Асия Крыганова
Опыт работы «Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ». Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь практически: система занятий должна отражать несколько этапов, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения.
Неоднократное повторение какого-либо отрывка или всего произведения обеспечивает поэтапность обучения. Эта необходимость иногда связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и со спецификой эмоционального реагирования детей.
Публикация «Опыт работы „Малые фольклорные формы как средства овладения элементарными нормами и правилами ЗОЖ“, Часть 2» размещена в разделах
Опыт работы показал, что в момент появления увлекательной игрушки, показа красочной картинки, эмоциональность детей столь высока, что они не слышат взрослого. Малыши всецело захвачены внешней стороной ситуации. Им нужно дать возможность эмоционально пережить и адаптироваться к присутствию, скажем «Сороки-белобоки», яркого петушка, колобка, красивой куклы.
Учеными доказано: наибольшая степень активного освоения в течение одного занятия проявляется не при первом предъявлении игрушки, не при первом прочтении текста, а при повторных показах и попытках (в третий, четвертый раз).
Вот почему необходимо соблюдать принципы повторяемости (цикличности). Детей вначале вводят в русло соответствующей деятельности, а затем удерживают внимание в диапазоне поставленных задач. Это особенно необходимо для детей 2, 3-го года жизни, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования.
Но повторения необходимы не только на одном и том же занятии; необходимо повторять и сами занятия в целом через определенное время.
Принцип вариативности (повторение в несколько измененном варианте) поможет воспитателю закрепить и расширить знания детей. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому свертывается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает им овладеть культурно-гигиеническими навыками и навыками самостоятельной художественно-речевой деятельности.
Благодаря этой систематичной, планомерной работе наши дети научились самостоятельно выполнять навыки самообслуживания. Многие вступают в диалог со взрослыми и детьми, обращаются с просьбой. Могут слушать знакомые произведения без показа иллюстраций, помогают воспитателю подговаривать сказки и потешки при пересказе. А также активно рассказывают об изображениях на картинках игрушках, о событиях из своей жизни.
Применяя в своей работе разнообразные приемы и формы воздействия на детей с использованием фольклора, мы заметили, что дети стали «заказывать» полюбившиеся им произведения. Так, мы стали рассказывать потешки, пестушки.
Детский фольклор позволяет не только облегчить процесс привития культурно-гигиенических навыков ребенка к детскому саду, но и способствует его дальнейшему психическому и физическому развитию.
Для достижения наилучших результатов веду работу с родителями по данному направлению.
- Провела анкетирование «Какими навыками самообслуживания владеет ваш ребенок?», «Здоровый образ жизни».
- Родительское собрание «Формирование представлений у детей о здоровом образе жизни через малые жанры фольклора», а также в адаптационный период «Режим дня, его значение в здоровье ребенка».
- Выпуск книг для родителей и воспитателей «Стихи и потешки к режимным моментам», «Вместе, играя!».
- Привлекла родителей к созданию игровой среды в группе.
- Разработала памятку для родителей «Схема последовательности процессов одевания и раздевания детей раннего возраста» (в уголок для родителей).
- Оформила консультации для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Растим здорового ребенка», «Воспитание культурно-гигиенических навыков в семье», «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка», «Закаляйся, если хочешь быть здоров», «Одежда и обувь для группы», «Игры с детьми в домашних условиях».
- Индивидуальные беседы с родителями: «Питание ребенка», «Режим дня и последствия его нарушения», «Здоровье всему голова», «Формирование навыков кормления и одевания», «От чего болят зубы», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».
В своей работе постоянно прибегаю к методу проектирования. И для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков мной был разработан педагогический проект «Ладушки, ладушки», который включает работу по данной теме во всех направлениях обучения и воспитания (игровая деятельность, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, работа с родителями).
Из опыта работы я поняла, используя малые формы фольклора в работе с дошкольниками в течение дня, я с уверенностью могу отметить положительное воздействие, как на детей, так и на процесс воспитания. Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают там, они улыбчивы, жизнерадостны, в группе всегда звучит смех. В играх самостоятельно используют малые формы фольклора. Режимные процессы становятся для детей делом приятным.
III. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
В результате проделанной работы мною были достигнуты поставленные цели и задачи. Проводимая целенаправленная работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков раннего возраста посредством фольклора дала положительный результат.
1. У детей сформированы представления о здоровом образе жизни через малые жанры фольклора.
2. Дети положительно относятся к режимным моментам.
3. Сформирован интерес к устному народному творчеству.
4. Воспитанники успешно овладели первоначальными навыками самообслуживания.
5. Развилось осознанное отношение к правилам гигиены.
6. У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысился общий культурный уровень.
Итак, творчески используя фольклор, как эмоционально-образное средство влияния на детей, я стараюсь поддерживать интерес к культурно-гигиеническим навыкам посредством фольклора. Это вызывает у детей радость, удовольствие, желание самостоятельно осваивать навыки. Конечно, работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая.
Перспективы работы:
В дальнейшем работа с детьми будет продолжаться, когда они перейдут в 1-ю младшую группу.
Важной задачей будет то, чтобы младшие дошкольники самостоятельно пользовались культурно-гигиеническими навыками.
Адресная направленность:
Данный опыт будет востребован воспитателями ДОУ, как групп раннего, так и дошкольного возраста, решающими проблему формирования и развития культурно-гигиенических навыков детей с использованием художественного слова.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М. М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Изд. Центр «Академия», 1999 г.
2. Аникина «Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып. 1». 1995 г.
3. Бахтин В. С. «От былины до считалки. Рассказы о фольклоре». 1988 г.
4. Буланин Д. «Детский поэтический фольклор. Антология». 1997 г.
5. Грухих В. М. «Словопроизводство в пословицах и поговорках». Русский язык в школе, 1997 г.
6. Зуева Т. В. «Русский фольклор». Флинта: Наука, 2000 г.
7. Лопухина И. С. «Звуки, буквы и слова». «Дельта», 2000 г.
8. Мартынова А. Н. «Детский поэтический фольклор». СПб, 1997 г., №608
9. Неганова Н. «Русский фольклор в жизни малышей». Дошкольное воспитание, 1995 г., №9.
10. Никитина М. А. «Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников». Минск, 2002 г.
11. Новицкая М. «Фольклорная школа». Дошкольное воспитание, 1993 г., №9.
12. Ревина И. «Дни, прожитые с детьми: фольклор и авторская песня в жизни детей». Дошкольное воспитание, 2000 г., №4.
13. Сергеева Д. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит: малый фольклор». Дошкольное воспитание, 1994 г., №9
14. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору». Дошкольное воспитание, 2004 г.
15. Соловьева О. И. «Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду». М., Просвещение, 1998 г.
16. Тарланов З. К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтика». Петрозаводск, 2001 г.
17. Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду». М., Просвещение, 1999 г.
18. Флерина Е. А. «Эстетическое воспитание дошкольников». М., 2004 г.