Галина Уткина
Актуальность экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников.
Воспитатель подготовительной к школе группе Г. Уткина
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Мы помним из далекого детства свои ассоциации, связанные с соприкосновением с природой. Мы бегали босиком по росистой траве, купались в чистых водах рек, озер, резвились под теплыми дождями, с восторгом шлёпая по лужам, собирали полевые цветы, ели с каждого куста и с любого дерева всё, что было съедобно, радовались солнцу и снегу. Наверное, именно это и помогло нам мечтать, верить в светлое будущее. Но бедные наши дети! Каких невосполнимых богатств они лишены. Сейчас даже в самых отдаленных селениях люди не могут наслаждаться первозданной красотой природы. Везде человек приложил свою «хозяйскую руку».
Радиационные дожди, плоды, покрытые ядохимикатами, обмелевшие реки, пруды, превратившиеся в болота, уничтоженные за ненадобностью животные, вырубленные леса, опустевшие деревни и сёла – вот наше наследство.
Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Психологи говорят, что первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, около 70 % отношения ко всему окружающему на психологическом уровне формируется в дошкольном детстве, а в течении жизни оставшееся только 30 %. На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста предполагает:
-воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
-формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
-развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
-участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно- образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического. Из наших повседневных наблюдений видно, что наши дети экологически недостаточно воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
В подготовительной к школе группе формируем у детей элементарные знания о природе: расширяем и уточняем представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизируем представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомим со способами вегетативного размножения. Учим устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомим с лекарственными растениями.
Расширяем и систематизируем знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных. Продолжаем знакомить детей с дикими животными. Расширяем представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде. Расширяем знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомим с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов.
Расширяем представления о насекомых. Знакомим с особенностями их жизни. Учим составлять цепь питания, объясняем экологические зависимости.
Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах, а также связях и отношениях между ними. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Поэтому, труд в природе для нас является проявлением активной заботы о ней. Для достижения этой цели развиваем у детей трудовые навыки и умения. Ведь труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.
Воспитываем у детей любовь к природе и необходимости охраны природы – насущной заботы всего человечества.
Таким образом, обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.