Ирина Захарова
Активные методы и формы работы с педагогами
▼ Скачать + Заказать документы
Активные методы и формы работы с педагогами, как условие повышения качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, в рамках ФГОС
[/b]
Статья 64 закона Об образовании РФ, говорит, что родители имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи.
Публикация «Активные методы и формы работы с педагогами» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, ориентирует содержание образования и на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Чтобы планировать методическую работу по повышению компетентности и качества работы воспитателей, мною был сделан анализ кадрового обеспечения ДОУ.
Анализ показал, что 60% имеют среднее - специальное образование, 40% педагогов имеют стаж менее 5 лет, до 20 лет -24%, более 20 лет – тоже 24%, наличие первой и высшей квалификационной категории у 52% педагогов. Прохождение курсов повышения квалификации – 100%.
На начальном этапе работы, мною было проведено анкетирование и анализ деятельности педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников. Для контроля и оценки работы педагога по взаимодействию с родителями, я воспользовалась технологией журнала контроля и оценки профессиональной деятельности педагогов ДОО, составители Н. Н. Гладышева, А. А. Бойко. Методика изучения затруднений педагогов, автор - К. Ю. Белая "Методическая деятельность в ДОО" помогла провести анкетирование по взаимодействию педагогов с родителями. Мною было выявлено, что:
• воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы взаимодействия с родителями (57%)
• содержание педагогического просвещения родителей недостаточно дифференцированно, при выборе методов сотрудничества воспитатели не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей (73%)
• довольно часто воспитатели, особенно молодые, используют лишь коллективные формы работы с семьей, а именно родительские собрания. Причины этого – недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенности воспитания детей и соответственно с этим проектировать свою деятельность по отношению к родителям и детям. У отдельных, особенно воспитателей, имеющих небольшой стаж работы, недостаточно развиты коммуникативные умения (25%)
• Используют мало новых форм взаимодействия с родителями воспитанников, такие как квест, родительский клуб, флэшмоб, акции и т. д. (78%)
• Недостаточно используют новые наглядные формы сообщения информации для родителей : буклеты, портфолио группы, воспитанников, создание и продвижение страниц на сайтах педагогических сообществ, персональных сайтов (25%)
Таким образом, изучив всю необходимую литературу, была выявлена актуальность темы моей работы.
Она заключается в том, что необходимо шире использовать непосредственное вовлечение педагогов в активную деятельность с применением системы форм, приемов и методов, получивших обобщенное название «активные формы и методы обучения».
Меня заинтересовала технология активных методов обучения педагогов, разработанная Т. Поштарёвой (доктор педагогических наук, профессор АНО ВО "Северо - Кавказский социальный институт г. Ставрополь"). Ж-л "Дошкольное воспитание № 10, 2017г. Данную технологию использовала в работе с педагогами.
Особенность обучения педагогов предлагается в виде системы координат.
Процесс обучения
• Первый блок– неосознанная некомпетентность, т. е. «я не знаю, чего я не знаю». Например, педагог не знал о такой формы работы с родителями, как акция. После ознакомления - знает.
• Акция - простая, но в то же время эффективная форма сообщения о чём-либо важном большому количеству людей, например, родителей воспитанников. Это становится мотивацией для педагога узнать больше, т. е. «я знаю, что я не знаю, и хочу узнать»– осознанная некомпетентность (второй квадрат).
• Третий блок – осознанная компетентность. Мы уже что-то знаем и умеем: «я знаю и у меня получается», но все же в мыслях пока «прокручиваем» некий алгоритм действий. Например, для проведения новшества в работе с семьями воспитанников - родительского клуба, составляется сценарий, подготавливаются все средства, продумываются способы и т. д. Всё готово, но педагог проводите его первый раз, потому его новое знание постоянно контролируется и осознаётся.
• Четвертый блок – это неосознанная компетентность, когда мы не тратим никаких волевых усилий, чтобы произвести какие-то действия. Педагог может планировать взаимодействие с родителями не затрудняясь, какие способы, формы методы, средства использовать.
По исследованиям автора, понадобится 21 день применения знания и умения на практике, чтобы сформировался навык.
Особенность технологии заложена мною в основу методической работы с педагогами.
