Молодцова Ирина Владимировна
Актуальность в изучении письма младших школьников с позиции нейропсихологического подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Легитимизация права каждого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям, и переход к инклюзивным формам обучения детей с нарушением развития, их включение в систему общего образования актуализируют вопросы разработки научно-методических основ обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей каждого ребенка с нарушением в развитии (О. С Никольская, Е. Л. Гончарова, Н. Н. Малафеев).
Публикация «Актуальность в изучении письма младших школьников с позиции нейропсихологического подхода» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нейропсихологические игры и занятия
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одной из причин, приводящих к неуспеваемости младших школьников, является нарушение письма. Они становятся причиной неуспеваемости у 10-20 % младших школьников с нормальным интеллектом, полноценным зрением и слухом, служат препятствием для обучения и в итоги отрицательно влияют на развитие ребенка, формирование его личности. Проблемы эти возникают у каждого 5-го школьника, считает О. А. Величенкова.
В связи с этим, проблема обучения письму младших школьников выраженными является одной из центральных задач коррекционной педагогики.
В последние 10-15 лет во всем мире отмечаются усиление исследовательского интереса к проблеме нарушения навыка письма, связанное не только с ростом показателей распространенности этого нарушения но и необходимостью уточнения патогенеза. Осознание обществом значимости навыка письма в современном мире, оценка деструктивного влияния письма на личностное развитие человека и необходимость поиска путей полноценной интеграции детей с нарушением письма в культурно-образовательную среду обусловили выход проблем нарушения письма за рамки только специальной области логопедии и включение их в широкий контекст гуманитарных и естественнонаучных исследований.
Вопросу коррекции нарушений письма учащихся общеобразовательных школ посвящены работы Р. Е. Левиной, И. Н. Садовниковой, А. Ф. Спировой, А. В. Ястребовой, И. В. Прищеповой, Р. Л. Лалаевой, Е. Н. Российской, О. В. Елецкой и др. В исследованиях Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой, А. Н. Корнеева представлен анализ механизмов нарушения навыка письма.
Традиционно исследователи этой проблемы, в большей степени, опирается на подход предложенный Р. Е. Левиной.
В рамках психолого-педагогического подхода к анализу речевых нарушений Р. Е. Левиной и последователями ее научной школы на большом экспериментальном материале было доказано, что истоки нарушений навыка письма кроются преимущественно в нарушении устной речи; была доказано роль отклонений в формировании различных речевых компонентов (звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, морфологических и лексико-грамматических обобщений) в этиопатогенезе нарушений письменной речи.
Но в последние годы в исследованиях особое внимание уделяется клинико-педагогическому и нейропсихологическому подходам, что обеспечило новый виток изучения проблем навыка письма на основе данных смежных наук, обосновал возможность включения в коррекционный процесс методов психолингвистики, нейропсихологии, психофизиологии, патопсихологии (М. М. Безруких, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева).
Сторонники клинико-педагогического подхода патогенез дисграфии связывают с трудностями формирования операционального состава письма как сложных сенсомоторных навыков. Выделены различные формы дисграфии, обусловленные недостаточностью психических функций, обеспечивающих эти процессы, среди которых, помимо нарушений устной речи у школьников, описаны нарушения внимания, различных видов праксиса и гнозиса, памяти (О. А. Токарева, Р. И. Лалаева, И. Н. Садовникова, А. Н. Корнев, О. Б. Иншакова и др.).
Патопсихологические и психофизиологические исследования детей с трудностями обучения указывают на морфофункциональную незрелость мозговых механизмов навыка письма (М. М. Безруких, А. Н. Корнев, В. А. Калягин). Описана роль межполушарного взаимодействия в обеспечении процесса письма, отмечается временной фактор становления латерального профиля как детерминанта успешности овладения письменной речью (О. Б. Иншакова, Н. Л. Немцова).
В последние годы специфические нарушения активно изучаются в рамках нейропсихологии индивидуальных различий (М. К. Шохор-Троцкая, Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, Л. С. Цветкова, А. В. Семенович и др.).
Принципиальное отличие нейропсихологического подхода состоит в том, что он позволяет исследовать непосредственно структурные компоненты различных психических функций.
Нарушения навыка письма у школьников может быть результатом нарушения любого из компонентов, функциональной системы письма : операций по переработке слуховой, кинестетической, зрительной и зрительно-пространственной информации; серийной организации движений, программирования и контроля деятельности; избирательной активации. Однако первичное нарушение любого из этих компонентов закономерно сказывается на ряде других функций, в состав которых данный компонент входит.
Согласно современной точке зрения, дисграфия - мультифакторное нарушение письма, обуславливается расстройствами устной речи и других вербальных и невербальных психических функций. Причем эти расстройства имеют своеобразный характер в зависимости от того, какой именно структурный компонент недостаточно сформирован (Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова, А. В. Семенович, Т. В. Ахутина, Э. В. Золотарёва, Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова).
Это определяет необходимость анализа ошибок письма с учетом различных подходов, что будет способствовать более эффективной коррекционно-педагогической работе.