Ирина Федорова
Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ
Федорова И. Ю., учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-детский сад № 90»
Проблема преодоления тяжелых нарушений речи (далее - ТНР) у дошкольников относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Количество детей с такими нарушениями неуклонно растет. И когда они поступают в детский сад, задача ДОУ - создать необходимые условия для оказания квалифицированной помощи по исправлению речевых недостатков.
Публикация «Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в ДОУ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Успех коррекционно-образовательной деятельности будет зависеть от слаженной, профессиональной работы всего коллектива ДОУ, ранней диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, а также в значительной степени от активного и продуктивного участия родителей в процессе речевой коррекции.
Часто родители детей с ТНР не принимают должного участия в обучении и развитии ребенка из-за элементарного отсутствия знаний по данному вопросу. Или же просто не хотят видеть, что у ребенка что-то не так (срабатывает психологическая защита). Роль логопеда состоит в том, чтобы донести до родителей информацию о значимости этой работы, сформировать у них мотивацию к занятиям.
В связи с этим особая роль принадлежит педагогическому просвещению родителей, повышению родительской компетентности как в правовых вопросах, так и в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста. Необходимо раскрыть причины возникновения нарушений, рассказать о методах исправления дефектов речи.
Для решения этих задач используются как коллективные, так и индивидуальные формы взаимодействия, например выступление на родительском собрании уже в средней группе, которое может быть проведено в форме аукциона полезных советов, круглого стола или конференции. Для закрепления результатов деятельности широко полезны наглядно-информационные формы работы : тематические буклеты, памятки, газеты для родителей, папки-передвижки. С целью изучения запроса родителей, удовлетворенности качеством оказываемых ДОУ услуг, для получения обратной связи проводятся анкетирование и опросы.
Взаимодействуя с родителями детей с ТНР, мы стремимся установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми.
Эффективны и такие формы работы как индивидуальное консультирование, например, по итогам логопедического обследования или присутствие родителей на заседании ПМПк, где они могут получить ответы на вопросы об эффективности коррекционной работы в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута.
Большую пользу приносит использование электронных ресурсов: это тематические доклады и консультации на официальном сайте ДОУ, в социальных сетях (Маам. ру, НС. портал,, Мерсибо, личных сайтах и блогах педагогов и пр., с которыми родители могут познакомиться в удобное для них время, вебинары для родителей на сайте Дефектология. проф, общение с родителями посредством электронной почты (для активных пользователей сети Интернет) когда задания логопеда, к примеру по автоматизации звуков, пересылаются в электронном виде, что значительно сокращает временные затраты. Периодическое использование родителями воспитанников компьютерных развивающих игр Мерсибо (с учетом ограничения по времени) дает возможность сделать долгий, монотонный процесс закрепления материала увлекательным и продуктивным.
Для эффективного взаимодействия педагогов и семьи общение необходимо строить на принципах доверия, диалога, партнерства. И здесь многое зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда, умения и желания найти индивидуальный подход к каждой семье, создать доверительные отношения.
Важно вовлечь родителей в совместную деятельность путем непосредственного участия в реализации проектов, совместных мероприятиях детского сада и семьи. Это дни открытых дверей, мастер – классы, тематические досуги, семинары – практикумы (где дети могут выступать в роли педагогов и, например, обучать своих родителей артикуляционным упражнениям, игротренинги в “Клубе заинтересованных родителей”, имеющие особую практическую ценность, видеотеки. Совместные выставки, фотогазеты создают эмоциональную, душевную атмосферу, сближают взрослых и детей.
Когда родители видят результаты своих усилий и успехи детей, когда они сближаются со своими детьми, они становятся заинтересованными участниками педагогического процесса и активными помощниками педагогу.