Людмила Фомина
Активизация словаря детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Фомина Л. П.
Хрипкова Н. П.
Активизация словаря детей раннего возраста
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение высшего образования
Северный Арктический федеральный университет
имени М. В. Ломоносова
г. Архангельск
В настоящее время дошкольные образовательные организации находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений (9).
Темочки:
Основные задачи развития речи детей дошкольного возраста сформулированы в ФГОС ДО. Реализация задач включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. ФГОС ДО нацеливает на использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи, где дети получают знания о форме, цвете, размере; развитии мелкой моторики, формировании четких образов и понятий [11].
ФГОС ДО при реализации основной программы дошкольного образования призывает к выполнению определенных требований, в частности к психолого-педагогическим условиям :
- индивидуализация психологических и педагогических воздействий;
- согласованность, сочетаемость, насыщенность использования различных сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние, двигательная сфера и др.);
- учет особенностей психического, эмоционального, двигательного и речевого развития;
- учет особенностей вида и темпа деятельности;
- использование интерактивных форм образования;
- творческий характер образовательного процесса;
- учет возрастных особенностей;
- построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей ребенка [1].
Развитие речевой деятельности ребенка зависит от организации игровой, предметно-пространственной среды, подбора игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий, их развивающего потенциала, расположения, доступности для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей мы создаем пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя:
- различные наборы картинок и с изображениями животных, птиц, овощей, фруктов, посуды, одежды, мебели, игрушек;
- дидактические и звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звучания (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки);
- разные виды дидактических игр : лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками;
- уголки игр и уединения: ряжения, книжный, театрализованный, физкультурно-оздоровительный;
- наборы предметов для сюжетно-ролевых игр, таких как магазин, семья, парикмахерская.
Для активизации речи детей раннего возраста немаловажное значение должна иметь речь педагога: темп, тембр, выразительность, умение разговаривать с детьми. Если речь чёткая, выразительная, неторопливая, то и слова и фразы, сказанные детям не будут случайными: педагог сделает их достоянием собственных высказываний ребёнка [6]. Большую требовательность следует предъявлять к жестам, мимике. Маленькие дети быстро реагируют на выражение лица воспитателя: воспитатель широко открывает глаза от удивления и также широко открываются глаза у детей, воспитатель сделал грустное лицо и у детей на лицах грусть [4].
В настоящее время проблема развития активной речи детей раннего возраста является актуальной по ряду причин:
- ранний возраст - это период более быстрого, интенсивного развития всех психических функций. Основным новообразованием этого периода является овладение речью, которая становится основой для дальнейшего развития ребенка;
- речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;
- растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе [9].
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша [5].
Активизировать детский словарь - значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активное. Новые слова должны входить в словарь в сочетании с другими словами [2]. Хорошая речь – важное условие многогранного полновесного развития ребёнка. Чем богаче и вернее речь ребенка, тем проще ему выразить собственные мысли, тем обширнее его возможности в узнавании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее коммуникации со сверстниками и взрослыми, тем деятельнее проходит его психическое развитие [7].
Опыт работы с детьми раннего возраста в Детском саду № 19 «Зоренька» САФУ имени М. В. Ломоносова, где функционирует три группы раннего возраста показывает, что самыми эффективными приемами в работе с детьми по активизации словаря является использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности ребенка со взрослым доставляет малышам огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали в свое время К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, П. Ф. Лесгафт и др. К. Д. Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр [9]. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: «Идет коза рогатая…», «Ладушки – ладушки…», «Петушок – петушок…», «Пошел котик на торжок» [8]. Следовательно, огромное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном контакте со взрослыми.
Мы приобщаем детей к художественной литературе через знакомство: со стихами известных детских поэтов - А. Барто «Игрушки», К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище», С. Капутикян «Маша обедает», В. Берестов «Мишка, мишка лежебока», «Больная кукла»; с рассказами - Е. Чарушин «Курочка»; Л. Толстой «У Розки были щенки»; В. Сутеев «Три котёнка», «Под грибом»; с русскими народными сказками - «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и др.
Для активизации словаря при повторении знакомых потешек, сказок, стихов используем приём договаривания детьми слов – «Уронили мишку на (пол). Жили были дед и (баба). Петушок, петушок, золотой (гребешок).
Для развития речевой активности детей раннего возраста придаем особое значение:
- звукоподражаниям - поезд едет – чух-чух-чух; петушок поет - ку-ка-ре-ку; часы идут – тик-так, и т. д. ;
- упражнениям на мелкую моторику руки - «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Пошли пальчики гулять», «Мы капусту рубим- рубим» и др.
Пальчиковые игры эмоциональны и увлекательны, они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы [3]. Так взрослые с помощью пальчиковых игр радуют детей и вместе с тем развивают речь и мелкую моторику. Игровая деятельность формирует добрые взаимоотношения между детьми, а также устанавливает контакт между взрослым и ребенком:
- чистоговоркам: са-са-са - прилетела к нам оса, за-за-за - в гости к нам пришла коза, су-су-су - мы встретили лису;
- скороговоркам – у медведя нет корзины, собирает в рот малину; любовалась цыплятами курица, что ни цыплёнок, то умница.
Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. На основе практических действий определяем содержание речевой активности с помощью : хороводных игр: «Пузырь», «Карусели», «По сугробам мы идём».
Игры с песком развивают у малышей тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, координацию движений, мышление, внимание, речь и память. Используя песочную терапию, которая близка малышам с самого детства (они сидят в песочнице, и первые слова, первые межличностные отношения и общение у них происходят именно там, помогаем детям раскрепоститься, почувствовать себя защищенными, т. к. игры с песком развивают мелкую моторику рук, снимают мышечную напряженность, оказывают благотворное влияние на снижение психофизического напряжения и развитие речевой активности. Применение данного метода создает весьма благоприятные условия для формирования целенаправленного связного речевого высказывания и оздоровления организма в целом.
В результате целенаправленной работы к трем годам дети уже проявляют способность к речевому анализу: если ребенок даже сам не произносит правильно слово, может уловить произношение этого слова с ошибками у другого ребенка; различают сходно звучащие слова (ребята-жеребята, Машулька-красотулька и пр.). Но вот связную речь дети воспринимают на слух сложнее, поэтому в раннем возрасте мы показываем образец интонации, чтобы ребенок мог воспроизвести фразу радостно, грустно, строго, вопросительно и пр.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности. Процесс обогащения и активизации словаря детей используется с помощью разных методов и приемов словарной работы с учетом психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка, особенностей самого вида деятельности, поощрения двигательной, познавательной активности малыша, общения с ним в процессе игры. Результатом работы становится правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Библиографический список
1. Архипова Е. Ф. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - № 9 (61). - С. 45-46.
2. Бабенко А. Изучение уровней развития словаря у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/ (дата обращения 07.11.2016).
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – С. 7.
4. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду/ Пособие для воспитателя детского сада. - М. : «Просвещение», 1974. – С. 17.
5. Воспитание детей раннего возраста : Пособие для воспитателя детского сада / В. В. Гербова, Р. Г. Казакова, И. М. Кононова и др. : Под ред. Г. М. Ляминой. – М. : Просвещение, 1981. – С. 5.
6. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – С. 8.
7. Касьянова А. В., Васильева НН., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста/ Педагогическое мастерство: материалы IV международной научной конференции (г. Москва, февраль 2014). – М. : Буки-Веди, 2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/ (дата обращения 05.11.2016).
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
9. Рашкинене Н. В. Методы и приёмы развития активной речи детей в раннем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doshkolnik.ru›razvitie-rechi/10836-razvitie.html (дата обращения 08.11.2016).
10. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. – М. : «Просвещение», 1968. – С. 301 - 302.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.