Получи документы

Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ

Любовь Соколова
Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на педагогическом совете школы школьного методического объединения коррекционных педагогов

Тема: «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ».

Цель: Привлечь внимание учителей к проблеме обучения детей с ОВЗ.

Сегодня мы приветствуем всех на открытом заседание ШМО специалистов коррекционной педагогики. Мы хотели поговорить на тему: «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ»

Наше школьное методическое объединение организовано в этом учебном году и состоит из …. слайд

Публикация «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ» размещена в разделах

Слайд. Все специалисты входят в школьный психолго-педагогический консилиум. Цель которого – способствовать созданию оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации учащихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

В состав ППк входят: председатель — заместитель руководителя организации, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, тьютор. Общее руководство деятельностью ППк осуществляет руководитель образовательной организации.

Обследование обучающихся осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательной организации с письменного согласия родителей (законных представителей). По итогам обсуждения составляется коллегиальное заключение ППк, вырабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей).

Слайд Сегодня на открытом ШМО мы хотели обсудить следующие вопросы :

1) Отличительные особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР и детей с УО. (выступление учителя-дефектолога)

2) Психологическое, эмоциональное состояние детей с ОВЗ. (выступление педагога-психолога)

3) Влияние семьи на обучение детей с ОВЗ. (выступление тьютора)

4) Разные формы дисграфии. (выступление учителя-логопеда)

5) Технологическая карта урока с нормой и ЗПР. (председателя ППк)

Слайд. Просим вас на зленных яблочках написать свои ожидания от сегодняшней встречи.

Слайд. Итак, в нашей школе на начало 2022-2023 учебного года обучаются 21 ребёнок со статусом ОВЗ. В течение I полугодия на школьном ППк обследовано 8 учащихся с 1 по 7 класс, из них к концу 2 четверти добавился ещё 1 ребёнка с ОВЗ. 3 проходят медицинское обследование, с 4 идёт общение с родителями детей.

Слайд. На начало 3 четверти 22 ребё нка с ОВЗ: 14 детей с ЗПР, 6 детей с УО, 1- слабовидящий.

Больше всего детей с ЗПР и УО, поэтому мы хотим поподробнее рассказать об их отличительных особенностях.

Выступление учителя-дефектолога на тему: «Отличительные особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР и детей с УО».

К. С. Лебединская выделяет четыре варианта ЗПР: ЗПР конституционального происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического происхождения.

Причины происхождения каждого варианта ЗПР различны.

I. ЗПР конституционального происхождения. Для нее характерны проявления гармонического психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные, прежде всего, незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов. Подобные негрубые отклонения, часто встречающиеся у неуспевающих учеников массовой школы, связаны с замедлением темпа развития высших отделов коры головного мозга. Такое состояние, когда ребенок как бы «задержался» на предыдущем возрастном этапе созревания психики.

Движения их часто порывисты, недостаточно четки, моторная незрелость проявляется в трудностях координации тонких движений пальцев и кистей рук, выработки двигательных стереотипов, необходимых для овладения навыками письма и ручной умелости. Особенно отчетливо задержка в развитии моторики проявляется при целенаправленных видах деятельности (рисование, письмо, ручной труд).

II. ЗПР соматогенного происхождения. В эту группу входят задержки развития, возникающие в результате истощающего действия соматических заболеваний на организм, нарушения питания клеток головного мозга и, как следствие, замедление темпа созревания и развития структурно-функциональных мозговых систем.

Общая ослабленность организма, незрелость вегетативных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность ребенка, могут быть врожденными — обычно это последствия нарушенного течения беременности у матери, влияния на нее токсических веществ и профессиональных вредностей. Такие дети часто рождаются с малым весом, бывают беспокойными, плохо спят, едят, много срыгивают, иногда до рвоты, плохо прибавляют в весе. Они болезненно реагируют на перемены погоды, духоту, шум, изменение привычной обстановки.

К началу обучения в школе соматически ослабленный ребенок нередко выглядит моложе своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой истощаемостью, плаксивостью. Дополнительно снижать выносливость ребенка к нагрузке могут изменения в организме в связи с ростовым скачком, происходящим на 6—7-м году жизни.

