Жанна Немова
Активные формы работы в ДОО как средство повышения качества образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
Проекты по взаимодействию групп детей разного возраста (в рамках реализации парциальной программы «Поликультурное детство)
. (августовская конференция)
г. Павловский Посад 2019г.
Слайд 2
В современной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для самореализации детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектов.
Публикация «Активные формы работы в ДОО как средство повышения качества образовательного процесса» размещена в разделах
В нашем дошкольном учреждении составлена общеобразовательная программа на основе документов:
• Закон об образовании в Российской Федерации (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ)
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г.)
• Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020г. г. (от 29.12.2014г. № 2765-р)
Программа базируется на комплексной примерной образовательной программе «Детство». И состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений, в нашей образовательной программе данная часть представлена парциальными образовательными программами :
• 1. Основы безопасности детей дошкольного возраста (Авдеева Н., Князева О.)
• 2. Примерная парциальная образовательная программа «Детство с родным городом» (Бабаева Т. И., Гогобередзе А. Г., Солнцева О. В.)
• 3. Примерная парциальная образовательная программа «Поликультурное детство» (Бабаева Т. И., Гогобередзе А. Г., Солнцева О. В.)
На протяжении последних двух лет мы уделяем внимание внедрению примерной парциальной программы «Поликультурное детство».
3 слайд
Поликультурное воспитание – явление относительно новое. В настоящее время активно разрабатываются научно - теоретические основы поликультурного воспитания (Г. Д. Дмитриев; В. В. Макаев и др.)
Актуальность поликультурного воспитания связана с требованием времени. Поликультурное воспитание – это залог успешного обучения детей в школе. Сегодня чувство национальной принадлежности зарождается у наших детей задолго до того, как они переступили порог школы. «Дети становятся чувствительны к национальному фактору» - именно этим положением известного исследователя поликультурного воспитания детей Э. К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста. Это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятие многообразия и специфичности этнических культур, воспитание доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.
Именно поликультурное воспитание помогает решить вопросы, связанные с привитием подрастающему поколению уважительного отношения к человеческой личности и обращает внимание на обеспечение преемственности поколений и трансляцию культурного наследия народов России.
4 слайд
Программа «Поликультурное детство» (задачи)
1. Воспитывать чувство привязанности ребёнка к родному краю,
гордости за историю своей страны, её народ, культуру,
уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
2. Воспитывать у детей миролюбие, принятие и понимание других людей (детей и взрослых) независимо от расовой и национальной принадлежности, языка и других особенностей культуры.
3. Воспитывать негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме, в том числе и национальному признаку.
4. Поддерживать у детей интерес к культуре родной страны, своего этноса и других народов и национальностей
5 Развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию с людьми разных стран и этносов.
6. Способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребёнка.
7. Обеспечить познание детьми общности нравственно-этических и эстетических ценностей, понимание причин различий в проявлениях материальной и духовной культуры.
8. Обеспечить накопление опыта субъекта деятельности и поведения в процессе освоения культуры разных видов, в частности народной культуры и искусства.
5 слайд
При реализации программы Поликультурное детство» мы использовали «Метод проектов» с привлечением всех участников образовательного процесса. В процессе работы был апробирован и реализован метод совместных проектов групп детей разного возраста.
Ведь дошкольный возраст - это важный и самый ответственный этап развития ребенка, именно в это время закладываются основы личностного развития: интеллектуального, физического, эмоционального, коммуникативного. Это время, когда ребенок учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми, начинает осознавать себя и своё место в этом мире. Детский сад является первой ступенью в общем образовании и его первым опытом участия в общественной жизни. Таким образом, совместная проектная деятельность оказалась одной из эффективных форм в воспитании и образовании детей.
Проект «Как одевались на Руси»
6 слайд
Проект «Откуда к нам елка пришла»
Мы создали предновогоднюю праздничную атмосферу и в группе и дома. Каждый ребенок рассказывал о том, какая елка у него дома, как ее наряжают и с кем. А дома рассказывал о том, какие игрушки уже сделали его друзья и какую бы он хотел принести в группу. Нас всех очень объединил этот проект. Родители даже созванивались друг с другом договариваясь о том, чтобы не было ни одной одинаковой игрушки.
7 слайд
Украшали ее. Вот такая у нас получилась креативная елка.
8 слайд
Работая над проектами, мы искали разные формы, заинтересовывающие воспитанников и родителей к участию в проекте.
По плану совместной работы ДУ и Павлово-Посадского историко-художественного музея была организована экскурсия. Где дети узнали много интересного из истории родного города.
9 слайд
Сохраняя преемственность, чтя память поколений и способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств в нашем детском саду существует традиция: возложение цветов в Парке Победы.
10 слайд
Планируя проектную деятельность, мы ставим разные задачи. И решая эти задачи, используем не только помещения детского сада, но и сотрудничаем с разными партнерами. И на одной из встреч познакомились с детскими писателями разных национальностей :
Кадыром Мурзалиевым (казахский) «Твой дом»,
Отиа Иоселиани (грузинский) «В тенистой зеленой деревне»,
Расулом Гамзатовым (аварский) «Твой дедушка».
О них нам рассказала Кузнецова Татьяна Геннадьевна, встреча с которой произошла в филиале городской детской библиотеки. Ею была подготовлена выставка книг этих писателей. Дети посмотрели м/фильм по мотивам русских народных сказок «Петушок золотой гребешок», приняли участие в викторине «Угадай сказку» по отрывку.
11 слайд
Одним из действенных способов в реализации любого проекта являются тематические недели.