Задачи:
• Создавать условия для повышения профессиональной компетентности воспитателей в плане взаимодействия с семьями воспитанников, используя наиболее эффективные формы методической работы.
• Способствовать активному использованию педагогами современных технологии сотрудничества с семьями воспитанников.
• Повысить уровень мотивации педагогов к повышению квалификации, трансляции своего опыта.
• Создавать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи.
• Определить основные формы и методы партнёрских отношений ДОУ и семьи.
• Разработать методические и практические материалы.
• Повысить компетенции родителей в вопросах семейного воспитания.
• Повысить качество взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Первый блок включает теоретические семинары, в ходе которых педагоги дошкольной организации изучают проблемы взаимоотношений педагога и родителей на современном этапе развития общества, формируют умения моделировать стратегию взаимодействия с родителями с использованием эффективных техник общения, знакомятся с технологией изучения потребностей родителей, происходит актуализация профессионального сознания педагогов в направлении формирования эффективной коммуникативной модели сотрудничества с родителями.
Второй блок состоит из нескольких частей: первая часть включает организацию и проведение деловых игр, которые направлены на формирование навыков эффективной коммуникации во взаимодействии с родителями, концентрацию внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с родителями, развития умения дифференцированно подходить к организации работы с родителями, а также на формирование потребности в саморазвитии в коммуникативной сфере; вторая часть включает имитационные игры, игры-социодрамы, благодаря которым педагоги отрабатывали умение «чувствовать» ситуацию, осознавали эмоциональное восприятие родителей, научились определять оптимальную последовательность действий воспитателя при организации и проведении встречи с группой родителей; в третьей части педагоги ДОО с помощью педагогических дискуссий и практических семинаров развивали умение моделировать характер взаимоотношений с родителями, раскрывали специфику невербальных особенностей общения воспитателя в процессе взаимодействия с родителями, развивали умение проявлять гибкость в общении.
Третий блок включает практические упражнения, в процессе выполнения которых воспитатели вырабатывают собственную технику активного слушания и осознают свои трудности и проблемы общения с социальными партнерами, концентрируют внимание на анализе взаимоотношений с родителями воспитанников.
Творческой группой ДОУ была составлена программа по повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников.
Одной из составляющих методического паспорта педагога ДОУ является успешное взаимодействие с родителями воспитанников. Программа определяет активные формы взаимодействия с педагогами, как традиционные: консультация, беседа, открытый показ, педагогический совет, творческая группа, семинар и т. д., так и новые: банк идей, выставка-ярмарка педагогических идей, галерея пректных идей, профессиональная палитра, делова игра, дискуссионный клуб, квик-настройка, коучинг сессия, проект, творческий час и т. д.
Основной направленностью новых форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации, что схематично отражается в таблице на слайде.
Рассмотрим диагностику профессиональной компетентности педагогов и ее повышение в рамках подготовки к проведению тематического педсовета по теме " Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников: проблемы и пути решения".
Первый шаг - тематическая проверка, цель которой является
определить уровень эффективности работы педагогического коллектива по взаимодействию с семьями воспитанников, выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической деятельности, направленной на положительное взаимодействие.
Уровень педагога по взаимодействию с семьями воспитанников оценивался по специальной карте, в которой прописаны вопросы, критерии оценки (анализа). В конце таблицы идут выводы и рекомендации.
Результативность взаимодействия с родителями зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателя, в частности, от основных четырех компетентностей – это методическая, деятельностная, коммуникативная и рефлексивная (по А. А. Майеру).
Методическая компетентность педагога проявляется в следующих критериях: умение подобрать и сформулировать конкретные задачи по взаимодействию с родителями в соответствии с программными требованиями и возможностями детей (возрастными и индивидуальными).
Деятельностная компетентность проявляется в следующих критериях: использование разнообразных, в том числе новых, технологий, разных видов и формы организации родителей, наличие компонентов развивающего взаимодействия, подбор методов и приемов, направленных на мотивацию родителей, на организацию процесса совместной деятельности.
Коммуникативная компетентность проявляется в следующих критериях: речь педагога, подход к родителям, коммуникативное взаимодействие с родителями.
Рефлексивная компетентность проявляется в следующих критериях: удовлетворённость родителей деятельностью образовательной организации, педагогов, в частности.