Черты эмоциональной незрелости часто сочетаются с невротическими проявлениями: повышенной впечатлительностью, боязливостью, капризностью. Причиной такого отставания в становлении личностных качеств является, с одной стороны, задержанное созревание структур мозга, регулирующих поведение ребенка и его адаптацию к новым условиям, с другой — повышенная эмоциональность, тревожность, вызванные не всегда адекватными условиями воспитания.

III. ЗПР психогенного происхождения. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие влияние на психику ребенка, могут привести к нарушениям вегетативной нервной системы и психических процессов, а также эмоционального развития.

Эта группа объединяет формирование личности ребенка по истерическому типу, по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности или повышенной опеки, чрезмерное потакание всем капризам ребенка, отношение к нему как к «вундеркинду». При этой форме ЗПР нередко недостатки воспитания и стимуляции развития усугубляются недостатками мозговых систем, обеспечивающих познавательную деятельность.

Оказавшись за школьной партой, он вряд ли будет прикладывать усилия к выполнению рутинных школьных заданий: непосредственного удовольствия от этого он не получает, оценка учителя часто бывает скептической или отрицательной (ведь такой ребенок обычно не подготовлен в должной степени к школьному обучению и закономерно оказывается среди слабых учеников, от родителей ни заинтересованности, ни поддержки ожидать не приходится. Естественной реакцией на подобное развитие событий у ребенка будет негативное отношение к учебной ситуации, которое он не умеет и не считает нужным сдерживать. Уходы из класса, прогулы, конфликты с учителем, агрессивное отношение к другим детям приводят к тому, что и взрослые начинают воспринимать ребенка как хулигана, и сам ребенок воспринимает себя так же.

При воспитании с повышенной опекой, когда ребенка лишают возможности проявить самостоятельность, инициативу, принять ответственность за свои поступки, происходит формирование установки на бездеятельность и постоянную помощь, иждивенческой позиции, неспособности к волевому усилию. В условиях социально-педагогической запущенности причиной дезадаптации является несформированность способности подчинять свои потребности школьным правилам. Ребенок, воспитанный по типу «кумир семьи», привыкает к постоянному восхищению собой, своими способностями и качествами. Отсутствие самостоятельности, заторможенность приводят к тому, что ребенок постоянно нуждается в стимуляции, поддержке, поощрении для того, чтобы проявить свои потенциальные возможности.

IV. ЗПР церебрально-органического происхождения. У детей имеется органическое поражение ЦНС, но это органическое поражение носит очаговый характер и обусловливает незрелость эмоциональной сферы и (или) парциальные нарушения психических функций. Церебро-органическая недостаточность проявляется большей стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Причины данной ЗПР такие же, как при умственной отсталости, но они выражены в меньшей степени.

Особое состояние представляет собой задержка эмоционально-волевого созревания, вызванная органической недостаточностью нервной системы, которая накладывает типичный отпечаток на структуру личности ребенка.

Эмоционально-волевые особенности ребенка с ЗПР церебрально-органического происхождения носят характер органического инфантилизма. При этом варианте инфантилизма отсутствуют яркость и живость эмоций, они мало дифференцированны; дети слабо заинтересованы в оценке своей деятельности, отличаются низким уровнем притязаний. Внушаемость носит более грубый оттенок и приближается к некритичности. Игра отличается монотонностью и однообразием, содержание ее примитивно, стремление к игре возникает чаще в ситуациях, требующих умственной нагрузки, и выглядит скорее как уход от трудностей, чем потребность в игровой деятельности. Такие дети часто расторможены, в их поведении встречаются элементы психопатоподобного свойства. У них также более выражена интеллектуальная недостаточность. Это обусловлено нарушением предпосылок интеллектуальной деятельности: внимания, памяти, работоспособности, инертностью мыслительных процессов, недостаточностью некоторых корковых функций.

Различия в динамике умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) и задержки психического развития

У детей с ЗПР отсутствует инертность психических процессов, они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. У детей с ЗПР достаточно высокие потенциальные возможности обратимости отставания от сверстников, в связи с тем, что у них парциальное (мозаичное) поражение коры головного мозга, а при умственной отсталости – тотальное (диффузное).