Неделя толерантности прошла в рамках проекта «Как жили люди на Руси»
На протяжении всей недели проводили с детьми игры, беседы о Мире, Дружбе народов, о Родине: «Азбука Толерантности», «Мы разные, но мы дружим!». Проведение акции «Добрые дела» вызвало большой интерес детей: воспитанники подготовительной группы играли с малышами, помогали им убрать игрушки, одеться на прогулку.
12 слайд
Совместные мероприятия с родителями сплачивают. Это традиционные праздники по годовому календарному плану Новый год, 8 Марта, но есть еще и праздники, которые стали постоянными – День матери. Но возникла идея провести развлечение, в котором примут участие старшее поколение, принимающее активное участие в воспитании дошкольников - это мамы мам и пап.
Дети вместе со своими любимыми бабушками участвовали в различных конкурсах: отгадывали загадки, играли на музыкальных инструментах, разбирали овощи и фрукты, на ощупь отгадывали крупу, веселились и сказали много теплых слов, благодарили друг друга. В конце нашего праздника дети одели своим бабушка медали «Супер бабушка», а бабушки угостили детей шоколадными медалями.
13 слайд
На одном из занятий по ручному труду, в рамках Недели толерантности мы с детьми сделали Цветок дружбы. Чтобы усилить впечатление детей от работы, решили, что его не нужно оставлять на выставке, а лучше подарить его новым и старым друзьям. Подарили всем сотрудникам детского сада и, конечно же детям младшей группы. И снова появилась идея для совместного проекта групп детей разного возраста.
14 слайд
Увидев реакцию малышей на получение подарка, моим ребятам захотелось сделать им еще что-нибудь приятное. Мы решили, что можем сделать малышам книжки малышки о животных с загадками. Дети получили удовольствие, старшие от процесса работы, а малыши, получив подарок.
15 слайд
В связи с этим возникла еще одна идея большого совместного проекта с детьми старшей группы «Маячок»
«Как жили люди на Руси»
Участники: дети старшей и подготовительной к школе группы, воспитатели и родители.
Тип проекта: Познавательно - развлекательный
Цель:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.
Задачи:
• Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
• Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
• Воспитывать любовь и уважение к Родине.
• Развивать эстетический и художественный вкус, через знакомство с декоративно-прикладным творчеством.
• Развивать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
• Знакомство с разными видами устного фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
Реализация проекта прошла через:
• НОД, игры, беседы
• консультации для педагогов, родителей
• праздники, досуги и развлечения
• выставки творческих работ
• создание мини-музея.
• Изучение устного народного фольклора
Дети посмотрели научно-познавательные фильмы о Рождестве, святках, о том, как жили наши предки, о русских народных костюмах, играли в русские народные игры. Узнали о таком важном понятии Хлебосольство, о труде хлебороба в старину и сейчас.
16 слайд
Совместно с детьми изготовлена дидактическая игра «Как одевались на Руси». Дети узнали названия старинной одежды: понёва, душегрея, шушун, однорядка, охабень, ферязь. Сравнили ее с современной одеждой.
17 слайд
Познакомились с былинными богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Алешей Поповичем, с их силой и храбростью, с их подвигами и победами. Познакомились со старинным оружием воина-защитника: палицей, булавой, мечом. И дети на занятии сделали щиты как у героев, которые всегда придут на помощь.
18 слайд
Услышали, как звучит народный инструмент - гусли и прослушали русские народные песни в исполнении артиста филармонии
19 слайд
Узнали, как раньше пили чай на Руси. Наливали воду из большого самовара. Ели баранки, кололи сахар специальными щипцами. К чаю пригласили родителей и детей старшей группы, а дети моей группы принимали гостей, демонстрируя навыки в умении быть хозяевами.
20 слайд
Из фильма «Святки, колядки» узнали о народной традиции - колядование. На святочной неделе в Рождество мы решили применить полученные знания. Разучили колядку
Уж ты, тетушка, подай,
ты, лебедушка, подай,
Ты подай-ка пирог – с рукавичку широк,
Ты начинку не теряй – целиком пирог подай!
По предложению детей решили пойти колядовать по детскому саду. Кабинет заведующего, методический кабинет, медицинский, прачечная, навестили и инструктора по физ. воспитанию, музыкального руководителя и конечно же детей разных групп. Это был сюрприз для сотрудников, но тем не менее ушли с полным мешком угощений. Первый опыт прошел удачно.
21слайд
Наиболее ярким и интересным прошло мероприятие «Хлеб – всему голова», которое оставило яркий и запоминающийся след в душе каждого ребенка. Дети смотрели фильм о хлебе, о хлеборобах, познакомились со злаками.
22 слайд
Вместе со своей коллегой провели дегустацию. Дети попробовали различные хлебобулочные изделия и поиграли в игру «Угадай на вкус»
23 слайд
Любимым занятием детей, конечно же, является прогулка и подвижные игры. А раз у нас появились новые друзья, то мы можем поиграть вместе. Поскольку дети моей группы с удовольствием играли в народные игры сами, то и научили своих новых друзей. И весело поиграли в игры «Брось валенок», «Прыжки в мешках», «Блиночки».
24 слайд
Провели вместе с ними веселую ярмарку и показали родителям и гостям.
25 слайд
И отметили дружно и весело Масленицу с играми и плясками и…
26 слайд
И блинами
27 слайд
Результаты реализации проекта
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта расширился кругозор детей, повысился познавательный интерес, формируется уважительное отношение к истории нашей страны, традициям и культуре. Реализацию задач поликультурного воспитания и повышение качества образования.