Светлана Гусева
Опыт работы со студентами СПО «Активные формы обучения на занятиях химии»
▼ Скачать + Заказать документы
Активные формы обучения относятся к классу образовательных технологий, как «технологии модернизации обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся».
Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии. Метод обучения является важнейшим компонентом урока, обеспечивая взаимосвязь учителя и обучающегося. По словам А. С. Макаренко «Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и инструмент прикосновения к личности ученика».
Публикация «Опыт работы со студентами СПО „Активные формы обучения на занятиях химии“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
Формы работы, повышающие уровень активности обучения, следующие:
1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – экскурсия и др.).
2. Использование игровых форм.
3. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды).
4. Использование различных форм учебной работы (групповые, индивидуальные, фронтальные и др.).
5. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные и др.).
6. Деятельностный подход в обучении.
Одним из важнейших компонентов процесса теоретического обучения являются методы обучения. Это способы совместной организации деятельности преподавателя и студентов, при помощи которых достигается овладение студентами практических знаний, умений и навыков. При этом формируются основы их профессионального мастерства, серьезное отношение к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.
При изучении дисциплины «Химия», специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» обучаю студентов знаниям основных химических понятий, основных законов химии, основных классов неорганических и органических веществ, методов контроля сложных веществ, выполнять физико-химические эксперименты, проведения качественных и количественных расчетов и т. д.
В процессе обучения применяю методы, которые по источникам знаний и умений разделяются на:
- словесные (рассказ-объяснение, беседы, письменное инструктирование);
- демонстрационные ( наглядные пособия: схемы, плакаты, таблицы, портреты ученых и т. д.).
Проверенной формой организации учебной работы является комбинированный урок. Такие уроки позволяют чередовать труд и отдых студентов. На занятии сначала провожу контроль знаний по изученному материалу. Затем предоставляю студентам группы задавать вопросы отвечающему. При изучении нового материала стараюсь дать необходимые знания студентам и закрепить их на занятии, в результате фронтального опроса.
Распространенной формой проведения урока – является игра. Студенты при проведении игр более активны, заинтересованы. На таких занятиях лучше закрепляются полученные знания и умения. Приведу примеры, используемых мною игр.
При изучении гомологических рядов классов органических соединений я провожу:
1. Игру «Кто быстрее?» и больше напишет формул гомологического ряда данного класса соединений (алканы, алкены, алкины и т. д.). Приглашаю студентов к доске, засекаю время. Написанные формулы проверяют другие студенты группы.
При контроле знаний химических свойств веществ и способов их получения провожу:
2. Игру «Эстафета». Разбиваю группу на три команды, выдаю задания «Осуществить цепочку химических превращений». Выигрывает та команда, которая напишет быстрее реакции и даст правильные названия веществам. Эта игра позволяет закреплять знания химических свойств веществ.
3. «Химический диктант». Читаю студентам 10 – 15 вопросов о свойствах, строении, получении, применении органических веществ (бензол, метан, уксусная кислота и т. д.). Студенты чертят линию со шкалой вопросов. Цифры означают номер вопроса. Ответы оформляются на шкале : если вопрос соответствует данному веществу, то на шкале отмечается черточкой ---, а если нет, то отмечается дугой. Затем на доске зарисовываю правильную шкалу ответов. Студенты самостоятельно сверяют ее со своим ответом и ставят себе отметку.
При закреплении пройденной темы «Углеводороды» предлагаю студентам выполнить тестовую работу по вариантам. Студенты с интересом относятся к такому контролю знаний. Выполнение тестовых работ позволяет быстро и объективно оценить знания студентов.
Теоретические знания химии закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Такие практические занятия, как «Расчеты по химическим формулам и уравнениям», «Составление электронных формул атомов и графических схем электронных слоев» позволяет студентам самостоятельно выполнять задания, используя дополнительный справочный материал, проверить знания теоретического материала и ответить на контрольные вопросы. Лабораторные занятия повышают интерес студентов к дисциплине, ответственное отношение к занятию, умение работать в коллективе. Лабораторные занятия «Испытания растворов солей индикаторами», «Качественное определение углерода и водорода в органических веществах», «Изучение свойств белков» и другие позволяют наглядно видеть и изучать свойства веществ, повышают интерес к будущей профессии. Студенты специальности «Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» будут проводить контроль качества пищевых продуктов. На лабораторных занятиях они получают первичные навыки работы с оборудованием и реактивами. Эффективная работа преподавателя со студентами во время лабораторных занятий позволяет повысить интерес к дисциплине, ответственность за качество самостоятельной работы, а следовательно, повысить качество подготовки специалистов.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от специалиста умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Основные задачи ФГОС – 3:
Научить учиться – Организовать деятельность – Организовать продуктивную деятельность.
Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению задач, возможность применения полученных знаний.
Преподаватель химии Гусева С. А.