Особенности познавательной деятельности, личности и межличностных отношений при задержанном развитии

Характеризуя детей с задержанным развитием можно отметить следующее :

1. внимание - все характеристики внимания (избирательность, устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) у детей с ЗПР снижены по сравнению с нормой, повышена истощаемость;

2. в сенсорно-перцептивной сфере – незрелость различных систем анализаторов (особенно выделяется недостаточность образов слуховой и зрительной модальностей, неполноценность зрительно-пространственной, вербально-пространственной ориентированности;

3. в психомоторной сфере – разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность, импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движений;

4. в мнемической сфере – преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания – над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;

5. в мыслительной сфере – преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез, снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;

6. в речевом развитии – ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью; если при олигофрении речь страдает на уровне слова, то у детей с ЗПР – на уровне построения фразы. При этом основные трудности возникают не на уровне ситуативной, разговорной речи, а при ее использовании в интеллектуальном процессе. Речь не способна осуществлять регуляторные функции;

7. в эмоционально-волевой сфере – незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

8. личность – нет развитой самооценки, устойчивости и критичности, не может правильно уловить смысл оценки окружающих, поэтому не регулирует свое поведение; характерна дезадаптивность побуждений и интересов;

9. межличностные отношения имеют свою специфику: низкая потребность в общении сочетается с дезадаптивными формами взаимодействия (отчуждение, избегание конфликтов); контакты мимолетны, неустойчивы; повышенная возбудимость ведет к тому, что импульсивное поведение чаще всего превращается в цепочку реакций (крик, драки, ссоры, бурные обиды и т. п.) и неадекватных способов выхода из конфликтов. Аффективные реакции быстро закрепляются и могут повторяться уже без видимых причин; общая незрелость приводит к примитивной зависимости от более волевых членов коллектива, подчиненности им;

10. деятельность – преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, низкий уровень произвольности, навыков самоконтроля и самоорганизации, недостаточность ориентировочной деятельности, быстрая пресыщаемость любыми видами деятельности; в целом – недоразвитие мотивационно-целевой основы деятельности при относительно сохранной ее операционально-технической стороны.

[Психологическое, эмоциональное состояние детей с ОВЗ.

Выступление педагога-психолога

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: - пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность; - натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков; - постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал.

2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Психологические особенности детей с ОВЗ.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность.

Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью) : болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Выступление тьютора «Влияние семьи на обучение детей с ОВЗ».

В современной школе учителя часто сталкиваются с такой ситуацией, когда родители пытаются переложить ответственность за воспитание своего ребёнка на плечи классного руководителя, что абсолютно не верно, потому что именно семья формирует фундаментальные ценности у ребёнка.

«Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья…. является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение». А. С. Макаренко

Важные факторы в воспитании ребё нка:

Тип семейных взаимоотношений. В психологии выделяют четыре типа семейных взаимоотношений:

Диктат в семье – проявляется в систематическом поведении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребёнка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - всё это гарантия серьёзных неудач в формировании его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких – либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Результат – у детей отсутствует самостоятельность, инициатива.

«Невмешательства» - это система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей.

Сотрудничество – это тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Этот тип взаимоотношений является, по мнению педагогов, единственным возможным.

Стили семейного воспитания:

Демократический – учитываются интересы ребёнка.

Авторитарный – навязывается свое мнение ребенку.

Попустительский – ребёнок предоставляется сам себе.

1. Распад семьи: очень большую роль в жизни ребёнка играет развод родителей. Многие дети начинают обвинять себя в том, что родители расходятся. Непонимание зачастую приводит к травмам и отпечаткам на всю жизнь.

2. Жестокость в семье - ведёт к тому, что дети неспособны успешно учиться, плохо развиваются в физическом и умственном отношении.

Таким образом, роль в семьи в становлении личности ребёнка не просто огромная, она является решающей. Воспитание личности ребёнка зависит от внутрисемейного климата, от типа взаимоотношений ребенка и родителей, от стиля семейного воспитания.

Мы можем и должны педагогически направить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности.

Выступление учителя-логопеда

Слайд. Дисграфия- это неспособность или сложность овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большенстве случаев наблюдается у детей дисграфия и дислексия (сложность овладения чтением) одновременно.