Уровень работы педагога по взаимодействию с семьями воспитанников по журналу Н. Н. Гладышевой, А. А. Бойко оценивался в уровнях: высокий - уровень профессиональной компетентности, средний и низкий, то есть компетентность отсутствует при взаимодействии с семьями воспитанников. В итоге получилась результативность взаимодействия с семьёй, степень удовлетворённости сторон достигнутым результатом.
В результате анализа выявились факторы, которые мешают решить в полном объеме поставленные задачи: в недостаточной степени сформирована деятельностная и коммуникативная компетентности воспитателей – они испытывают трудности при проведении разнообразной совместной деятельности с родителями, не реализуют в полной мере разнообразные формы взаимодействия с семьёй.
Во время совместного обсуждения, выяснилось, что педагоги не стремятся использовать, например, такие формы работы, как, родительский клуб, гостинную и др., т. к. считают, эти формы работы трудными, да и родители по мнению воспитателей, не будут принимать участие в следствии занятости.
На тематическом педсовете " Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников: проблемы и пути решения" решила применить методику SWOT - анализа.
Цель педсовета была : повышение качества взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников".
SWOT - метод маркетингового анализа в виде процедур сбора данных и установления соответствия между внутренними сильными и слабыми свойствами организации, благоприятными и неблагоприятными факторами внешней среды.
Мною был составлен общий список вопросов по теме педсовета Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников: проблемы и пути решения" и размещён на стенде методиста. На педсовете путём вытягивания геометрической фигурки разных цветов, коллектив педагогов был разделён на рабочие группы, по принципу случайной подборки.
Каждая группа разместилась за отдельным столом и начала обсуждать проблему, используя матрицу SWOT - анализа, распределяя по специальным категориям, какие у неё можно выделить "Сильные стороны", какие "Слабые стороны", что можно рассматривать как "Возможности", а что будет являться "угрозой и препятствием" для осуществления намеченных целей.
На слайде пример заполненной матрицы SWOT - анализа педсовета.
После обсуждения в малых рабочих группах их решение было вынесено на всеобщее обсуждение. Творческая группа заполнила общую для всего коллектива матрицу SWOT - анализа, на её основе было сформулировано решение педсовета.
Решение:
1. Учесть все риски при организации взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Педагогам продумать, содержание родительского клуба или гостиной в своей группе.
3. Организовать рабочую группу по разработке положения родительского клуба, плана работы и сопровождающих документов.
4. Провести семинар-практикум "Родительский клуб в группе ДОУ".
Далее был проведён семинар-практикум по составлению общего примерного сценария родительского клуба.
Цель работы педагогов : применить свои знания и умения, связанные с составлением интересного и содержательного плана клуба в конкретной возрастной группе и по конкретному виду направленности (оздоровительный, творческий, физкультурный и т. д., использовать коммуникативные умения при работе с коллегами.
Для составления плана клуба, руководствовались авторскими пособиями Н. М. Метеновой
Организационные условия работы педагогов :
рассадили педагогов не по их симпатиям, а по схеме: молодой педагог - стажист, педагог-педагог из разных, но параллельных групп.
Объединили педагогов в 4-5 подгрупп с условием, чтобы не работали в одной возрастной группе вместе и не были друзьями.
Самостоятельная работа в подгруппах не более 15 мин.
По окончании работы - совместное обсуждение результатов (коллективный анализ сценариев).
Совместное составление плана клуба из самых интересных и универсальных для любого клуба, частей.
В детском саду уже есть опыт проведения родительского клуба "Росток", который был организован в рамках экспериментальной деятельности по апробации УМК программы "Истоковедение". Воспитатель, стоявшая у истоков клуба поделилась методикой проведения встреч родителей, детей, педагогов. Был показан видео ролик одного из клубов.
В конце семинара провели рефлексию. По итогам опроса выявилось, что педагоги удовлетворены деятельностью на семинаре. Не испытывают страха неизведонности, нового.
Два года тому назад, в детском саду работал один родительский клуб "Росток", организацией которого занимался старший воспитатель и специалисты. В настоящее время организованы и работают восемь родительских клубов: "Радость моя", "Здоровей-ка" (вторая группа раннего возраста, "Друзья" (вторая младшая группа, "Радуга", "Забота" (средняя группа, "Теремок" (старшая группа, "Вместе - дружная семья" (подготовительная к школе группа, "Росток" (клуб духовно-нравственного развития). По положительным отзывам родителей, деятельность клубов их удовлетворяет, привлекает, помогает решать задачи воспитания детей.
