Елена Красикова
Активное занятие «В преддверии светлого праздника Рождества» с детьми по программе «Социокультурные истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Активное занятие с детьми
Тема: «В преддверии светлого праздника Рождества»
Воспитатель: Красикова Елена Анатольевна
МБДОУ №31 «Медвежонок»
г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Цель: Присоединение детей к осмыслению духовно – нравственной категории человека: «Светлая Надежда».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения великого православного праздника «Рождество», дать представление о его значении.
Публикация «Активное занятие „В преддверии светлого праздника Рождества“ с детьми по программе „Социокультурные истоки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Рождество. Сценарии рождественских праздников для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
2. Активизировать познавательный интерес к духовному миру, расширять словарный запас.
3. Совершенствовать коммуникативные и речевые навыки.
4. Закреплять умение работать в паре, слушать друг друга и договариваться.
5. Воспитывать бережное отношение к духовным традициям русского народа.
6. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, желание заботиться о близких.
Предварительная работа : Чтение произведений И. С. Шмелев «Рождество»,Ф. М. Достоевский «Божий дар»,К. Лукашевич «Под Рождество»,В. Бенедиктов «Елка», А. Плещеев «Зимний вечер». Слушание: «Рождество» муз. Верижникова, «Рождественская колыбельная»; Пение: «Рождественская песенка» муз. Синявского, песни зимних колядок; страница альбома «Рождественское чудо». Рассматривание иллюстраций о Рождестве.
Материалы и оборудование: Книга для развития детей 5-6 лет «Светлая Надежда»; Истоковедение Том 17 стр. 125, Истоковедение Том 5 стр. 127, ёлочные украшения, сувениры – ангелочки, по количеству детей, сундук, макет вертепа, фигурки Девы Марии, Ангелов, волхвов, животных, звёзды.
План:
1. Работа в группе. Беседа с детьми на основе прочитанного рассказа: «Предание о первой рождественской елке» Е. Ивановской
2. Ресурсный круг «Что за чудо произошло в рождественскую ночь?»
3. Выполнение задания: раскрашивание страницы альбома «Рождественское чудо» (стр. 11)
4. Рефлексия.
Ход занятия:
1. Присоединение к теме: (дети заходят в зал, становятся полукругом)
Воспитатель: Добрый день, ребята! Меня зовут Елена Анатольевна. Мне очень приятно видеть ваши добрые улыбки и ласковые глаза. Давайте возьмемся за руки и поделимся друг с другом своим теплом и добром. А я вам пожелаю самого главного – здоровья.
Слышится стук в деверь, заходит человек, который передает флэшку со словами: «Елена Анатольевна, вам просили передать».
Воспитатель: Спасибо! А что это? (удивляется) Давайте посмотрим (Обращение к детям)
Вставляет флэшноситель в ноутбук
На экране видеообращение «Поздравляем вас с наступающим праздником! Желаем мира, добра, тепла и дарим…» (звук шипения)
Воспитатель: Ой, это же дети из нашего детского сада «Медвежонок». Интересно…что же они хотели вам подарить? (Звук шипения)
На экране появляются изображения рождественских открыток.
Воспитатель: Какие интересные открытки. Что на них изображено?
Дети отвечают на вопрос (Христос в яслях, летящий ангел со звездой в руках, ёлка)
Воспитатель: Да, ребята, очень часто на таких открытках мы видим наряженную елку или еловые ветки. Вы догадались, с каким праздником нас поздравляли ребята?
Дети отвечают на вопрос: (Новый год, Рождество)
Воспитатель: Да, ведь ёлка – символ Рождества, символ рождения новой жизни. Эти открытки славят Христа в день его рождества. А что такое Рождество? Послушайте, как звучит: РОЖДЕСТВО. На какие слова это похоже?
Дети отвечают на вопрос:(Родиться, День рождения, рождение)
Воспитатель: Да, 7 января родился Христос. Он учил нас добру, милосердию, любви и светлой надежде, что всё будет хорошо. Со светлой надеждой человек начинал добрые дела и совершал добрые поступки. А ещё на этих открытках много звезд, а знаете почему? Дети отвечают на вопрос Воспитатель: Потому что в этот день произошло Рождественское чудо, и звезды упали с неба и рассыпались.
Воспитатель: Давайте представим, что мы оказались в том месте, где это чудо произошло (приглашает детей присесть на ковер).
2. Ресурсный круг «Рождественское чудо».Основной этап.
Воспитатель рассказывает о празднике Рождества Христова и читает «Предание о первой рождественской елке» (автор Е. Ивановская (перед детьми макет мрачного и неухоженного вертепа).
