностью, боязливостью, капризностью. Причиной такого отставания в становлении личностных качеств является, с одной стороны, задержанное созревание структур мозга, регулирующих поведение ребенка и его адаптацию к новым условиям, с другой — повышенная эмоциональность, тревожность, вызванные не всегда адекватными условиями воспитания.
III. ЗПР психогенного происхождения. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие влияние на психику ребенка, могут привести к нарушениям вегетативной нервной системы и психических процессов, а также эмоционального развития.
Эта группа объединяет формирование личности ребенка по истерическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, чрезмерное потакание всем капризам ребенка, отношение к нему как к «вундеркинду». При этой форме ЗПР нередко недостатки воспитания и стимуляции развития усугубляются недостатками мозговых систем, обеспечивающих познавательную деятельность.
Оказавшись за школьной партой, он вряд ли будет прикладывать усилия к выполнению рутинных школьных заданий: непосредственного удовольствия от этого он не получает, оценка учителя часто бывает скептической или отрицательной (ведь такой ребенок обычно не подготовлен в должной степени к школьному обучению и закономерно оказывается среди слабых учеников, от родителей ни заинтересованности, ни поддержки ожидать не приходится. Естественной реакцией на подобное развитие событий у ребенка будет негативное отношение к учебной ситуации, которое он не умеет и не считает нужным сдерживать. Уходы из класса, прогулы, конфликты с учителем, агрессивное отношение к другим детям приводят к тому, что и взрослые начинают воспринимать ребенка как хулигана, и сам ребенок воспринимает себя так же.
При воспитании с повышенной опекой, когда ребенка лишают возможности проявить самостоятельность, инициативу, принять ответственность за свои поступки, происходит формирование установки на бездеятельность и постоянную помощь, иждивенческой позиции, неспособности к волевому усилию. В условиях социально-педагогической запущенности причиной дезадаптации является несформированность способности подчинять свои потребности школьным правилам. Ребенок, воспитанный по типу «кумир семьи», привыкает к постоянному восхищению собой, своими способностями и качествами. Отсутствие самостоятельности, заторможенность приводят к тому, что ребенок постоянно нуждается в стимуляции, поддержке, поощрении для того, чтобы проявить свои потенциальные возможности.
IV. ЗПР церебрально-органического происхождения. У детей имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и обусловливает незрелость эмоциональной сферы и (или) парциальные нарушения психических функций. Церебро-органическая недостаточность проявляется большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Причины данной ЗПР такие же, как при умственной отсталости, но они выражены в меньшей степени.
Особое состояние представляет собой задержка эмоционально-волевого созревания, вызванная органической недостаточностью нервной системы, которая накладывает типичный отпечаток на структуру личности ребенка.
Эмоционально-волевые особенности ребенка с ЗПР церебрально-органического происхождения носят характер органического инфантилизма. При этом варианте инфантилизма отсутствуют яркость и живость эмоций, они мало дифференцированны; дети слабо заинтересованы в оценке своей деятельности, отличаются низким уровнем притязаний. Внушаемость носит более грубый оттенок и приближается к некритичности. Игра отличается монотонностью и однообразием, содержание ее примитивно, стремление к игре возникает чаще в ситуациях, требующих умственной нагрузки, и выглядит скорее как уход от трудностей, чем потребность в игровой деятельности. Такие дети часто расторможены, в их поведении встречаются элементы психопатоподобного свойства. У них также более выражена интеллектуальная недостаточность. Это обусловлено нарушением предпосылок интеллектуальной деятельности: внимания, памяти, работоспособности, инертностью мыслительных процессов, недостаточностью некоторых корковых функций.
Различия в динамике умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) и задержки психического развития
У детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. У детей с ЗПР достаточно высокие потенциальные возможности обратимости отставания от сверстников, в связи с тем, что у них парциальное (мозаичное) поражение коры головного мозга, а при умственной отсталости – тотальное (диффузное).
Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при задержанном развитии
Характеризуя детей с задержанным развитием можно отметить следующее :
1. внимание - все характеристики внимания (избирательность, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) у детей с ЗПР снижены по сравнению с нормой, повышена истощаемость;
2. в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно выделяется недостаточность образов слуховой и зрительной модальностей, неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности;
3. в психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность, импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движений;
4. в мнемической сфере – преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания – над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;
5. в мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез, снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;
6. в речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью; если при олигофрении речь страдает на уровне слова, то у детей с ЗПР – на уровне построения фразы. При этом основные трудности возникают не на уровне ситуативной, разговорной речи, а при ее использовании в интеллектуальном процессе. Речь не способна осуществлять регуляторные функции;
7. в эмоционально-волевой сфере – незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
8. личность – нет развитой самооценки, устойчивости и критичности, не может правильно уловить смысл оценки окружающих, поэтому не регулирует свое поведение; характерна дезадаптивность побуждений и интересов;
9. межличностные отношения имеют свою специфику: низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избегание конфликтов); контакты мимолетны, неустойчивы; повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т. п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин; общая незрелость приводит к примитивной зависимости от более волевых членов коллектива, подчиненности им;
10. деятельность – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, низкий уровень произвольности, навыков самоконтроля и самоорганизации, недостаточность ориентировочной деятельности, быстрая пресыщаемость любыми видами деятельности; в целом – недоразвитие мотивационно-целевой основы деятельности при относительно сохранной ее операционально-технической стороны.
