Эльза Ахмадишина
Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Технология проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе
ДОКЛАД
на тему: «Технологии проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе»
Подготовила: учитель дефектолог Ахмадишина Эльза Фазгатовна
В детском саду ребенок осваивает такие виды деятельности, как: рисование, конструирование, лепка и другие. Эти виды деятельности называют продуктивными, потому что дети осваивают культурные образцы, которые предъявляет взрослый (например, способы рисования, умение изобразить конкретный образ, использовать пространство листа, цвет и т. п.) и создает какой-либо продукт (рисунок, поделку). Двигаясь от простого к сложному, ребенок достигает технического совершенства, что и является конечной целью взаимодействия ребенка с взрослым. К сожалению, такое взаимодействие чаще всего не попадает в зону ближайшего развития ребенка, поскольку большую часть времени дети выполняют инструкции взрослого. Чтобы придать значимость усилиям детей, педагоги на некоторое время вывешивают детские рисунки, выставляют их поделки. И хотя эти продукты можно предъявить окружающим, они выражают не творческий замысел ребенка, а педагогический замысел воспитателя. Качество детской работы о оценивается по тому, насколько точно ребенок выполнил инструкцию педагога, а не по тому, как он выразил собственное видение окружающей реальности или обнаружил новое решение. Более того, стремление к окончательному результату (рисунку или поделке) приводит к тому, что сам процесс обучения новому уходит на второй план.
Публикация «Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проектная деятельностьпредставляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах:
1. Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие оказывается невозможным.
Другими словами, если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной – все действия ребенок выполнил в рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникает только тогда, когда ребенок видит проблему и задумывается над ее решением. Например, ребенок видит, что во время рисования кисточки пачкают стол. Если он увидит эту ситуацию как проблемную, то может прийти к выводу, что нужно сделать что-то такое, куда можно положить или поставить кисточки, чтобы они не пачкали все вокруг. В этом случае действия ребенка попадают в зону ближайшего развития: с одной стороны, это новый опыт для ребенка, а с другой, ребенок не сможет реализовать свой замысел без участия взрослого.
2. Проектная деятельность, в отличии от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
В ходе продуктивной деятельности взрослый предлагает образец и задает алгоритм действий ребенка. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. При этом важно не просто выбрасть один вариант, а обсудить возможные варианты, их эффективность и только потом решить, что именно нужно сделать. Приведем пример. Ребенок хочет сделать подставку для кисточек. Сначала он пытается представить несколько вариантов изготовления подставки. Поскольку в дошкольном образе доминирует образное мышление, то лучше всего предложить ребенку нарисовать разные варианты изготовления подставки. Создав несколько ребенок сможет удержать в своем сознании несколько вариантов. Потом нужно сравнить их друг с другом, найти их достоинства и недостатки. Фактически каждый вариант позволяет ребенку лучше понять то, что он собирается сделать, и уяснить последовательность действий. При изготовлении подставки ребенок может использовать различные материалы, поэтому при выборе варианта он может учитывать материал будущей работы (бумага, дерево, пластилин и т. п.).
Замысел ребенка, как правило, немного опережает его технические возможности, поэтому ему трудно рассчитывать на помощь других детей. Необходимо участие взрослого, в первую очередь родителей. Совместная реализация детского замысла позволяет взрослым и детям лучше понять друг друга и установить доверительные отношения.
Роль педагога в поддержке реализации детского замысла не должна выливаться в готовность выполнить творческое действие за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или выдвижение возможных способов решения проблемы. Педагог должен организовать проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои варианты решения, то есть, он должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу.
3. проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
Субъектность ребенка выражается в наличии собственного мнения или отношения к той или иной ситуации. Она может проявляться с различной степенью выраженности. Так, ребенок может высказать оригинальную идею либо поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В любом случае педагог должен подчеркнуть своеобразие его идеи и поощрить за высказывание своего мнения.
4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идеи ребенка, но и реализацию его смыслов.
Если ребенок проявляет инициативу, он показывает, что эта ситуация для него чем-то значима. Поэтому, прежде чем приступить к решению проблемы, нужно понять, что именно вызвало отклик у ребенка.
5. Проектная деятельность имеет адресный характер.
Поскольку в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда пишет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Коротко хотелось бы представить некоторые виды проектной деятельности :
1. Исследовательский проект. Как следует из названия, исследовательских проект предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проектазанимает около месяца и включает в себя четыре этапа:
Первый этап – создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.
На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т. д.
Третий этап – презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы. Родители обязательно должны присутствовать на презентации. В случае необходимости они могут помочь ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.
Четвертый этап. После презентации работы с проектами не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные названия и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектом. О окончании выставки проект включается в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.
Творческий проект.
В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям не легко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объективно ее оценивать, то есть понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Ребенок должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть умение видеть позицию другого, а значит, перейти на новый уровень интеллектуального развития. Существенным отличием творческого проекта от исследовательского является его долгосрочность. Обычно только обсуждение и выбор идеи занимает 2-3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить проект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).
На первом проводится подготовительная работа, в ходе которой обсуждаются возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы.
На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Обсуждаемая тема должна лечь в основу коллективного проекта.
На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. По ходу высказываний педагог должен отмечать наиболее оригинальные идеи, чтобы в дальнейшем (если д дети их не воспроизведут, напомнить о них.
На четвертом этапе педагог предлагает детям зарисовать свои идеи, а затем подумать о том, что необходимо для их реализации.
На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы. В заключении этого этапа выбирается идея, которая и будет реализовываться в ходе творческого проекта. При этом выбор идеи осуществляется следующим образом. Воспитатель дает детям фишки, с помощью которых они «голосуют» - кладут на тот рисунок, в котором выражена наиболее интересная, с их точки зрения, идея.
Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.
На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла. Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.
На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт. Проектная деятельность предполагает социальную презентацию. Которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих.
Проектная деятельность, как отмечалось выше, позволяет дошкольнику проявить себя как личность. Главная особенностей этой деятельности заключается в том, что она осуществляется в пространстве возможностей, где нормы четко не заданы, не определены. В этом случае, в отличие от традиционного образования, и педагог, и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Технология проектной деятельности ориентирована на исследование как можно большего количества заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути.
Прикреплё нные файлы:
prezentacija555_cu6tm.pptx | 471,14 Кб