Воспитатель: В мрачной пещере прямо на соломе родился учитель и спаситель людей Иисус Христос. Послушайте, что рассказывает об этом «Предание о первой рождественской елке».
«Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:
- Он спит в пещере в простых яслях. Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос!
Воспитатель продолжает рассказывать
И полетели Ангелы искать, чем же украсить пещеру. Один – на юг, где всегда тепло и растёт много прекрасных цветов. Набрал он алых роз, белых, лилий, веселых гиацинтов…И все цветы принес в пещеру.
А другой Ангел полетел на север. Но там как раз была зима, всё покрылось тяжелым снегом. И Ангел не нашёл никаких цветов, хотел уже лететь назад, но вдруг увидел среди снега одинокую елку, задумался и прошептал:
- Ну, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из растений севера, посмотрит на маленького Христа. И унёс ёлочку с собой в пещеру.
Разворачивать вертеп и продолжает чтение
Красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу:
- Тс! Тише! Он уснул!
А маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и очень опечалилась:
-Зачем я такая некрасивая и простенькая. Мне в такой праздник нечем и самой обрядиться, и пещеру украсить…И она горько заплакала.
Когда Дева Мария увидела это, Ей стало жалко елку. И Она подумала:
- Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы эта елочка грустила.
Она улыбнулась и сделала знак рукой.
И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие звезды и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.
А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом:
- Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех?
И елочка чувствовала себя вполне счастливо. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память первой елки - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.
Воспитатель: Скажите ребята, что за чудо произошло в рождественскую ночь?
Дети отвечают на вопрос:(Родился Христос)
- Чем украсили ангелы пещеру, где родился Христос? (Цветами и елочкой)
- О чем грустила маленькая елочка? (О том, что она некрасивая и простенькая, и не может украсить пещеру).
- Какое еще чудо произошло? (Звезды упали с неба, украсили елочку, и она стала красивее всех).Воспитатель, используя педагогический прием «Передай звезду», предлагает каждому ответить на вопрос: «А какого чуда ждёте на Рождество вы?»(Весёлого праздника, подарков, здоровья близким, счастья и др.)
Воспитатель подводит итог разговора: «Люди любят праздник Рождества потому, что считают: именно в это время чудеса сбываются».
3. Работа в парах. Выполнение задания - раскрашивание страницы альбома «Рождественское чудо»
Воспитатель: А сейчас попробуем создать маленькое рождественское чудо своими руками? (Воспитатель приглашает детей за столы)
Ребята, рассмотрите страницу из альбома «Рождественское чудо», что на ней нарисовано (Елка)
Сделаем её красивой и нарядной! Работать будем парами. Решите между собой, кто будет раскрашивать елочку, а кто шарики. Приступайте к работе. (воспитатель мотивирует на выполнение задания, общение детей, хороший результат)Маша, что ты будешь раскрашивать, а ты, Ваня, раскрашиваешь елочку? Что ты выбрала, Катя? А вы как договорились? Какие красивые елочки! Я вижу, что чудо у нас свершилось. А если кто-то не успел завершить свою работу, то вы сможете закончить ее в группе.
4. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, а посмотрите, тут тоже есть ёлка (Дети проходят к ёлке.)
-Какая она? (Колючая, зелёная, высокая, пушистая, душистая.) Только она какая- то грустная, как та елочка из сказки. Как вы думаете, почему? (Она не украшена. Её надо украсить.)Да…Ой, а это что? (Обращает внимание на сундук под ёлкой. Достаёт, ставит на модуль или столик)
- Интересно, что там! (Открывает, заглядывают, достаёт звезду)
- Восхищение. Это же звёздочки! Давайте украсим ими нашу ёлку. Только сначала надо сказать добрые пожелания своим родным или друзьям. Рождество – это светлый праздник надежды на все самое хорошее. На Рождество происходят чудеса, и если пожелать что-то не только для себя, но и для близких, родных людей, то чудо обязательно сбудется и наши надежды оправдаются.
Воспитатель вешает на ёлку звезду и говорит своё пожелание. Затем дети вешают звёзды на ёлку со своими пожеланиями.
- Большое спасибо вам, ребята, мне было очень интересно и приятно общаться с вами. А что запомнилось вам? Что у вас получилось лучше всего? А что не совсем? Ответы детей
Ой, кажется, чудеса ещё не закончились, смотрите, как светится наш волшебный сундучок. Может, там ещё что-то есть? (Заглядывают и находят ангелочков)
-А вот вам и подарки! Это ангелочки, теперь они будут охранять и беречь вас от всех бед и неприятностей! Всего вам доброго, душевного тепла и светлой надежды, уверенности в добром исходе! До свидания!