Инна Шиндяпина
Адвент-календарь как инновационная технология развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Адвент» означает «пришествие» на латинском, этим словом называют предрождественский период, когда все уже с нетерпением ждут праздник. Начинается адвент в четвертое воскресенье до Рождества, одна из традиций этого периода - дарить адвент-календари с маленькими подарками на каждый день. Еще их называют рождественскими календарями, как правило, это коробка с 24 окошками - по одному на каждый день с 1 по 24 декабря. Заканчивается календарь в день Рождества по григорианскому календарю.
Публикация «Адвент-календарь как инновационная технология развития познавательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Адвент календарь. Календари ожидания своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Есть версия, что первый адвент-календарь придумала мама немецкого мальчика Генриха Ланга. Сын все время задавал ей вопрос, сколько дней осталось до Рождества. Тогда женщина подготовила 24 открытки, на каждой написала число от 1 до 24 и прикрепила к ним сладости. Мальчик мог заглядывать в открытку с числом, которое соответствовало дате, и съедать лакомство, а количество оставшихся открыток наглядно показывало, сколько дней осталось до Рождества.
Когда Генрих стал взрослым, он напечатал первый адвент-календарь — с картинками, которые были спрятаны за окошками с датами. Так появился рождественский календарь, но по-настоящему популярным он стал позже, в середине прошлого века, когда уже другой производитель сделал первый шоколадный адвент-календарь.
Адвент-календари стали настолько популярными, что теперь их покупают и дарят люди, далекие от религии. А в последнее время технология адвент-календарей стала входить и в практику работы детских садов.
Адвент- календарь в образовательной деятельности –это в первую очередь игра, которая направленная на развитие интереса к любой деятельности детей, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка. Дети сами решают какой элемент сегодня выбрать, а значит чувствуют важность своего решения. Адвент –календарь помогает детям осознать, чему они научились, какие ошибки допустили, а также дает возможность самостоятельно проанализировать свой результат.
Адвент -календарь способствует развитию внимания, наблюдательности. Формирует интерес и любознательность к окружающей среде. Может быть использован в любой возрастной группе.
Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка дошкольного возраста.
Адвент-календарь может быть приурочен к любой лексической теме и решать следующие педагогические задачи:
• Развивать умение визуализировать и озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами;
• воспитывать и развивать всесторонне развитую личность
• воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни;
• развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения.
Методика использования Адвент-календаря :
Адвент-календарь - это календарь, состоящий из тематических дней, заканчивающихся итоговым мероприятием.
Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс. Макетом Адвент- календаря может быть простое полотно и тематические визуальные карточки. На форму адвент-календаря отлично ложится комплексное - тематическое планирование.
Число дней календаря зависит от периода реализации темы, и составляют от недели до месяца. Дети ежедневно снимают по одному элементу, тем самым уменьшая количество дней, оставшихся до мероприятия.
С наступившим числом (днем недели) с другой стороны этой карточки, находят задания либо сюрприз-задания. Задания могут быть как составляющая часть расписания организованной образовательной деятельности, так и игровых заданий, выполняемых в режимные моменты совместной деятельности педагогов с детьми или самостоятельно.
Принципы составления адвент-календаря :
1. Стиль оформления должен соответствовать лексической теме.
2. Календарь должен быть доступным и многофункциональным.
3. Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза.
4. Адвент-календарь предполагает свои правила игры. Один день – одно задание. Любопытный ребёнок может захотеть увидеть сразу все задания и сюрпризы, поэтому задания могут добавляться ежедневно.
5. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности.
Использовать в календаре можно различные цвета, геометрические формы: один день – одна форма и один цвет (оттенок). Счет – первостепенный фактор, считаем дни, сколько ушло и сколько осталось.
Можно спрятать где-нибудь большой подарок и нарисовать карту с заданиями, которые малыши должны выполнить. Разрезать ее на кусочки и вкладывать в кармашки каждый день по кусочку карты, чтобы в конце месяца вы могли собрать ее целиком и найти главный приз.
Использование технологии адвент-календаря в физкультурно-оздоровительной работе на неделе спорта и здоровья «Кольца дружбы»
Условия и последовательность работы с календарем:
• Знакомство с календарем (рассказ об истории возникновения календаря)
• Обсуждение правил использования, решение о дежурстве.
• На утренней гимнастике дежурный по календарю называет день недели, находит с помощью воспитателя соответствующее кольцо, открывает конвертик с номером и названием своей группы, достает задание и показывает всем детям. Все рассматривают и обсуждают что изображено, что нужно сделать, как и когда. Выполнив задание, группа зарабатывает баллы. Каждый день детям были предложены такие задания как, участие в играх-соревнованиях на улице, в зале, в бассейне, лепка, рисование, аппликация на тему спорта и здорового образа жизни. Организованы викторины, проекты на группах, предложены дидактические игры на тему.
• В конце дня обязательно акцентируется внимание детей на выполненном задании сегодняшнего дня и нацелить на ожидание задания на предстоящий день.
• В конце недели подводятся итоги, учитывая результаты спартакиады, участие педагогов в «Веселых стартах», изготовленное нестандартное оборудование родителями, предоставленный отчет по неделе спорта и здоровья воспитателями, оформление раздевальных комнат по теме недели. Победители по возрастным группам были награждены грамотами и призами.
Считаем, что Адвент-календарь – это универсальный инструмент как для организации деятельности с детьми в форме игры, для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических задач педагога, будь то воспитательные, образовательные или развивающие.