[Психологическое, эмоциональное состояние детей с ОВЗ.
Выступление педагога-психолога
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: - пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность; - натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков; - постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Психологические особенности детей с ОВЗ.
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Темп выполнения заданий очень низкий;
3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития речи, мышления;
6. Трудности в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушение координации движений;
9. Низкая самооценка;
10. Повышенная тревожность.
Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью) : болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Выступление тьютора «Влияние семьи на обучение детей с ОВЗ».
В современной школе учителя часто сталкиваются с такой ситуацией, когда родители пытаются переложить ответственность за воспитание своего ребёнка на плечи классного руководителя, что абсолютно не верно, потому что именно семья формирует фундаментальные ценности у ребёнка.
«Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья…. является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение». А. С. Макаренко
Важные факторы в воспитании ребё нка:
Тип семейных взаимоотношений. В психологии выделяют четыре типа семейных взаимоотношений:
Диктат в семье – проявляется в систематическом поведении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - всё это гарантия серьёзных неудач в формировании его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких – либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат – у детей отсутствует самостоятельность, инициатива.
«Невмешательства» - это система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей.
Сотрудничество – это тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Этот тип взаимоотношений является, по мнению педагогов, единственным возможным.
Стили семейного воспитания:
Демократический – учитываются интересы ребёнка.
Авторитарный – навязывается свое мнение ребенку.
Попустительский – ребёнок предоставляется сам себе.
1. Распад семьи: очень большую роль в жизни ребёнка играет развод родителей. Многие дети начинают обвинять себя в том, что родители расходятся. Непонимание зачастую приводит к травмам и отпечаткам на всю жизнь.
2. Жестокость в семье - ведёт к тому, что дети неспособны успешно учиться, плохо развиваются в физическом и умственном отношении.
Таким образом, роль в семьи в становлении личности ребёнка не просто огромная, она является решающей. Воспитание личности ребёнка зависит от внутрисемейного климата, от типа взаимоотношений ребенка и родителей, от стиля семейного воспитания.
Мы можем и должны педагогически направить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности.
Выступление учителя-логопеда
Слайд. Дисграфия- это неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большенстве случаев наблюдается у детей дисграфия и дислексия (сложность овладения чтением) одновременно.
У вас на столе лист с 4-мя разными работами. Предлагаю вам поиграть в игру ИНТУИЦИЯ и определить, к какой форме относится каждая карточка. (2 мин).
Слайд В первой работе мы видим проявления оптической дисграфии: ошибки в заменах по графическому сходству, зеркальном написании букв, в написании лишних элементов.
Предпосылками к данной дисграфии является несформированность зрительно-пространственных функций.
При обследовании первоклассников из 33 учащихся 1-х классов
27 детей (81%) - ориентируются в сторонах собственного тела, 6 детей (19%)- не уверены, путают лево-право
20 детей (60%) - ориентируются на листе бумаги, понимают и показывают слева, справа от предмета, 13 детей (40 %) - не справились с заданием.
Слайд. Во 2 работе вы увидели ошибки связанные с неправильным произношением звуков в речи. Ребёнок пишет слова так, как произносит.
В 1-х классах из 33 детей 9 детей (27%) произносят все звуки, 24 (73%) – имеют различные нарушения.
Слайд. В 3 работе мы видим ошибки на основе нарушения фонемного распознавания. Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще всего смешиваются буквы свистящие-шипящие, звонкие-глухие, гласные О-У, Е-И. (лубит, писмо).
11 детей (33%) - не допустили ошибки в повторении слогов с чередованием парных согласных по звонкости-глухости, свистящих-шипящих согласных, на слух реагируют на ошибки с шипящими звуками. 22 ученика (77%) – имеют различные нарушения.
Слайд. В 4-ой работе ошибки на уровне слов, словосочетаний и предложений. Нарушены грамматические и смысловые связи. Аграмматическая форма дисграфии может наблюдатьсяу детей с такими речевыми паталогиями, как дизартрия, алалия. Часто проявляется у детей со сниженным интеллектом, у детей с билингвизмом.
Наличие дисграфии приводят к трудностям в освоении программы по русскому языку и чтению, затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов, в усвоении математики (непонимание «больше на.», в», классов числа). Трудности приводят к информационной блокаде, повышения тревожности, асоциальному поведению.
Слайд 1. Методические разработки. При построении работы на уроке с нормой и инклюзией, мы должны помнить о здоровьесбережении и времясбережении ребёнка. Как построить работу на уроке? (технологическая карта)
Слайд. Напишите, пожалуйста, было ли полезно наше мероприятие и чем. СПАСИБО за внимание.