Светлана Георгиевна Максимова
Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование является одним из важных видов деятельности, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Изучая свойства объектов неживой природы, дети знакомятся с новыми понятиями, словами, уясняют их смысловую нагрузку и в дальнейшем активно используют их в речи. Словарный запас детей расширяется и активизируется в речи.
Например, при изучении свойств снега дети подбирают определения к словам: снег - мягкий, пушистый, рыхлый, колючий, блестящий.
Публикация «Активизация речевого развития детей при ознакомлении с неживой природой» размещена в разделах
- Неживая природа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Расширяется глагольная лексика: снег - скрипит, падает, кружится, ложится, сверкает, хрустит.
Дети образуют родственные слова: снег - снежок, снежинка, снегопад, снеговик, снежный, снегири.
Подбирают синонимы к словам: блестит - сверкает, искрится, переливается, серебрится.
Одновременно проводится работа по формированию грамматически правильной речи. Предлагаю детям подобрать предметы к признакам:
снежный - ком, дворец;
снежная - буря, королева;
снежное - поле, облако;
снежные - сугробы, метели.
Дети учатся согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе:горка из снега - снежная горка; замок из песка - песочный замок; ваза из глины - глиняная ваза.
Словесные игры, направленные на развитие различных видов речевой активности, позволяют каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.
Игра «Все наоборот» является универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности детей. Предлагаю детям не только по-добрать антонимы, но и аргументировать свой ответ (почему). Например, дождь наоборот. Может быть, это струи воды, бьющие снизу из-под земли? От обычного дождя можно укрыться под зонтиком, плащом. А как укрыться от дождя наоборот?
Прием инверсии всегда считался уникальным средством развития воображения. На его основе любому предмету, объекту или явлению приписывается не только прямо противоположная функция, но и придумывается совершенно новый предмет (объект, явление). Игра «На что похоже?» является великолепным средством развития метафизического мышления ребенка. Отличительной чертой метафоры являются широкие и свободные границы образного значения. Метафора заставляет активно работать воображение. Благодаря таким играм рождаются чудесные детские метафоры типа: «разноцветный мост» - радуга, «звонкая дорога» - ручей, «сверкающие бусы» - роса., а обыденные вещи, объекты и явления обретают художественное обрамление, одухотворенность. Многие слова для неискушенного слуха детей звучат как метафоры, поддающиеся раскрытию (дождь идет, вода цветет, сахар - песок).
Эффективен в работе с детьми прием оживления, ведь им от природы свойственен анимализм - одушевление всех предметов и явлений окружаю-щей действительности. При изучении свойств воды предлагаю детям поиграть в игру «Капельки», а после этого составить мини - рассказ по началу: «Когда я была капелькой.» (вариант рассказа «Когда я была капелькой, я упала на красивый цветок в саду. Я умыла его нежные лепестки, и он стал еще прекраснее. Я напоила его водой»).
Противоречие - основа диалектики, оно является двигателем прогресса и составляет ядро подлинного творчества. Суть противоречия состоит в том, что для решения не всегда имеются готовые образцы и, следовательно, необходимы некоторая смекалка, сообразительность, простор воображения для того, чтобы справиться с проблемной ситуацией.
Игра «Хорошо - плохо» направлена на то, чтобы дети выявили положительные и отрицательные свойства, функции какого-либо предмета, явления. Свои ответы дошкольники пытаются оформить в виде сложноподчиненного предложения.
Например, вода - это хорошо, потому что она необходима всем живым организмам.
Вода - это плохо, потому что весной, когда тает снег и разливаются реки, может быть наводнение.
Игра «Чужое слово» развивает не только речь, но и подлинное пони-мание художественного произведения. В поэтической речи ребенок улавливает особенно четкий ритм, удачную рифму, а в дальнейшем пытается самостоятельно сочинять стихи.
Предлагаю детям послушать стихотворение и обратить внимание на то, что одно слово в нем чужое. Надо найти «чужое» слово и угадать, чье место оно заняло. Например:
Стала льдом вода и грязь,
Снег покрыл дома.
Это, значит, началась
В городе весна.
(Зима)
Обговаривая содержание опытов, дети охотно вступают в диалог. Развивается и монологическая речь. При составлении описательных, творческих рассказов, рассказов из личного опыта дети активно используют в своих высказываниях уже наработанную лексику.