У вас на столе лист с 4-мя разными работами. Предлагаю вам поиграть в игру ИНТУИЦИЯ и определить, к какой форме относится каждая карточка. (2 мин).

Слайд В первой работе мы видим проявления оптической дисграфии: ошибки в заменах по графическому сходству, зеркальном написании букв, в написании лишних элементов.

Предпосылками к данной дисграфии является несформированность зрительно-пространственных функций.

При обследовании первоклассников из 33 учащихся 1-х классов

27 детей (81%) - ориентируются в сторонах собственного тела, 6 детей (19%)- не уверены, путают лево-право

20 детей (60%) - ориентируются на листе бумаги, понимают и показывают слева, справа от предмета, 13 детей (40 %) - не справились с заданием.

Слайд. Во 2 работе вы увидели ошибки связанные с неправильным произношением звуков в речи. Ребёнок пишет слова так, как произносит.

В 1-х классах из 33 детей 9 детей (27%) произносят все звуки, 24 (73%) – имеют различные нарушения.

Слайд. В 3 работе мы видим ошибки на основе нарушения фонемного распознавания. Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки. Чаще всего смешиваются буквы свистящие-шипящие, звонкие-глухие, гласные О-У, Е-И. (лубит, писмо).

11 детей (33%) - не допустили ошибки в повторении слогов с чередованием парных согласных по звонкости-глухости, свистящих-шипящих согласных, на слух реагируют на ошибки с шипящими звуками. 22 ученика (77%) – имеют различные нарушения.

Слайд. В 4-ой работе ошибки на уровне слов, словосочетаний и предложений. Нарушены грамматические и смысловые связи. Аграмматическая форма дисграфии может наблюдатьсяу детей с такими речевыми паталогиями, как дизартрия, алалия. Часто проявляется у детей со сниженным интеллектом, у детей с билингвизмом.

Наличие дисграфии приводят к трудностям в освоении программы по русскому языку и чтению, затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов, в усвоении математики (непонимание «больше на.», в», классов числа). Трудности приводят к информационной блокаде, повышения тревожности, асоциальному поведению.

Слайд 1. Методические разработки. При построении работы на уроке с нормой и инклюзией, мы должны помнить о здоровьесбережении и времясбережении ребёнка. Как построить работу на уроке? (технологическая карта)

Слайд. Напишите, пожалуйста, было ли полезно наше мероприятие и чем. СПАСИБО за внимание.

Публикации по теме:

Детские ответы на взрослые вопросы От чего нужно защищать детей? -От мух (Кирилл) -Чтоб они на улицу не убежали (Вика А.) -От драконов (Аксинья) -Чтобы собаки не съели (Георгий).

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Всем известен возраст "почемучек"-это дошкольники 5 лет,в этом возрасте у детей возникают постоянные вопросы "Почему?", "Зачем?" и "Как?".

Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать»Консультация для родителей «Детские вопросы и как на них отвечать» .

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»Цель: - Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии.

Плавание. Актуальные вопросы и практические советы для родителейПлавание. Актуальные вопросы и практические советы для родителей Инструктор по физической культуре Листенина Мария Александровна. Место работы ГБПОУ МИК дошкольное отделение "Радуга".Плавание. Актуальные.

Вопросы взаимодействия образовательных организаций с семьёй «Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Василий Сухомлинский. Основной задачей дошкольной образовательной.

Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы»Дидактическое пособие «Учимся задавать вопросы» Вопрос – это способ получения информации о соответствующем объекте, требующий ответа, объяснения. В то же время это способ переключения.

Вопросы викторины «Кто самый, самый… в мире животных» для детей старшего дошкольного возраста 1. Какое самое большое млекопитающее животное на Земле? (Кит) 2. Какое самое большое сухопутное животное? (Слон африканский) 3. Какое.

Консультация для родителей «Детские вопросы о снеге»Консультация для родителей «Детские вопросы о снеге» Прогулка – это ежедневная часть жизни мамы и ребёнка. Чтобы она принесла пользу не только для физического, но и для умственного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ
Опубликовано: 31 октября 2023 в 21:28
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальные вопросы обучения детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Соколова (УИ 160213) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД