венера юсупова
Консультация «Как активизировать развитие речи у ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Юсупова Венера Фаритовна, воспитатель, МАДОУ города Нижневартовск ДС №40, «Золотая рыбка».
КАК АКТИВИЗИРОВАТЬ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У РЕБЕНКА?
Чтобы ребенок и скорее заговорил, многие родители пристают к нему: «Скажи мама?», «Скажи стул, ложка». и к радости он уже в 8-10 месяцев начинает отчетливо повторять за ними слова и даже выражения, поражая всех своими «необыкновенными способностями». Такие игры развивают у ребенка подражание звуковому образцу, и долгое время это считалось едва ли не единственным источником развития речи, а сами игры в «Скажи» - основным методом обучения.
Публикация «Консультация „Как активизировать развитие речи у ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Однако простота метода и его эффективность для развития речи сомнительна: прямой связи между подражанием и активной речью нет. Ребенок может самостоятельно воспроизвести выученное слово, но никогда не употреблять самостоятельно, по смыслу.
Воспроизведение речевого звука – это не есть собственное слово ребенка. Его первые слова по звучанию не похожи на слова взрослых. И все же подражание – необходимое условие овладения речью: ведь дети всегда говорят на языке родителей, используя те же звуки и слова, выражая и отражая собственные впечатления, действия, что их делает собственными словами ребенка, а не звукоподражанием.
Вот несколько приемов, которые нужно использовать в развитии речи ребенка 1 – 3 лет.
СОВМЕСТНОЕ РАССМАТРИВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ
- Взрослый совместно с ребенком наблюдают за живыми или игрушечными объектами. При этом он выразительно описывает все, что они видят.
Например: Смотри, какой щенок, какие у него лапки,
хвостик, потрогай, какой он мягкий, пушистый.
Щенок спокойно и сидит,
давай его позовем – кути, кути, кути,
иди сюда! Погладим…
ИЛИ
- Смотри, какая машинка!
У нее дверцы, колесики, окошки.
Она может ездить туда – сюда.
Давай ее покатаем.
Поехала машинка, давай вместе скажем
- Поехала машинка.
РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ИЛИ КАРТИНОК
Взрослый вместе с ребенком рассматривают знакомые картинки или фото.
- это кто? А это кто, - спрашивает взрослый, а что он делает? А где собачка? Покажи дом.
Если ребенок молчит, то можно подсказать ответ, но стараться добиться ответа ребенка.
На третьем году жизни вопросы могут быть сложнее.
ЗВУКОВОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ
Любые действия ребенка нужно обозначать и сопровождать определенными звуками. Например, рисуя штрихами дождь, он произносит «кап-кап-кап»;
Стучит молоточком «тук-тук-тук»,
Играет в игрушечный барабан «бом-бом-бом».
Разумеется, обучает этим звукоподражаниям взрослый, ребенок сначала повторяет за ним, затем они вместе сопровождают звуками действия ребенка, а потом одновременно и то, и другое.
РЕЧЕВОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ, ИГР.
Более сложный вариант предыдущего приема: ребенок свои действия сопровождает не звуками, а развернутой речью. Конечно до трех лет ее задает взрослый, используя народные игры с простыми и постоянно повторяющимися стихотворными строчками, подсказывающими, что и в какой последовательности нужно делать.
Например, игра «Зайка» (взрослый вместе с детьми встает в круг, поет песенку и сопровождает движениями):
Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,
Вот так, вот так, и ушами шевелит!
(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, надо лапочки погреть!
(Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку. Затем встают)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
Скок - скок — скок - скок, надо зайке поскакать!
(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)
Кто - то зайку напугал, зайка прыг и убежал.
Очень много приемов можно использовать для развития речи ребенка: чтение потешек, сказок, поручения, требующие ответа – действия, рассматривание картинок.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Список литературы:
1. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит
2. Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Пособие для воспитателей и родителей.
3. Федоренко Л. П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва 1977г.