К активным методам работы с педагогами относятся интерактивные, например, метод модерации или методический навык. Метод непроизвольно создаёт коллегиальную обстановку, а решение возникает в процессе работы.
1. Цикл модерации был использован нами на педагогическом совете " ДОУ - открытое пространство для родителей воспитанников".
В начале педсовета был проведё н письменный опрос участников: что они ждут от педсовета? Насколько актуальна тема для них лично, при работе на конкретной группе, с конкретными родителями.
2. Основная часть - поиск. Задача найти самый актуальный для педагогов вопрос, на который бы они хотели получить ответ на педагогическом совете. Все вопросы и ответы анонимны. Например, были вопросы: "Как учитывать в работе разный статус родителей? Есть ли разница в подходах к опекунам, по сравнению с родителями и т. д. Значимых тем выявилось несколько, сгруппировали их по кластерам.
3. Выбор - следующая часть мероприятия. Все педагоги распределяются по этим кластерам. Было по 4-5 человек.
4. Проработка - Каждая из групп обсуждала одну из тем кластера. При этом педагоги заполняли заранее распечатанные карточки с таблицами, на которых стояли вопросы: как должно быть? что ещё можно сделать? аргументы "за", что я уже делаю и др.
5. Мероприятия - рассматриваются как заказ на работу. Что конкретно можно сделать. Педагоги отвечали на вопросы : что делать, для чего? кто? когда?
Были зачитаны все предлагаемые педагогами мероприятия от каждой группы: активно использовать возможности мини-сайтов групп, использовать буклеты, создавать видео ролики образовательной деятельности и распространять среди родителей через электронную почту, активно привлекать семьи к участию в конкурсах разного уровня и др.
На мероприятии использовался тот же принцип - создание групп случайным образом, без учёта симпатий или антипатий коллег.
Решение педсовета:
1. Привлекать родителей к обсуждению образовательной деятельности и активному участию в жизни группы.
2. Активно внедрять во взаимодействие с родителями новые формы работы.
3. Создать мини-сайты групп в педагогических сообществах.
4. Информировать родителей об образовательной деятельности группы через информационные листки, буклеты, выставки, стенды.
5. Создать портфолио группы.
Обучение приемам, позволяющим повысить эффективность педагогического общения с родителями проводит и педагог-психолог. Обучение проводится в форме семинаров и практикумов.
Существует множество активных форм и методов взаимодействия с педагогами, которые используются нами.
Мною используется постоянно метод Дебатов – технология (форма, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Применили метод имитации ситуации : разыграли сценку родитель и воспитатель. Вывод был неожиданный - прежде всего повысить культуру общения с родителями.
Повсеместно в деятельность детского сада входит Проектная деятельность – это интеллектуальный труд, требующий не только высокого уровня мышления, но и сформированной базы для работы в проектном режиме.
Педагоги детского сада активно используют в образовательной работе проектную деятельность, где активными участниками становятся и родители. Такие методы работы с педагогами, как, "мозговой штурм", "дидактическая игра", "игра - проектирование", "инновационная игра" - помогли формированию специальных проектных умений - проблематизации, целеполаганию, прогнозированию, рефлексии и самоанализу.
Для развития творческих способностей педагогов нашего детского сада был реализован проект «Творческий клуб «Шкатулка чудес». Встречи педагогов в клубе продолжаются и сейчас.
Основная задача клуба состояла не в том, чтобы научить педагогов мастерить какие-то конкретные поделки, а в том, чтобы познакомить с различными техниками их изготовления, подсказать идеи для творчества и фантазии на занятиях по продуктивным видам деятельности, а так же оказать помощь в оформлении группы, веранды, музыкального зала.
Идеи клуба педагоги использовали для проведения мастер-классов с родителями в группах во время родительских собраний, родительских клубов, при подготовке к творческим конкурсам.
Весь рабочий материал систематизирован в копилку «Шкатулка чудес», которая доступна всем желающим.
