Екатерина Лазуткина
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок как норма в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ДС №63 Золотой петушок
Воспитатель Лазуткина Е. О.
Педагогическая психология
«Агрессивный» ребенок как норма в детском саду.
Приходя за ребенком в детский сад, вам не однократно говорит воспитатель, что ваш ребенок проявляет агрессию к другим детям : драчливость, обзывание, разрушение и порча чужих игрушек, порча одежды других, а иногда и, угрозы («Сейчас придет Баба Яга и заберет тебя!», обзывания («Ты дурак!», «Ты уродина!», «Сейчас как ударю больно!», к воспитателю: угрозы («Придет мой дед (папа) и побьет вас сильно, или убьет!», обзывания, непослушание. Что же делать родителям и как реагировать на такие сообщения. К сожалению, с такой ситуацией мы часто сталкиваемся не только в школе, а даже в детском саду. И задача родителей, и работников детского сада во время обратить на это внимание и помочь ребенку справится с этой начальной «агрессией» в своем поведении. Так как агрессия не может проявляться без видимых причин, раздражителей.
Публикация «Консультация для родителей „Агрессивный ребенок как норма в детском саду“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
КТО ЖЕ ТАКОЙ АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК? Чаще всего его определяют как жесткий, скандальный, невоспитанный, неуправляемый, драчливый, грубый, недружелюбный. Все эти определения несут негативную оценку.
В моей статье «агрессивный» пишется в кавычках, так как в настоящее время мы ставим как диагноз ребенку, вешаем ярлыки и приписываем это качество почти каждому ребенку, непослушному, неудобному, не соответствующему требованиям взрослого.
Когда ребенок проявляет признаки «агрессии» в детском саду, это норма, так как агрессивное поведение носит адаптационный, защитный характер (во время адаптации ребенка к детскому саду). Это заложено генетически как свойство организма приспосабливаться к агрессивной природной среде. Это здоровая реакция на внешнюю угрозу, стресс, дискомфорт. В этом случае, агрессивность – это способность к самозащите.
Существуют позитивные аспекты агрессивности (здоровая агрессивность, которая в случае блокировки, начинают перерастать в негативные моменты, стимулирующие насилие.
Позитивные аспекты агрессивности Негативные аспекты агрессивности
Способность к самозащите
Развитие, рост
Активное поведение
Энергичность
Спонтанность
Энтузиазм
Открытость чувствам
Адаптивность
Настойчивость
Инициативность
Целеустремленность
Организованность
Лидерские качества
Готовность к риску, творчеству
Отсутствие страха выделяться, отличаться от других
Ответственность
Способность и стремление к преодолению препятствий Пренебрежение правами окружающих
Разрушительность
Конфликтность
Жажда власти
Враждебность
Жестокость
Стремление к тотальному контролю
Игнорирование интересов других ради достижения собственных целей
Деспотизм
Безжалостность
Изоляция
Неспособность к сотрудничеству
Ревность
Мстительность
Завистливость
Садомазохистские наклонности
Агрессия – это не признак невоспитанности, не эмоция. Это форма поведения, проявления эмоции, которая в каждом проявлении имеет свои причины и особенности.
А. Фрейд писал: «Маленький ребенок может использовать практически любую часть своего тела для выражения агрессии : голос, чтобы криком выражать свой гнев, ярость, бешенство; рот, чтобы плеваться; ноги, чтобы пинаться; руки и кулаки, чтобы бить, и, конечно же, вся мускулатура в целом может быть использована для атаки». В раннем возрасте, приводя ребенка в детский сад, ребенок лишается на время заботящегося лица, способного воспринимать и отражать его чувства и эта потребность не удовлетворяется, что ведет к проявлениям «агрессии». Типичны в этом возрасте телесные проявления.
Дети дошкольного возраста демонстрируют повышенное упрямство, разбрасывают игрушки с целью порчи, от обиды или беспомощности бьют стены, мебель, себя, кусаются, щипаются, плюются, замахиваются, толкаются, дерутся, ругаются, дразнятся, кричат и др. Пассивная агрессия выступает как упрямство, отказ от пищи, кусание губ (ногтей). Все это показатель нехватки у ребенка телесного контакта.
Каковы же причины детской агрессии (по Лыковой В. А.) :
1. Нехватка любви со стороны значимых взрослых.
2. Эмоциональная холодность родителей и педагогов, безразличие к чувствам, равнодушие, отсутствие физических контактов, эмоциональных поощрений
3. Игнорирование мнений, чувств, суждений ребенка
4. Нехватка внимания со стороны взрослых и детей
5. Гиперопека, когда ограничивается свобода ребенка, инициатива, самодеятельность
6. Непоследовательность в требованиях и дисциплинарных мерах; избыточная изменчивость и хаотичность среды; отсутствие скоординированности в моделях воспитания между самими родителями или родителем и воспитателем
7. Вседозволяемость взрослых, постоянные уступки и «тепличные условия» для ребенка
8. Непринятие, постоянная критика, оценочное отношение с навешиванием «ярлыков»
9. Авторитарно – репрессивный стиль семейного управления, основанный на агрессивном взаимодействии взрослых между собой и с ребенком, чрезмерно жестких требованиях, суровой дисциплины
10. Неадекватные притязания к ребенку, ожидая со стороны взрослых за счет ребенка решить собственные проблемы, воплотить свои мечты, стремления
11. Агрессия, вспышки гнева по отношению к ребенку
12. Безразличное отношение к агрессивным проявлениям ребенка
13. Недостаток позитивных социальных контактов
14. Проблемы здоровья, связанные с неврологическими нарушениями мозга (ММД)
15. Подавление темперамента, борьба с природными психофизиологическими особенностями ребенка.
16. Переутомление, перенапряжение, разбалансированность нервных процессов.
17. Паталогическая, врожденная агрессивность.
Советы родителям во избежание агрессивности у детей :
1. Показывать свою любовь к ребенку, слушать и слышать ребенка
2. Снимать эмоциональное напряжение (игры, дыхательные упражнения, смена деятельности, прогулка, убирание раздражителя и др.)
3. Не давить в ребенке отрицательные эмоции
4. Исключить насилие и агрессивность в семье
5. Прислушивайтесь к желаниям ребенка, но выполняйте их в разумной степени.
Список использованных источников:
1) Агрессия у детей и подростков / под ред. Н. М. Платоновой. – СПб. : Речь, 2004 г.
2) Берковец Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М. : Владос, 2001 г.
3) Детская практическая психология: Учебник /Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. / – М. : Гардарика, 2004 г.
4) Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., академия, 2006 г.
5) Лыкова В. А. Педагог как психотерапевт: помощь «агрессивному» ребенку. Часть 1. – К: Дельта, 2007 г.
6) Психолого – педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка /под ред. Л. М. Шипициной. М., Владос, 2003 г.