Любовь Шумеева
Консультация для воспитателей «Актуальность патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность патриотического воспитания у дошкольников
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Консультация для воспитателей „Актуальность патриотического воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Реализация системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом" (С. Михалков).
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни.
Поэтому одной из воспитательно-образовательных задач в старшем дошкольном возрасте является ознакомление детей с окружающим их миром, с обществом, в котором живут дети.
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле. Формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны.
Проблемой воспитания любви к родному краю у детей дошкольного возраста занимались такие педагоги как Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова (1985). Этой теме посвятили свои исследования Т. В. Потапова (2003, Н. В. Алешина (2005).
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей.
Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной -процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой.
Современная наука подчёркивает приоритет семьи в воспитании ребёнка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, которые осваивает подрастающий человек (Т. Н. Доронова, О. Л. Зверева, С. В. Ковалёв, Е. С. Евдокимова, О. В. Солодянкина и др.).
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье. «Любовь к Родине начинается с семьи» Ф. Бекон.
Считаем необходимым подчеркнуть, что важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
Таким образом, патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольной образовательной организации, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.