Результаты работы клуба :
• увлеченность разными видами рукоделия (коллеги с удовольствием демонстрируют свои изделия в детском саду, на страничках блогов в сети интернет);
• повысилось качество совместной с воспитанниками, родителями деятельности по подготовке к творческим конкурсам разного уровня Совместные с родителями творческие работы стали чаще занимать призовые места;
• родители с большей охотой принимают участие в собраниях, родительских клубах, узнавая из повестки, что состоится творческий мастер-класс;
• обогатилась РППС групп.
За два года работы над темой, повышения компетентности педагогов при взаимодействии с родителями воспитанников:
• Повысилось качество взаимодействия с семьями воспитанников. В детском саду не было жалоб со стороны родителей на педагогов.
• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в плане взаимодействия с семьями воспитанников. Каждый педагог составил программу взаимодействия с семьями воспитанников и успешно её реализует.
• Педагоги активно используют современные технологии сотрудничества с семьями воспитанников: организованы родительские клубы, активное участие в конкурсах, праздниках, развлечениях, ежегодно проводятся акции, флэшмобы. Организовано взаимодействие через мини сайты групп, официальный сайт детского сада. Налажено взаимодействие через информационные стенды, телефонную систему вайбер.
• Повышение уровня мотивации к повышению квалификации, трансляции своего опыта. Педагоги транслируют опыт своей работы в педагогических интернет сообществах. Успешно участвуют в профессиональных конкурсах разного уровня.
• Созданы условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи. Много желающих родителей устроить детей в наш детский сад, что говорит о рейтинге учреждения среди других на достаточно высоком уровне.
• Определены основные формы и методы партнёрских отношений ДОУ и семьи. Формы и методы прописаны в программе взаимодействия ДОУ и семей.
• Разработаны методические и практические материалы по поведению различных мероприятий с педагогами : сценарии педсоветов, семинаров-практикумов, деловых игр, дидактических игр, кроссвордов и т. д.
• Повышение компетенции родителей в вопросах семейного воспитания. Родители воспитанников доверяют педагогам в деле воспитания и образования детей.
Эффективность работы педагогов с семьями воспитанников, мною проверена с помощью наблюдений за работой воспитателя, бесед, анализа анкет родителей, анализа отзывов родителей, анализа групповой среды, участия в конкурсах семей. А так же по критериям оценки уровня работы педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников (Н. Н. Гладышева, А. А. Бойко, пособие "Журнал контроля и оценки профессиональной деятельности педагогов ДОО", допущен к использованию в образовательном процессе Приказом Министрерства образования и науки РФ № 16 от 16.01.12 г.
Список использованных источников:
Закон об образовании в РФ.
- "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования". Приказы и письма Минобрнауки РФ. ООО"ТЦ Сфера", 2017г.
«Интерактивные методы в организации педсоветов в ДОУ», О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богославец, «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2008г
- "Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО", К. Ю. Белая, ООО "ТЦ СФЕРА», 2015г.
- "Настольная книга старшего воспитателя", сост. Ю. А. Афонькина, З. Ф. Себрукович, "Учитель", 2015г.
- "Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО", В. И. Савчнко, "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015г.
- "Руководитель ДОО", Фадеева Е. И. ,УЦ "Перспектива", 2014г.
- "Справочник старшего воспитателя", сост. Н. Е. Кочетова, Т. В. Комардина, С. В. Шапошникова, Н. Н. Гладышева, "Учитель", 2015г.
- "Инновационные формы взаимодействия с семьёй", сост. Н. М. Сертакова, "Учитель", 2015г.
- "Управление ДОО в условиях нового законодательства", Р. Ю. Белоусова, А. Н. Новосёлова, Н. М. Подоплелова, ООО "ТЦ СФЕРА", 2016г.
Интернет - ресурсы:
https://1сентября. рф - издательский дом "1 сентября"
https://portalpedagoga.ru/ - портал педагога
https://nsportal.ru - социальная сеть работников образования
https://www.uchmet.ru/ - сайт "Учебно-методический портал".
https://e.stvospitatel.ru - портал электронного журнала старшего воспитателя.
https://moi-universitet.ru - образовательный портал "Мой университет".
https://dovosp.ru/j_dv - сайт электронного журнала «Дошкольное воспитание»