Татьяна Степура
Совместное с родителями занятие «Верность родной земле» по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная цель программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период – заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителя к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Присоединение детей к прошлому опыту народа, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее позволяет уже в дошкольный период формировать систему ценностей и применять полученные знания в практической жизни.
В возрасте 5-6 лет целями воспитательной программы являются :
Публикация «Совместное с родителями занятие „Верность родной земле“ по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);
- дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;
- создание условий для формирования правильной самооценки.
Для этого возраста разработаны книги для духовно-нравственного развития детей: «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».
У старших дошкольников основными личностными мотивами в общении со взрослыми и сверстниками является потребность в сопереживании и взаимопонимании. Для старшего дошкольника очень важным мотивом является познавательный аспект общения.
В старшей группе ставятся задачи развития:
- монологической и диалогической речи;
-способности понимать эмоциональное состояние других людей, сочувствовать и сопереживать, проявлять эмпатию;
- умения выражать разные эмоциональные состояния в процессе общения;
- умения вступать в диалоговое общение со сверстниками и взрослыми;
- умения использование вербальные и невербальные средства общения;
- взаимопонимания (умение понять сверстника и взрослого, принять точку зрения собеседника, быть терпимым к иному мнению);
- умения делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми;
а также решаются задачи:
-актуализации опыта активного взаимодействия (проявление открытости и доверия к близким людям, умения присоединяться к общению);
- формирования готовности к сотрудничеству (приходить к согласию, уметь слушать и слышать, уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса, участвовать на равных в общем деле).
Первостепенной становится задача дальнейшего развития умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.
В этом возрасте решаются задачи развития умений:
- понимать сверстников и взрослых;
- принимать точку зрения собеседника;
- делиться своими знаниями;
- взаимодействовать в общем деле.
Через освоение первой книги для развития «Верность родной земле» детям раскрываются истоки представлений о героических подвигах воинов — богатырей. Чтение и анализ былин, активные занятия «Верность родной земле» и «Защитники Отечества» выводят детей на понимание того, что «Где вера — там и сила, а где неверие — там и немощь». Вера рассматривается как важнейшая ценность Отечественной духовной культуры. После двухмесячного проживания детьми темы былинных богатырей у наших мальчиков активизируются сюжетно — ролевые и конструктивно строительные игры, отражающие героические подвиги богатырей. И вдруг от мальчишек мы снова слышим такое забытое: «Когда вырасту, я тоже буду защитником. Буду в армии служить».
Взаимодействие с детьми:
Чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле», книги для развития речи «Верность родной земле»;
Активное занятие по 1части книги «Верность родной земле» совместно с родителями;
Оформление выставки «Защитники Отечества»;
Чтение и беседы по содержанию: «Былинные богатыри - славные защитники родной земли», былина «Илья Муромец»; былина «Добрыня Никитич и змей», былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», былина «Бой с несметной ратью под Киевом», былина «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович»;
Рассматривание иллюстраций, картин о богатырях художников: Васнецова, Васильева, Рериха;
Просмотр презентаций о русских богатырях;
Рисование «Богатыри Земли Русской» (Раскрашивание образов русских богатырей (их доспехи и снаряжение)
Работа в альбомах для рисования «Радость послушания»;
Дидактические игры: «Русские богатыри», «Что нужно богатырю в бою», «Да и нет», «Помоги богатырю собраться в поход»;
Словесные игры по былинам «Я начну, а ты продолжи», «Доскажи словечко»;
Разучивание физкультминуток и пальчиковой гимнастики про богатырей;
Взаимодействие с родителями :
Познакомить с книгами для развития «Верность родной земле» и книгами для развития речи «Верность родной земле. Развитие речи»;
Оформление информации «Слово к родителям»;
Проведение развивающего активного занятия с родителями «Верность родной земле»;
Памятка для родителей «Список книг о богатырях, рекомендуемых для прочтения детям»;
Подготовить наглядные пособия и иллюстрационный материал для игровой и продуктивной деятельности;
Первое активное занятие проводится совместно с родителями. Тема: «Верность родной земле»
Ресурсный круг с делегированием «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?»
Наши родители активные участники всех совместных занятий. Воспитатель, родители с детьми сидят по кругу. Присоединение к теме осуществляется при чтении стихотворения И. С. Никитина «Русь». (стр. 22 книги 1 для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле»).
Задание. Вам сейчас надо подумать и ответить на вопрос: «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?»
Вы вместе, родители и дети, в своей микрогруппе, обсудите варианты ответов на этот вопрос. Делегирование ответа поручается ребенку. (Обсуждение, диалог между родителем и ребенком, поиск совместного ответа на поставленный вопрос). На этом этапе мы увидели развитие умений и навыков деятельностного и личностного общения со взрослыми.
Ресурсный круг. По кругу слева направо передавая предмет начинаем высказывать свои суждения со слов: «Мы считаем, что…» (родители могут помочь ребенку с ответом). Все, и дети, и родители с нетерпением ждали своей очереди, высказать свои рассуждения. Ответы у детей получились полными, в ходе ответов они учились начинать свой ответ со слов, мы считаем…. Некоторые ответы повторялись и совпадали, но это не считается ошибкой во время работы в ресурсном круге.
На этом этапе решили задачи: актуализации опыта активного взаимодействия (проявление открытости и доверия к близким людям, умения присоединяться к общению);
- формирования готовности к сотрудничеству (приходить к согласию, уметь слушать и слышать, уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса, участвовать на равных в общем деле).
Заключительная часть.
Что вы почувствовали во время этого разговора? На этот вопрос больше отвечали родители. Очень порадовало присутствие пап, как представителей сильного пола, защитников отечества.
На вопрос: что узнали нового? Прозвучали ответы мам, что дети так много знают и могут отвечать и имеют свою точку зрения, спорят и доказывают свои суждения.
На вопрос: чей ответ вам понравился больше? – дети смогли даже аргументировать, что в ответе какого ребенка понравилось. Значит, что все внимательно выслушивали ответы товарищей, запомнили интересные ответы.
На этом этапе решили такие задачи развития:
- монологической и диалогической речи;
- умения вступать в диалоговое общение со сверстниками и взрослыми;
- взаимопонимания (умение понять сверстника и взрослого, принять точку зрения собеседника, быть терпимым к иному мнению);
- умения делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми;
При подведении итога работы, я, воспитатель, обратила внимание на позитивный опыт общения, совместного обсуждения.