Галина Бехтерева
Агрессивный ребёнок. Консультация
▼ Скачать + Заказать документы
Если агрессивность ребенка становится привычной, она свидетельствует об эмоциональном неблагополучии, служит сигналом тревоги и должна насторожить родителей. Вместо того, чтобы обвинять ребенка в злобности, следует понять, что он несчастлив, и постараться найти причину.
У детей в возрасте двух-четырех лет, не умеющих выразить свои желания и просьбы, одной из форм общения являются удары и кусание. Так ребенок выражает свое состояние, когда сердится или чего-нибудь не хочет.
Публикация «Агрессивный ребёнок, Консультация» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
В некоторые периоды своего развития ребенок проявляет агрессивность : когда его приучают к опрятности, он нередко отвечает агрессивными выходками на требования окружающих. В возрасте около 2 лет слово "нет" является ключевым словом в сценах раздражения и гнева, устраиваемых ребенком. К 3 годам он топает ногами с упрямым видом, отказываясь подчиняться. Агрессивное поведение может носить скрытый, замаскированный характер: например, ребенок с силой распахивает дверь, притворяясь, что не заметил входящего человека. Ребенок может действовать наперекор, если с ним обращаются непоследовательно, или закрывают глаза на его плохое поведение. Такая реакция ребенка не является признаком трудного и властного характера, она возникает всякий раз, когда ребенок вступает в сложный, кризисный период своего развития. Его сопротивление, отказы, взрывы гнева обнаруживают личность, стремящуюся к самовыражению, самоутверждению.
Агрессивное поведение может превратиться в привычку, хотя это нормальная стадия развития ребенка. Такие дети превращаются в настоящих драчунов, если, подрастая, не научатся общаться с окружающими с помощью речи и подавлять свою агрессивность.
Если ваш ребенок ударил другого, поднимите обиженного, пожалейте его, скажите, что Ваня не хотел его обидеть. Проводите его. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, и он замечает, что остался в одиночестве. Если это повторится несколько раз, то агрессивный ребенок поймет, что такое поведение не в его интересах.
С самого начала в процессе общих игр приучайте детей к необходимости соблюдать правила общения без драк. И если ребенку нужна игрушка, в которую играет другой, необходимо подождать. Как бы трудно ни складывались отношения ребенка со своими сверстниками, лишать его общения с ними ни в коем случае нельзя. Оно необходимо ребенку для полноценного развития. В совместных играх дети учатся считаться с другими, т. е. помогать, уступать, не обижать, не отнимать, делиться. Это поможет человеку в дальнейшей жизни контактировать с окружающими.
Чтобы изменить плохое поведение, нужно успокоить детей, необходимо развести их. И не нужно преподносить это как наказание. Объясните, что делаете это, чтобы все успокоились, и тогда никому не будет обидно. И если дети реагируют должным образом, необходимо похвалить их.
Агрессивность всегда сопровождает кризисное состояние, когда ребенку трудно приспособиться к новым требованиям, расстаться с некоторыми привычками, но она также свидетельствует о динамизме и жизнеспособности развивающейся личности. Когда кризис преодолевается и сложный период проходит, все встает на свои места, систематического проявления агрессивности больше не наблюдается, равновесие восстанавливается. В этом смысле агрессивность является признаком хорошего состояния здоровья.
Большинство агрессивных действий детей сосредотачиваются вокруг предметов: дети отнимают друг у друга игрушки, защищают свои игрушки от попыток их отобрать и т. п. Агрессию следует отличать от настойчивости, которая включает защиту имущества или прав (например, отказ разрешить взять игрушку) или упорство в своих желаниях или стремлениях. Одна из задач вхождения ребенка в общество состоит в том, чтобы научить социально приемлемым формам настойчивости и одновременно помочь избежать недопустимого агрессивного поведения.
Хотя уровень агрессивности детей зависит от конкретной ситуации, существуют также устойчивые индивидуальные различия в склонности к агрессивному поведению. Например, рождение нового ребенка в семье. Агрессивные дети способны безжалостно изводить малыша - тискать, толкать, щипать или даже способны ударить при всяком удобном случае. Садистские нападки, как физические, так и словесные, необходимо пресечь, поскольку они вредны и жертве и нападающему, оба малыша нуждаются в поддержке родителей. И тому, и другому ребенку необходимо внимание мамы и папы. Проводите с каждым из них несколько минут, несколько часов, но пусть это будет исключительно его время. И не говорите с ним о братике или сестричке. Пусть за это время ребенок почувствует, как вы его любите, как он вам нужен. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводит к накоплению внутреннего психического напряжения у детей, которые стараются разрядить его посредством агрессивного поведения.
Развод родителей также может вызвать временное усиление агрессии. Но сильная агрессия, которая сохраняется дольше, чем несколько месяцев, часто является признаком устойчивого поведения. Склонность агрессивного ребенка воспринимать действия другого как враждебные, может быть частью порочного круга, в котором подкрепляется и усиливается агрессивное поведение. Его агрессивные реакции в житейских ситуациях могут постоянно вызывать агрессивные действия других. В результате агрессивный ребенок сам часто подвергается нападкам со стороны других детей и его уверенность во враждебной намеренности других укрепляется.
Если агрессивность сохраняется, становится привычной, она свидетельствует об эмоциональном неблагополучии. В подобном случае она служит сигналом тревоги и должна насторожить родителей. Вместо того чтобы обвинять ребенка в злобности, следует понять, что он несчастлив, и постараться найти причину. Агрессивность может быть реакцией на чрезмерно жесткие требования, предъявляемые ребенку; или ему хочется привлечь к себе внимание рассеянной матери или слишком занятого отца; возможно также, он потрясен каким-то конфликтом. Необходимо, как можно раньше, найти причину агрессивности, чтобы она не помешала ребенку в его контактах с окружающими. С любыми отклонениями в поведении ребенка можно успешно справиться. В отношениях с детьми родители должны сочетать твердость и дружелюбие. Обращайте внимание на положительное поведение детей и игнорируйте незначительные нарушения.